Постправда для гибридного мира: пиар, но не галимый
12 апреля в Киеве прошел XV Международный PR-Фестиваль. Это традиционное мероприятие, которое ежегодно проводят Украинская PR-Лига и ведущее пиар-агентство страны PR-Service. Причем PR-Фестиваль это не только солидная корпоративная тусовка пиарщиков, но и весьма полезная и интересная школа знаний для представителей различных бизнесов и СМИ, которые связаны с пиаром.
Как человек, имеющий некоторое отношение к компании PR-Service, я регулярно посещаю фестивали. И дело не только в статусе «гостя капитана» (по Жванецкому), но и в том, что в последнее время я все больше дрейфую от журналистики в сторону пиара. Жизнь такая. Поэтому к ряду выступлений на нынешнем фестивале я испытывал искренний профессиональный интерес.
Об уровне мероприятия, проходившего под слоганом «Искусство танцевать под дождем», можно судить уже по заявленным темам.
Судите сами:
- Общественное сознание в мире за гранью правды
- Функционал PR-специалиста в компаниях разных бизнес-моделей
- Элиты, эксперты, лидеры мнений как визави PR-специалиста
- Работа с репутационными рисками. PR-сопровождение затяжных корпоративных конфликтов
- Персональный PR первых лиц: эффективные приемы
- Виртуальный мир: возможности развития и угрозы приватности
- Организация работы PR-команд: сглаживание углов, культивирование талантов, технологии генерации идей
- Потенциал роста корпоративных СМИ
- Аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в PR
- Отраслевые особенности PR
Кто скажет, что это неинтересно, пусть бросит в меня камень. Что же до качества исполнения, то все, что делает Елена Деревянко, вице-президент Украинской PR-Лиги и партнер агентства страны PR-Service со своей командой, не нуждается в дополнительной рекламе и комплиментах. В данном случае это не пиар галимый и не реклама, а констатация факта. Более того – это чистая правда, именно правда, а не постправда, о которой сама Елена говорила, открывая фестиваль блестящим докладом «Феномен постправды и его влияние на общество».
Останавливаться на феномене постправды я не буду, кому интересно – Гугл всегда под рукой. Но суть его интуитивно понятна уже давно: в сегодняшнюю информационную высокотехнологичную эпоху никакой универсальной и объективной правды уже нет, а правда у всякого своя. Кому во что хочется верить, то он и считает правдой. Одна иллюстрация: распространенная сетевая картинка с проекцией цилиндра, который на одной стене отражается как круг, а на другой как прямоугольник. И то правда, и другое правда, а истина – совсем третье. А другую иллюстрацию мы имеем каждый день, полемизируя в сетях с разного рода ватниками и поражаясь, как и почему наши друзья вдруг стали считать землю плоской и убеждать в этом нас.
Но это так, теория. Сидя и слушая умных профессионалов, которые анализировали тренды и технологии пиара, я постоянно ловил себя на вопросе, который в 1949 году членам съемочной группы фильма «Кубанские казаки» задавали местные крестьяне: «Из чьей жизни кино?» То есть, было физическое ощущение гигантского разрыва между специалистами пиара, живущими в мировых реалиях XXI века, и широкими народными массами, которые по-прежнему ментально и материально существуют в советском колхозе. Нет, то, о чем говорили компетентные пиарщики, включая нейросети и критическое мышление, существует и даже иногда работает. Но на практике бабушки и дедушки с наличием избирательных прав при отсутствии мозга своими голосами по-прежнему решают, кто нами правит и как нам жить.
Именно это обстоятельство обусловливает деятельность украинских СМИ, о чем говорили, в частности, участники панельной дискуссии «Технологии факт-чек и достоверность информации СМИ». Так, шеф-редактор портала «КиевВласть» Игор Дармостук грустно заметил, что 90% публики плевать на достоверность информации, тем более, что на ее анализ и проверку у этой части аудитории нет ни мозга, ни желания. Что, собственно, обессмысливает необходимость правдивости информации. Ведь главное – это скорость подачи и броские заголовки, рассчитанные на кликабельность. Какая уж там журналистика факта или журналистика мнений. В основном выходит журналистика говна. А вместо факт-чекинга, на который нет ни времени, ни денег для толковых журналистов и редакторов, имеем чек-факинг.
Хотя чего требовать от пресловутых 90% (что, кстати, касается всех стран в мире), если даже люди весьма продвинутые порой проявляют удивительную наивность и информационную неразборчивость. Вспомним, какой ажиотаж был в ФБ после публикации якобы речи Трампа в ООН по поводу Израиля и арабских стран. Перепечатка текста израильского публициста Марка Галесника без указания источника была воспринята многими за чистую монету и вызвала восторженные отзывы: «Вот настоящий лидер!» Или с каким удовольствием совсем недавно было воспринято фейковое письмо от компании «Тесла» Гройсману с отказом инвестировать в украинскую экономику по причине нашей коррупции. Сколько было репостов, сколько вдохновенных комментов. Причины такого восприятия понятны: и коррупции полно, и Гройсман любви не вызывает, но фейк есть фейк. А готовность радостно принять его – это и есть проявление постправды.
Впрочем, тематика фестиваля выходила далеко за пределы медийных страданий. И в плане прикладном и познавательном такой форум безусловно полезен тем, кто занимается пиаром.
Но там также говорили и о том, что народ нынче лонгридов не любит. Поэтому я закругляюсь))
Спасибо за внимание.
Фото - cont.ws, politica-ua.com