Не спеши ты меня хоронить. Украинское кино
Новость о том, что Кабмин решил сократить затраты на кино еще в два раза, не стала неожиданностью. Не до кино сейчас, стране нужно оружие и бронежилеты. И когда пушки говорят, музы молчат. Но все же, когда в конце практически каждого украинского фильма, представленного на недавно закончившемся ОМКФ, видишь плашку, «фильм создан при поддержке Госкино», чувствуешь себя словно похоронах.
Но все ли так безнадежно? Ведь сказать, что украинское кино существует исключительно благодаря госденьгам было бы преувеличением. Хотя бы потому, что факт существования этого самого украинского кино до сих пор вызывает сомнение. Да, кинопроизводство в стране существует, да, живут среди нас настоящие кинематографисты, и многие из них – профессиональны и талантливы. И даже фильмы в национальный прокат выходят, а на мировых фестивалях прямо сейчас победно шествует «Племя» Мирослава Слабошпицкого.
Но кинопроцесса нет. Индустрии – не существует. Ведь не было ни одного нашего фильма, который настолько понравился бы зрителям, что они дружно и массово понесли бы кровно заработанные денежки в кассы кинотеатров. И дали возможность кинематографистам не только купить на бокс-офис хлеба, масла и молока/мяса, пива и виски, но и снять еще парочку шедевров. А заодно показать финансовый результат инвесторам, фондам и другим держателям бабла - и убедить их рискнуть!
Может быть, скажете вы, зрителям украинское кино не нужно? Столько ведь кругом трансформеров, русских комедий и крепких американских драм? Есть подо что посмеяться, съесть ведро попкорна, выпить колы – ну или поплакать, кому что больше нравится. Но тут вы ошибаетесь!
Нам очень нужно свое, родное, понятное, украинское кино. Об этом, в частности, свидетельствуют овации, которые устроил зал во время премьеры на ОМКФ «Поводыря» Олеся Санина. Да, к фильму много вопросов, он получился несовершенным, но это – наша история. Она про нас, про наших предков, о нашем прошлом – и, как все мы надеемся, не о будущем. И публика, в отличие от критиков, с удовольствием прощает режиссеру технические огрехи и несовершенства. И аплодирует актуальности и возможности не просто наблюдать за играми разума на экране, а почувствовать вовлеченность в действие фильма.
Правда, окупаемость и экономическая целесообразность «Поводыря» под вопросом… Вряд ли украинский зритель сможет вернуть 16 000 000 гривен (все те же госденьги), затраченных на его производство…
И вряд ли государство в ближайшее время выделит такие деньги на столь бесполезное в военное время занятие, как съемки фильма.
Но все, что нас не убивает, делает нас сильнее, ведь так? И поэтому не стоит складывать руки и сдаваться. И главная задача нашего кинематографа – научиться снимать дешево, или, если вам так больше нравится, снимать эффективно. Научиться снимать так, чтобы зарабатывать деньги. Пусть не такие большие, как это возможно на телевизионном рынке. И не такие, как зарабатывает Голливуд. Но достаточные для развития индустрии, для того, чтобы создавать национальный кинопродукт и не чувствовать себя попрошайками. Эта мысль, кстати из тех, что «витают в воздухе», она не нова, не оригинальна, но тем не менее очень правильная. Да и предпосылки для создания отечественной киноиндустрии есть!
Уровень телепроизводства в Украине достиг европейского уровня. Практикой доказано: мы можем делать все, начиная от дешевых, но прибыльных реалити-шоу и заканчивая крутыми сериалами. Просто напомню о «Нюхаче», который не только вызвал большой международный резонанс, но и, по признанию творческой группы фильма, стал своеобразным университетом, проверкой на прочность, на профессионализм. Вызовом, как сейчас принято говорить. Сможем ли мы воплотить собственную, очень оригинальную идею на самом высоком техническом уровне? Смогли ведь, получилось!
Так почему бы опыт, накопленный в телепроизводстве, не перенести в область кинопроката, подумали мы. И на Кинорынке в рамках Одесского кинофестиваля FILM.UA Group представили целую линейку запланированных релизов 2014-2016 года.
Каждый из них – отражение определенной стратегии.
Так «Одинок по контракту» - романтическая молодежная комедия (производство «Новый канал» и FILM.UA). Фильм выйдет на экраны страны совсем скоро, 4 сентября 2014 года, прокатом занимается «Интер-фильм». В Одессе мы показали наше кино кинотеатрам, журналистам, прокатчикам – и получили очень позитивные оценки.
