Цветному подростку
Недавно в программе «Познер» на ОРТ от знаменитого советского режиссера Станислава Говорухина услышал я чудесную фразу о том, что современное кино во всем мире снимается из расчета на цветного подростка, составляющего большинство целевой аудитории.
Речь шла, в частности, о том, что кино давно уже превратилось в парад аттракционов, забыв о драматургии, человеческих страстях и мастерстве актеров, сценаристов и режиссеров. Все это не ново, понятно, очевидно до банальности, но как раз банальности и суть основа человеческого бытия.
Разумеется, автор «Места встречи…» и прочих замечательных фильмов не сам придумал про цветных подростков, но услышать это от него было важно и по-своему приятно. Вот он – ответ на мучающий меня и прочих недобитых представителей интеллектуальных меньшинств вопрос: ну, почему на экранах больших и малых абсолютное большинство содержимого составляет продукция, которую и хуйней-то можно назвать разве что из вежливости?
Причем это касается не только игрового кино, но и всего прочего – от псевдодокументалок и развлекательных шоу до музыкальных и социальных программ.
Это не бином Ньютона: весь мир давно уже подсажен мудрыми, но безнравственными медиаменеджерами и продюсерами на духовный джанк-фуд, так же, как и другими мудрецами – на джанк-фуд физический. Результаты налицо: это прибыли мудрых за счет физического ожирения и духовного отупления цветных подростков всех расцветок.
Опять же диалектику свиней и апельсинов никто не отменял. И получив выбор – апельсины или помои, свинья привычно выберет именно помои. Отсюда безусловное преимущество всевозможных «Камеди» и «Аншлагов» перед Жванецким и Горчевым, абсолютное доминирование Димы Билана и фабричных звезд над Паоло Конте и Энгельбертом Хампердинком, подавляющее превосходство «дозоров» и «островов» над фильмами Милоша Формана и Серджо Леоне, триумф идиотских инсталляций перед внятными портретами и пейзажами.
Безусловно, не все молодые люди сегодня являются цветными подростками. И, используя современные технические возможности, некоторые вырываются далеко вперед. Но я вижу по собственным детям, что им непросто и не очень приятно обитать среди цветных подростков. К сожалению, другого глобуса у меня для них нет.
«Цветные подростки» – термин условный и широкий. К их числу я отношу и людей немного постарше, которые не обременили себя элементарным образованием и воспитанием. Примечательно было услышать от Тимура Родригеса слова, обращенные к Михаилу Боярскому (программа «Музыкальный ринг на НТВ»), о том, что сей Тимур вырос на песне «Динозаврики», и что это, мол, чудесно, что не на песнях о Ленине. На мой взгляд, тезис спорный. Помимо песен о Ленине детям давали большие порции вполне пристойной духовной пищи. Гарниром же к «Динозаврикам» стали нигилизм, спекуляции и шарлатанство.
Грустные чувства вызвала у меня программа «Русский Голливуд» на НТВ, где цветным подросткам с помощью нынешних популярных персонажей пытались объяснить, в чем прикол различных эпизодов «Бриллиантовой руки». Не вставляет деток юмор старых реалий, что тут поделаешь.
С интересом прочел я в ЖЖ одного медиа-персонажа, который мечется последние пять лет между Москвой и Киевом, что он, 30-летний балбес, только недавно прочитал «Евгения Онегина». Дескать, в школе он это дело пропасовал. Конечно, жить можно и без «Евгения Онегина», но при этом работать в качестве журналиста с большими претензиями… Однако – сегодня можно, судя по качеству контента и уровню грамотности нынешних газет и журналов. Давеча в популярной киевской газете заголовок аршинными буквами «Берлускони – лАвелас»…
Недаром когда-то Александр Трифонович Твардовский (цветные подростки вряд ли уже застали в своей школьной программе «Василия Теркина») говорил, что делит советских писателей на тех, кто читал «Капитанскую дочку», и всех остальных.
Цветные медиа-подростки, а вы «Капитанскую дочку» читали?
Фото www.photo-space.ru