Учицца, учицца и учицца
Я позволил себе слегка подправить ленинский призыв – дабы сохранить интригу.
Мы живем в несовершенном мире. Многие моменты нас огорчают, удручают и раздражают. И среди этого многообразия я особо выделяю поразительную, невиданную ранее в таких масштабах путаницу в написании глаголов – тех самых, которые заканчиваются на «-ться» и «тся».
Среди великого множества примеров, обрушивающихся на нас каждый день, беру очередной, почему-то более других разозливший: заголовок «Фарион в Донецке хочет встретится с шахтерами». Так она хочет – или она таки встретится? То есть, она что-то хочет сделать? Или она сделает? Сразу не поймешь.
Люди добрые, как можно делать эту детскую ошибку? Как можно делать ее в средствах массовой информации?
Я вам скажу, как можно ее не делать. Для этого нужно просто задать вопрос к глаголу, который вы собираетесь написать: что делать (сделать)? (и тогда смело писать мягкий знак) или что делает (сделает)? (и тогда мягкий знак ни в коем случае не ставить).
Например, покойная Анна Герман пела «А он мне нравится, нравится, нравится». То есть, он что делает – нравится. И если вы вдруг напишете «он мне нравиться», то это будет совсем по-папуасски: моя ходить сюда.
А вот Владимир Ильич Ленин на комсомольском съезде призвал молодежь «Учиться, учиться и учиться». То есть, что делать – учиться. И если вы вдруг напишете (кстати, в таком контексте, черт возьми, напишЕте, а не напишИте – это разные глагольные формы!) «Ленин призвал молодежь учится», то это будет совсем другой смысл, точнее – бессмыслица.
И мне такая писанина постоянно мешает, глаз и мысль спотыкаются об эту безграмотную хрень.
Ну, и конечно, в нашем случае положение усугубляется влиянием украинского языка, в котором глаголы третьего лица (которые «что делает?») пишутся с мягким знаком: сподівається, лається, змагається. Потому нередко в русскоязычных текстах можно встретить слова, которых в русском языке вообще нет: хочеться, колеться и т.п.
Очень умиляет и страсть, с которой невежды отстаивают свое право на невежество и проклинают мелочных и придирчивых граммар-наци. Все равно как бить кулаком по голове врача, который диагностировал у вас болезнь.
Не нужно думать, что правила орфографии в процессе эволюции за ненадобностью отпадут, как хвост у обезьяны. Когда отпадут правила орфографии – хвост вырастет снова.