Для нас это своего рода эксперимент, воплощение бизнес-схемы, по котором это чудо – экономическая эффективность производства кино в Украине – может стать реальностью. Для того, чтобы минимизировать риски, решили воспользоваться уже «сработавшей» историей немецкого фильма «Фанатки на завтрак не остаются», который с успехом прошел в Германии в 2010 году. Конечно, куда круче снимать по оригинальным и гениальным сценариям, но мы таких пока не нашли. А двигаться – нужно!
В главных ролях задействованы молодые актеры. Звезды в нашем фильме тоже есть – но во второстепенных ролях. Серега, Алан Бадоев, Василий Вирастюк – их имена есть на афишах, и они тоже должны привлечь в кино зрителя. Наш партнер по производству, «Новый канал», обладает огромными медийными площадками для промо фильма, и это позволит нам существенно сократить затраты на маркетинг и рекламу. Конечно, главное в этой истории – бокс-офис, который уже осенью покажет, насколько наши риски оправданы. Да и для того, чтобы наша бизнес-схема заработала, нужна целая линейка из таких фильмом. Но кто не рискует, то ведь не пьет шампанского?
Следующий фильм, который мы сейчас делаем для кинотеатрального проката – документальный проект о группе «Океан Эльзы». Это еще больший риск и еще большие амбиции. Принято считать, что успех документального фильма в кино невозможен. Готовы поспорить! Ведь собрал Святослав Вакарчук во время украинского тура в июне этого года более, чем 250 000 зрителей? И каждый из них заплатил за свой билет куда больше денег, чем стоит билет в кино… Значит хотя бы у этой четверти миллиона людей есть мотив для того, чтобы прийти в кино и увидеть на экранах историю любимой группы.
А еще – услышать музыку. Погрузиться в атмосферу живого концерта. Почувствовать себя собеседником культового музыканта. Попробовать понять феномен его успеха.
Мы очень надеемся, что картина найдет своего зрителя. Впрочем, для нас здесь вопрос не только в бокс-офисе, но и в возможности сделать что-то очень важное: отразить на экранах наше сложное и непростое время и сделать это в интересной, яркой, зрелищной форме.
Также мы представили тизер проекта «Незламна» (производство Kinorob и «Новые люди», при поддержке Державного агентства України з питань кіно) о самом результативном снайпере Второй Мировой войны Людмиле Павличенко. Наша соотечественница, она родилась в Белой Церкви и прожила удивительную жизнь. Стала идеальным солдатом, собственноручно уничтожила 309 фашистов, поехала в США, познакомилась и подружилась с Элеонорой Рузвельт. Произнесла пламенную речь в Конгрессе США, после которой, всего через 2 месяца, был открыт второй фронт.
Масштабные съемки, оригинальный, тщательно выписанный сценарий, отличные актеры, сложный постпродакшн – все это делает фильм самым настоящим блокбастером. Его производство – тоже риск, который мы хорошо осознаем. Но разве не нужен зрителю сейчас такой фильм? История о героизме, о национальном характере и о том, как на самом деле ужасна война…
Ну и «на сладкое» - полнометражный мультфильм «Возвращение Гулливера» («Анимаград», «95 Квартал», FILM.UA). Эта история о том, как в стране Лилипутов ждут возвращения великана, который наконец-то наведет порядок в государстве, где все, даже погода подчиняется воле не слишком умных правителей. Разве успехи анимационных фильмов в мировом прокате не должны нас вдохновлять? Разве мы, страна с большим анимационным прошлым, не может придумать, нарисовать и выпустить на экраны хорошую историю? Мы считаем, что может! И собираемся сделать это.
Для чего нам, крупнейшему продакшну на территории Восточной Европы все это нужно? Мы же вполне могли бы жить спокойно, делая успешные телеистории…Ответов на этот вопрос существует несколько. И каждый из них, возможно, прозвучит пафосно. Но все это чистая правда. Мы хотим развиваться сами и развивать индустрию в нашей стране. Мы хотим, чтобы у наших талантливых актеров, режиссеров, операторов, звукорежиссеров, художников по костюмам, реквизиторов и других профессионалов в мире кино была работа. Мы хотим создавать украинское кино не только для фестивалей или узкой тусовки печальных хипстеров, но и для зрителей. И мы верим в то, что на этом поприще можно заработать деньги. А еще – воспитать в наших гражданах гордость за свою страну.
А что касается того, что время сейчас неподходящее – так оно всегда не самое лучшее. И если обратиться к истории, то можно вспомнить, что итальянский неорелизм возник в разрушенной и разоренной стране, а расцвет Голливуда случился во время жесточайшего финансового кризиса.
И как говорит старая китайская пословица, дорога в тысячу ли начинается с одного шага. Мы его сделали. И это более правильная история, чем стенания о гибели украинского кино.