Дураки и полдела
В минувшую среду (10 сентября) в НСК «Олимпийский» прошла конференция руководящих функционеров украинского спорта. На ней обсуждали концепцию реформы этого самого многострадального спорта, о которой довольно много и весьма неконкретно говорят в последние месяцы.
Собственно, проект самой концепции собираются презентовать 16 октября на спортивном конгрессе Украины – вместе с проектом Закона о спорте и изменениями, которые нужно будет внести в различные нормативные акты Украины, касающиеся спортивной деятельности.
Практически проектом реформы занимается рабочая группа под эгидой Министерства молодежи и спорта. В эту группу входят инициаторы реформы снизу – президенты нескольких спортивных федераций и привлеченные ими юристы. Руководит группой президент Федерации плавания Украины Дмитрий Качуровский, опытный спортивный функционер и успешный менеджер американской выучки.
Поскольку у нас постоянно говорят «реформа, реформа», не беря на себя труд пояснить народу, о чем собственно идет речь – что есть, что нужно изменить, куда именно изменить и т.п. (это касается абсолютно всех реформ), есть смысл вкратце обозначить суть вопроса.
Украинский спорт сегодня функционирует по старым советским законам, смешанным с некоторыми современными методами. При всей разнице спортивных политик в цивилизованном мире, все они в том или ином виде сводятся к четкому разделению задач. Массовой физкультурой и здоровьем нации занимается государство через спортивное министерство на средства госбюджета, а профессиональным спортом высших достижений занимаются федерации видов спорта через спортивные клубы – за счет самоокупаемости, спонсорства, маркетинговой деятельности и т.д. Это базовая формула, все остальное – варианты, детали и нюансы.
У нас же до сих пор за счет государства существуют так называемые добровольные спортивные общества и другие структуры, с разной степенью успеха содержащие объекты спортивной инфраструктуры. Параллельно работают и частные клубы – они никакой поддержки от государства не имеют. Есть Национальный олимпийский комитет – общественная организация, занимающаяся поддержкой спортивных федераций. Но у НОКа свои функции и задачи, и он не подменяет государство в плане развития спорта в стране. Зато государство в лице Министерства спорта лихо подменяет федерации, распределяя бюджет по своему усмотрению. Усмотрение это, как и везде, базируется на откатах и личных симпатиях. В конце концов, в нашей стране так функционируют все институты, связанные с госбюджетом – здравоохранение, образование и все остальное. Какая страна – такой и спорт.
Сегодня речь идет о том (она вообще-то давно шла, но только сегодня оформилась в какую-то конкретику), чтобы создать в спортивной отрасли систему, которая работала бы исключительно в рамках законов и правил, вне зависимости от сменяющихся персоналий. А нарушители этих законов и правил исчезали бы со спортивной арены – в прямом и переносном смысле слова.
На этом хватит о спорте, поговорим о СМИ.
На конференции было аж две камеры второстепенных телеканалов и полтора журналиста. С одной стороны, это говорит о недостаточном внимании организаторов к освещению события, как и всего процесса подготовки реформы в целом. С другой стороны, наши СМИ – как спортивные, так и вообще – мало интересуются серьезными, непопсовыми проблемами.
Наши СМИ уже давно заточены исключительно на говнецо. Позитивная информация не интересует главредов, традиционно начинающих планерки с вопроса: а что у нас плохого? А журналистам куда проще вместо того, чтобы напрягать мозги и вникать в смыслы, искать всюду это самое говнецо – благо, оно в изобилии лежит на всех поверхностях.
Такое говнецо быстро и с удовольствием нашли и в сфере спорта – описывая разные действия министра спорта Дмитрия Булатова.
Ему уже были посвящены несколько ток-шоу и разоблачительных сюжетов на разных каналах, к которым привлекли некоего обиженного бывшего булатовского советника и вечного моджахеда украинского спорта Стеллу Захарову. Помимо обвинений в непрофессионализме, в жизни не по средствам (квартира на Печерске, роскошное авто), Булатову предъявили и то, что до сих пор нет проекта спортивной реформы. Более того, пресс-конференция Булатова, президента НОК Сергея Бубки и Дмитрия Качуровского в начале сентября, на которой они говорили о предстоящей реформе, стала поводом для новой порции претензий: а почему публике представили только разговор о реформе при наличии отсутствия документа? Министр пытался объяснить журналистам, что реформа – это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, но кому это интересно. Это был именно тот случай, когда дураку показали полдела.
Стоит отметить, что сама рабочая группа недооценивает роль СМИ в освещении своей деятельности. А дефицит внятного общения у нас всегда компенсируется пикантными сплетнями – когда по делу, когда нет, но потом приходится долго отмываться.
Усилиями наших СМИ при собственной медиа-неуклюжести Дмитрий Булатов сегодня в глазах широкой общественности получил устойчивый имидж дилетанта, случайно выдвинутого Майданом, и коррупционера. И теперь ему ничего не остается, как осуществить спортивную реформу. Если это удастся, Булатов войдет в историю украинского спорта и в историю Украины как человек, сумевший на отдельном направлении вывести Украину на современный цивилизованный уровень. Если нет – так и останутся в памяти обывателей обвинения его оппонентов, квартира, машина и статус «администратора ночного клуба».
Я с Булатовым не знаком, судить о нем буду по делам. И не по машине или квартире, а по реформе украинского спорта. Дмитрий Качуровский сказал мне, что министр полностью поддержал инициативную группу, предоставил всю документацию, включая финансовую, и реально делает все для того, чтобы пробить реформу. Сопротивления там хватит – можно не сомневаться. Будем надеяться на успех безнадежного дела.
Да, и не надо говорить: какая нафиг реформа спорта, когда в стране война! Войны приходят и уходят, а спорт остается.
Фото - glavcom.ua