Автопарк FILM.UA: раритетные автомобили и их судьбы в кино
Историческое кино без ретро-автомобилей - что свадьба без драки. Ретромобили - непременные герои этого жанра. А в знаменитом мультике "Тачки" они доказали, что вообще могут быть главными героями. Откуда же в фильмах берется подвижной ретросостав, где откапывают, как реставрируют и обслуживают раритетные авто, с какими техническими трудностями сталкиваются на съемках? Ответ я получила, побывав на днях в хранилище ретро-автомобилей FILM.UA.
Особенность большинства автомобилей, собранных на киностудии – в их аутентичности: реставрированные машины, напичканные деталями от более современных авто, здесь не ценятся. - Взять, к примеру, «Чайку», - рассуждает начальник автопарка FILM.UA Эдуард Скалеух. – Машина шикарнейшая: в 1966 году в ней уже была и автоматическая коробка, и электростеклоподъемники. А люди, реставрируя такие машины, ставят мерседесовские двигатели, ходовую часть, и от «Чайки» остается только название.
Еще одна фишка этих машин – их способность к трансформациям:
Вот эта "Волга" перед церемонией награждения премией «Телетриумф» стала желтой. Из нее сделали ретро-такси, прокатившее множество медиаперсон от Ольги Фреймут до Виктора Павлика. А сейчас для проекта «Дом с лилиями» ее перекрасили в черный.
- Наша работа – это кино, телешоу, клипы. Поэтому мы умеем подготовить авто под каждый проект в максимально сжатые сроки, - говорит Эдуард.
Об истории каждого автомобиля, представленного в парке, его смотритель может говорить часами:
- «Чайки» выпускались в 60-е годы ограниченными тиражами, в них ездили первые люди государства, поэтому большого пробега не имели. В этой машине все в оригинале, хотя ей уже 46 лет стукнуло. Но это еще не самая старая машина.
- Вот ГАЗ-М1, легендарная «Эмка» 1946 года выпуска, в ней тоже все родное
- Где удалось найти такой раритет?
- Ржавела на одной из киевских улиц: случайно увидели, разыскали владельца, оказалось - продается! В автопарке, кстати, немало экземпляров, которые мы буквально спасли: машина стояла на подворье у человека и просто умирала, куры по ней прыгали. Если сохранился двигатель и коробка передач, остальное можно нарастить. Главное – умелые руки людей, вкладывающих в это дело душу и сердце.
История этой машины на киностудии - богатейшая: на съемках проекта «Охота на Вервольфа» ее пассажиром был Вячеслав Разбегаев, в картине «Кедр пронзает небо» - Игорь Петренко, а когда создавалась «Анна Герман», в ней покатались Мария Порошина и Марат Башаров,
- Вот еще один образец автомобиля с оригинальными внутренностями, - продолжает Эдуард. - Это Opel Kapitan 1938 года – то есть, машине, на минуточку, 74 года. А она ездит, снимается в фильмах и приносит радость. Сложно перечислить все проекты, в которых она работала: «Баллада о бомбере», «Доставить любой ценой» - большинство наших военных проектов, а также российские. «Кедр пронзает небо», например (в этом проекте на машине разъезжал Александр Лазарев-младший, а в «Балладе» - Никита Ефремов, - Няня). В «Балладе», кстати, снимались автомобили разных направлений: если Opel - немец, то вот Willys 1944 года выпуска – американец.
В нем тоже все в оригинале, он на ходу. Ну а пассажирами раритета были Тимофей Трибунцев и Борис Каморзин.
- BMW 326 серии – тоже легендарная машина, которая начинала выпускаться еще в фашистской Германии: сначала для народа, а потом для фронта. Наш экземпляр – 1939 года, но их выпускали и позже, с 1949-го в советской Германии.
В салоне этой «куколки» побывали Дарья Мороз, Николай Добрынин и Игорь Петренко.
- А вот уникальный Hanomag, их в фашистской Германии выпустилось всего порядка 2 млн. экземпляров – это был максимально дешевый народный автомобиль, проект Гитлера, по сути, прародитель модели Volkswagen «Жук». Компания Hanomag, кстати, существует до сих пор, но делает паровозы и агропромышленную технику – экскаваторы, тракторы и т.д.
- Так чем же этот экземпляр уникален?
- Когда началась война, немецкие военные сделали из этих машин «броневики», которые наши военные расстреливали из пушек, принимая за настоящие.
- То есть, броневики-муляжи?
- Совершенно верно – на Hanomag крепили деревянные борта и деревянный пулемет. В результате этих машин практически не осталось, в Украине можно найти не более 5 штук.
- И сколько такой экземпляр может стоить?
- Если везти из России, стран ближнего и дальнего зарубежья – довольно много. Та же «Чайка» в идеальном состоянии может зашкаливать и за 100 тыс. Но для нас эти машины важны не в материальном плане, а как история нашей студии, поскольку с ними создаются фильмы, которые потом смотрит очень много людей.
- Это Mercedes-Benz 170, выпущенный в 1937 году. Машина говорит сама за себя: «Мерседес» - до сих пор «Мерседес», несмотря на войны, кризисы и все остальное. История этого экземпляра уникальна, потому что нам от него достался только корпус. На кузов автомобиля пришлось наращивать все остальное – на базе 21-й «Волги». Но в итоге автомобиль работал в очень многих проектах – и «Охота на Вервольфа», и «Доставить любой ценой», и «Баллада о бомбере», а также участвовал в разных мероприятиях. А на съемках «Кедр пронзает небо» в нем покатался Александр Кобзарь.
- Сложно, наверное, вот так воссоздать машину.
- У нас есть и более впечатляющие примеры. Взять хотя бы этот ЗИС-5, легендарную «Трехтонку»:
эта машина полностью сделана своими руками.
