Юшка из дешевой рыбки
Вспомнился 1993 год, когда у нас в Запорожье наряду с двумя государственными появились три частных телекомпании, вяло конкурировавшие между собой. Условия работы везде были фактически одинаковыми, зарплата ведущих журналистов была в районе 200 долларов. И как-то в беседе с одним из коллег я высказал идею: если бы один из каналов собрал у себя лучших бойцов города, предложив им по 400-500 долларов, то такая компания убрала бы с рынка всех. Мы все друг друга прекрасно знали и представляли, из кого можно было бы собрать такую дрим-тим. Но дальше идеи это никуда не пошло. Потому что платить людям хорошие деньги у нас никогда не любили. При этом распыляя гораздо более крупные суммы на ерунду.
Я вспомнил этот эпизод в контексте постоянных сетований в СМИ и в сети о том, что Украина вдрызг проигрывает пропагандистскую войну. Да в общем-то и не ведет ее вовсе, во всяком случае – централизованно и системно. Впрочем, это отражение идущих в стране параллельных процессов, когда государственные органы вообще мало чем занимаются – от ведения войны и охраны общественного порядка до лечения граждан или обеспечения их квартир горячей водой. Все больше сами, все сами – гражданские активисты, волонтеры или патриотично настроенные олигархи.
Такая же примерно картина и в мире украинских масс-медиа. Мы сегодня имеем кучу СМИ – печатных и электронных. Их количество давно переросло в обратное качество продукции и уровень сотрудников. По той простой причине, что платить квалифицированным профессионалам хорошие деньги никто не хочет, предпочитая набирать задешево кого попало. Да и больших мастеров в природе много по определению не бывает – на такое количество СМИ не хватит в любом случае.
В мирное время это проблема самих журналистов, до которых хозяевам тех самых многочисленных медиа нет дела. Но во время войны возникает нюанс и вопрос общенационального значения – потому что в XXI веке информационное обеспечение любых действий приобретает особое значение.
Если бы воюющее государство реально хотело создать несколько мощных и влиятельных СМИ, можно было бы на достойные деньги собрать лучших и запустить хороший телеканал, хорошую радиостанцию, хорошую газету – вместо множества плохих. И эти СМИ могли бы продуктивно поработать на благо отчизны – в нужном отчизне направлении. И никакие эйч-ары для комплектации этих СМИ кадрами не понадобились бы – все лучшие в стране аналитики, публицисты, колумнисты, репортеры прекрасно известны. Наш журналистский мир достаточно тесен, а слой очень тонок – все на виду и есть, с кем идти в разведку. Причем цена вопроса не выглядит заоблачной: команды мастеров не должны быть многочисленными, и необходимые ресурсы можно изыскать, было бы желание.
При этом немало невостребованных государством квалифицированных профессионалов работают в СМИ, принадлежащих «неправильным» хозяевам. И винить в этом некого: коммунизм не построили, работаем за деньги.
Но поскольку традиционно никому ни до чего дела нет, и каждый варится в собственном соку, мы имеем то, что имеем. Россия поливает нас из всех пропагандистских орудий – и у себя, и за рубежом, а мы огрызаемся в соцсетях на молекулярном уровне с мизерным эффектом.
Фото - novostey.com