Лига позора
Недавно я упоминал здесь в блоге о своем визите в штаб-квартиру ФИФА в Цюрихе. Помимо чисто туристического интереса я питал наивную надежду с удостоверением члена АИПС (Международной ассоциации спортивной прессы) наперевес посетить коллег из пресс-службы ФИФА и ознакомиться с условиями их работы.
Однако демократичный доступ всех желающих в штаб-квартиру ФИФА строго ограничивается огромным холлом, где находятся стенды с копиями трофеев и мячей чемпионатов мира разных лет, а также лавка с сувенирами. Проход в офисы запрещен, если только, конечно, вас не ждут по предварительной договоренности.
Ну, это нормально, в принципе. Нечего мешать людям работать.
Да вот только эти люди в режиме закрытости доработались до всемирного скандала и великого позора. Буквально на днях эпопея с переизбранием 79-летнего Зеппа Блаттера президентом ФИФА на очередной (пятый!) четырехлетний срок ознаменовалась арестом семи функционеров ФИФА по обвинению в многомиллиардной коррупции.
Самого Блаттера мне случалось видеть в Киеве. В 2007 году на пресс-конференции в Доме футбола по просьбе коллег из пресс-службы Федерации футбола Украины (ФФУ) я задал президенту ФИФА вопрос о том, как он воспринимает ситуации, когда футбольные проблемы пытаются решать в гражданских судах. Тогда это было актуально в свете «дела Деметрадзе» (экс-форвард донецкого «Металлурга» Георгий Деметрадзе подал иск в суд против ФФУ, протестуя против лимита на легионеров). Герр Блаттер очень оживился и долго говорил о суверенности футбольной власти и недопустимости внешнего вмешательства в футбольные дела. По завершении мероприятия он сказал мне: Merci pour votre question! (Спасибо за ваш вопрос).
Однако сегодня суровая действительность снова вмешалась в футбольные дела, основательно испортив главе ФИФА покой и сон, а самой Федерации – имидж и репутацию.
И тут, в контексте страстей, бурлящих вокруг ФИФА, я решил посмотреть выпущенный в прошлом году кинофильм «Лига мечты», посвященный истории ФИФА, с Тимом Ротом в роли Блаттера. Фильм этот в прокате прошел быстро и незаметно. Тем интереснее было поглядеть его и заодно поинтересоваться историей его создания и прокатной судьбой.
Все оказалось ой как интересно.
Собственно, сама картина, снятая малоизвестным французским режиссером Фредериком Обюртеном, явилась по жанру заказной ведомственной лентой типа «История трудовой славы фабрики или завода». По стилю творение Обюртена (он же соавтор сценария) четко напомнило фильм «Падение Берлина» и книгу киевского журналиста Феликса Гальперина «Пригоди шкіряного м’яча». То есть – столетняя история ФИФА представлена набором фрагментов полулегендарного характера, где в центре событий оказываются президенты ФИФА разных лет – Жюль Римэ (его играет Жерар Депардье), Жоао Авеланж (Сэм Нилл) и Зепп Блаттер (Тим Рот).
При этом ключевые моменты истории подаются крайне схематично и примитивно. И реальные исторические факты перемешиваются с мифами – например, когда Жюль Римэ и лидеры ФИФА в 1942 году рассказывают друг другу о «матче смерти» в Киеве. Еще и с такими трогательными деталями, как то, что русским пленным и рабочим противостояли тренированные немецкие офицеры. Хотя, как теперь известно, никакого матча смерти не было, а на самом деле немецкие и мадьярские солдаты-любители в целом цикле матчей противостояли опытным украинским профессионалам из киевского «Динамо». В общем, маленькая ложь, как водится, породила большое недоверие. Да еще и напомнила известный тезис о том, что сегодня на Донбассе регулярной украинской армии противостоят бывшие шахтеры и трактористы.
А вообще-то вскоре стало понятно, что вся эта музыка была затеяна с целью показать, что вершиной истории ФИФА стал приход Зеппа Блаттера на руководящий пост. И кульминацией фильма оказалось не спортивное противостояние, как это всегда бывает в фильмах на спортивную тему (матч, бой, забег, прыжок и т.п.), а победа Блаттера в 2002 году на внеочередных перевыборах. И в целом фильм «Лига мечты» (кстати, это его российское прокатное название, оригинальное же гораздо лучше – United Passions, Объединенные страсти) это рассказ не о футболе, а о футбольных функционерах.
И многие сцены фильма в свете сегодняшнего скандала воспринимаются весьма символично и зловеще. Например, «тёрки» Жюля Римэ с представителем Уругвая насчет проведения первого чемпионата мира в этой латиноамериканской стране. Ой, как это сегодня перекликается с подозрительным решением 2010 года отдать (фактически – продать) чемпионаты мира 2018 и 2022 года соответственно России и Катару. Или «тёрки» Жоао Авеланжа с представителем Африки насчет голосов на предстоящих выборах президента ФИФА, обеспечивших ему победу. Так и Блаттер сегодня собирает большинство голосов в ситуации, когда голос представителя Каймановых островов равен голосу представителя Англии или Франции. Много в фильме говорится о журналистах, которые несправедливо атакуют и обвиняют руководство ФИФА, по сути, выступая в качестве «козлов, которые мешают жить».
Все стало на свои места, когда я прочел, что фильм «Лига мечты» был снят по заказу и на деньги ФИФА. Бюджет фильма, на 90% профинансированный конторой Блаттера, составил $27 млн., причем кассовые сборы по всему миру не превысили $200 тыс. С одной стороны, это логично показало, что публике неинтересно смотреть скучную историю о том, как группа деляг и барыг превратила любимую игру миллионов в источник бешеных доходов, зачастую сомнительного толка. А с другой стороны, показательно, что на собственный пиар и отмывание запятнанной репутации ФИФА Зепп Блаттер не пожалел денег, равных годовому бюджету средней национальной футбольной федерации.
Но лучшими кадрами в фильме стала вмонтированная хроника реальных финальных матчей чемпионатов мира. Особенно – 1970 года с легендарной Бразилией и великим Пеле. Очарование и азарт игры, как цветы могилу, перекрывают интриги и гешефты спортивных функционеров – какие бы фильмы о них ни снимали и какие бы актеры их ни изображали.
Хотя если нынешний коррупционный скандал с ФИФА получит развитие и завершение, кинематограф наверняка еще не раз обратится к этому сюжету – но уже в других тонах. А Тим Рот, который на четверть века моложе Зеппа Блаттера, сможет монопольно исполнять его роль – подобно тому, как Михаил Ульянов много лет играл маршала Жукова. Но, конечно, таких денег, как Блаттер заработал на футболе, Тим Рот на его образе не поднимет.
Фото - xsport.ua