Как опорочили маньяка
Просмотр сериала «Мосгаз» на «Интере» вызвал некоторые мысли.
Во-первых, вспомнился старый советский анекдот о том, что проклятый царизм заготовил продуктов только на семьдесят лет. Вспомнился потому, что советская власть старательно скрывала информацию о множестве интересных событий из сфер политики, криминала, спорта. Событий, которые не вписывались в информационную политику: в СССР не могло быть организованной преступности, серийных убийц, антисоветских выступлений, гомосексуализма и разных прочих занятных историй, которые и накопились для сюжетов сегодняшних телесериалов. И производители этих самых сериалов получили возможность обращаться к ранее официально не освещавшимся (или освещавшимся крайне скупо и тенденциозно) темам типа событий в Новочеркасске 1962 года, убийства Зои Федоровой, дела гастронома «Елисеевский» или того же Мосгаза. И снимать пенки с традиционного интереса к ретро-тематике.
Правда, натуру приходится снимать в провинции, поскольку сегодняшнюю Москву можно показывать разве что в антиутопиях. Но, благо, российская глубинка и сегодня мало чем отличается от довоенных времен. Да и реквизит, костюмы, винтажные автомобили и песни можно использовать безотходно – из сериала в сериал. Что и делается.
Во-вторых, вспомнился сериал «Ликвидация», чей сценарий принадлежит тому же автору, что и «Мосгаз» – Зое Кудре. Сходство двух сериалов состоит в том, что после солидного начала картина затем резко портится, как будто у авторов закончился запас уважения к публике. Идут стандартные предсказуемые ходы. И так же, как в «Ликвидации», в «Мосгазе» главная интрига детектива – кто же убийца? – внезапно досрочно прерывается, и перед авторами встает непростая задача: срочно демонизировать этого самого персонажа-злодея, который вначале был таким чудным зайчиком. Точно как персонаж Пореченкова в «Ликвидации» – шпион Академик.
Ну, а в-третьих, Зое Кудре показалась недостаточно яркой и кинематографичной реальная история «Мосгаза» – первого советского серийного убийцы Владимира Ионесяна, который был расстрелян в феврале 1964 года за пять убийств, совершенных с 20 декабря 1963 года по 8 января 1964 года в Москве и Иванове. Эта история ранее уже была представлена в одной из передач документального цикла «Следствие вели» с Леонидом Каневским.
И, взяв за основу несколько реальных моментов биографии настоящего Ионесяна (был солистом театра музкомедии (правда, не в Москве, а всего лишь в Оренбурге), сожительствовал с балериной, его арестовали с использованием переодетой сотрудницы милиции), Зоя Кудря в своем сценарии навесила на несчастного маньяка еще пять дополнительных трупов, а также поиск общака цеховиков и стремление сбежать за границу. Ну, там для колорита эпохи знаменитая выставка художников в Манеже, облаянная Хрущевым («пидарасы!»), и единственный (в сериале) участник этой выставки в качестве главного подозреваемого, и еще много всякого-разного.
Настоящий исторический Ионесян был маньяком, для которого не столь важным было чего-то награбить в квартирах жертв, сколько потешить сумрачную душу злодейством. В сериале же Мосгаз предстал алчным психопатом в погоне за богатством. При этом Зоя Кудря, опять же, как и в «Ликвидации», сочинила ему любовную линию, совершенно несовместимую с логикой событий.
Конечно, следует отдать должное остроумию, с которым имя главному злодею поменяли с «Владимир Ионесян» на «Владислав Ветров» – так зовут актера, который играет в сериале одну из ролей (убиенного цеховика Чеботаря). То есть, это как бы и не претензия на историческую достоверность, а плод художественного воображения «по мотивам подлинных событий». Но тогда уже было бы более корректным поменять и погоняло убийце, скажем, не Мосгаз, а Мосэнерго.
А так вообще ничего, поначалу смотреть было интересно…
Приготовиться Чикатило?