- Из чего?
- Взяли колеса и раму от более современноого автомобиля, а все остальное – кабину, кузов – достраивали
- Под какой проект создавалась эта машинка?
- Она работала чуть ли не во всех военных проектах FILM.UA: «Паршивые овцы», «Третьего не дано», «Ангелы войны», «Баллада о бомбере»... А, к примеру, «Москвич» 1952 года попал к нам в плачевном состоянии – ржавый, без стекла. Его (и еще несколько) мы привели в более-менее товарный вид в максимально сжатые сроки – для проекта «Дом с лилиями».
- Максимально сжатые – это сколько?
- Порядка 10 дней.
- А если без спешки, сколько времени уходит на такую работу?
- Настоящие реставраторы вообще не делают в сжатые сроки – у них уходит от полугода до полутора лет. Процесс растягивается еще и потому, что оригинальные детали собираются по крупицам. При съемках фильмов не всегда получается ждать оригинал, но мы реставрируем максимально приближено.
- Как авто попадают на локации – своим ходом или доставляете?
- Могут и своим. Но мы их холим и лелеем не для того, чтобы устраивать покатушки, поэтому возим на эвакуаторах.
Эта «Волга» помнит тепло Игоря Лифанова («Опер Крюк»),
а в последнее время радует посетителей киноклуба NoName
- С какой машины начался автопарк?
- Сложно сказать. Скорее всего, с «Мерседесов», «ЗИМов» и «Эмки» – насколько помню, их купили практически одновременно. Но они все были в состоянии, требующем реставрации.
- А что здесь – самое-самое, с точки зрения раритетности?
- Кому что нравится. «Чайка» – по-своему уникальный автомобиль и, как раритет, даст фору другим машинам: если вы проедете, к примеру, на Porsche Cayenne, а потом сядете в «Чайку», то почувствуете, что она ничуть не хуже (все-таки товарищи, работавшие в советском правительстве, понимали, что такое комфортное передвижение). А с другой стороны, мне очень нравится Opel Kapitan: смотришь на машину и просто любуешься ее формами. Hanomag имеет редчайшую историю… А в совокупности получается хороший парк ретро-автомобилей.
- И сколько их всего?
- Автопарк насчитывает более 20 единиц техники. Не забывайте, что у нас есть еще мелкий транспорт: мотоциклы, кареты, телеги, фаэтоны. В «Ржевском против Наполеона», если помните, была целая колонна из карет и фаэтонов – в том числе, и наших.
Двуколка помнит седалище Наполеона
- Фаэтон сами собирали или реставрировали?
- Реставрировали – ему уже лет под сотню будет.
- А где его нашли? Явно же не во дворе у кого-то стоял.
- Вы знаете, благодаря нашим проектам все и находится. Все взаимосвязано. Ребята ездят по локациям, готовят съемки, и видят: там есть фаэтон, там – телега и т.д. Владельцы отдают, потому что пропадет, на дрова пустят, а мы забираем и делаем вещь.
- И много насобирали?
- Помимо фаэтона, у нас немало телег, двуколка, штук 5 велосипедов, мотоциклы, лодки.
- Даже лодки?
- Даже лодки (они работали в «Ловушке», в «Доме с лилиями»). И даже бочка с квасом (улыбается). Мы ни от чего не отказываемся, потому что не знаешь, когда понадобится лодка, а когда – телега.
В автопарке есть и ностальгическая бочка с квасом,
и трехколесный велосипед,
и мотоциклы
- Подозреваю, что мотоциклы также работали во всех военных проектах?
- Работали, и их история также довольно интересна. МТ К-750 создавались на базе немецких мотоциклов, это, по сути – BMW, поэтому с ними удобно работать. Мы их периодически красим то в серый, то в зеленый, и в кадре они – то немецкие, то советские, то военные, то гражданские. С 40-х они практически не изменились. И, кстати, Киевский мотозавод, пока не остановился, продолжал собирать именно эти мотоциклы.
И еще немного ретро-изысков
- Где все это можно увидеть, помимо проектов FILM.UA?
- Наши автомобили арендуют для съемок, презентаций, церемоний и всякого рода ретро-мероприятий. «Чайка» и ГАЗ-13 снимались для заставки «Квартала-95», другие – в рекламе, клипах, участвовали в «Телетриумфе».
С каждым годом парк ретро-автомобилей увеличивается, поэтому на киностудии работает собственная команда, поддерживающая авто-раритеты в тонусе:
- Мы не обращаемся к внешним специалистам, - уверяет Эдуард. - У нас – свой гараж, и небольшая команда специалистов-универсалов, которые делают все: и водят машины, и обслуживают их.
- Человек, водящий современную машину, за руль ретро-авто сесть не может?
- Как сказать… Я – инженер-механик, и водить умею, но за руль такой машины не сажусь – слишком трепетное отношение. Тут нужен профессионал – человек, посвятивший вождению всю жизнь. Поэтому во многих наших проектах за рулем сидят загримированные водители – мы не даем машины без сопровождения. А когда потребовалось снять за рулем актера, мы построили специальный автолафет - «тележку», на которую поставили автомобиль, в который посадили актера и таким образом создали картинку.
Сейчас автомобили хранятся в гараже-ангаре, но со временем им отведут более презентабельное помещение, в котором будет создано нечто вроде музея, где каждый экземпляр можно будет рассмотреть со всех сторон, а также почитать его историю - и в жизни, и в кино. Но пока что этим ветранам - рановато на покой, ведь это не просто коллекция, а профессиональный инструмент, с которым еще предстоит поработать многим продакшенам.
Фото Яны Новоселовой, Владимира Проценко и пресс-службы FILM.UA