Месячный цикл
Так уж сложилось, что ключевой эмоцией при смотрении телевизора стало у меня раздражение. И соответственно критерием оценки того или иного артефакта теперь является – раздражает или нет. И если да, то насколько. Впрочем, оно и по жизни насчет людей тоже, того… Но сейчас о телевидении.
Значится, есть персонажи, которые раздражают, так сказать, с первого взгляда, резко вызывая тошноту. Ну, вроде чудовищ из «Кривого зеркала» или Галкина там, или Баскова. Из отечественных – хрестоматийные Поплавский с Гордоном, вообще много их таких. А есть и такие, изначально вроде и симпатичные, но потом так примелькаются, что просто затошнит и от их обаяния. Например, Иван Ургант, Вова Зеленский и другие приятные лица.
В этом мутном море для меня есть по крайней мере один надежный островок радости и счастья. На канале «Россия» каждый первый понедельник месяца выходит программа «Дежурный по стране», где в качестве этого самого дежурного по соседней стране выступает великий Михаил Михайлович Жванецкий.
Он практически в режиме импровизации отвечает на вопросы ведущего – колоритного толстяка Андрея Максимова, на вопросы из зала, на вопросы с экрана, а также читает свои новые тексты.
Все, что можно сказать хорошего, присутствует в этих рециталах великого и мудрого писателя. В свои 75 Михал Михалыч на редкость свеж разумом, по-прежнему убойно остроумен, исключительно наблюдателен, мудр, интеллигентно грустен, по-стариковски свободен от страхов и от стремления понравиться, и неустанно поражает своим парадоксальным мышлением.
Одессит Жванецкий – это достояние, которое наша родина несомненно просрала. Он давно окончил Одессу и поступил в Ленинград, а окончив Ленинград, поступил в Москву, далее везде. Он прямой продолжатель традиций великих одесситов прошлых лет – Ильфа и Петрова, Бабеля, Олеши, Катаева. Он – гений, хотя сам стесняется этого, но не отрицает.
Он – единственный, кому по-прежнему хочется задать главный вопрос бытия: «Отец родной, скажи, в чем смысл жизни и почему не принимают стеклотару?»
На гнусном, агрессивно-антиинтеллектуальном фоне нынешнего телевидения, где танцуют музыкальные критики, поют ректоры, катаются на льду актеры, а певцам и певицам осталось разве что совокупляться с собачками, чтобы привлечь внимание публике, Михаил Жванецкий выглядит инопланетянином. Это счастье, что он еще есть, и что его можно раз в месяц увидеть и услышать по ТВ.
Когда-то во время работы в «Газете по-киевски» на планерке обсуждалась идея поставить большое фото Жванецкого на первую полосу (по случаю очередного концерта в Киеве). И один хороший в принципе парнишка вдруг искренне выразил недоумение: типа, а кто такой Жванецкий, один из этих сатириков-юмористов типа Задорнова-Петросяна? Это вызвало гневный протест нескольких взрослых коллег, поддержанный интеллигентным главредом. А я задумался о том, что Жванецкий, безусловно, далеко не всем понятен, не всеми любим, кто-то не отличит его от какого-нибудь Лиона Измайлова или вообще «Кроликов», и уж конечно до славы и денег Максима Галкина ему далеко, хоть он, слава Богу, не бедствует.
Жванецкий – это то, что называется красота, кто понимает. И такие понимающие еще далеко не все вымерли, и великий старик собирает полные огромные залы, которые на радость ему смеются в нужных местах. И задумываются не реже, чем смеются.
Его публика уйдет вместе с ним. И по-любому не пойдет на Диму Билана.
Дай Бог здоровья Михал Михалычу Жванецкому еще на долгие годы. А что, вон Владимир Зельдин еще актерствует в свои 95, есть на кого равняться.
Так хочется как можно дольше каждый первый понедельник месяца включать РТР и встречаться с нашим знатным земляком.
А вы можете себе представить дежурного по нашей стране? Ото ж…