«Гніздо горлиці» по-новому. Тайны сценария, секреты проката и киевская премьера фильма-победителя ОМКФ
Признаться, обещанная почти три года назад «жизнь по-новому» затронула далеко не все сферы и индустрии. Даже, будем откровенны, не все сегменты медиа. Но вот где все точно отливает новизной, так это в украинском кинематографе.
Одно из ярчайших доказательств тому с сегодняшнего дня, 10 ноября, выходит в широкий прокат в кинотеатрах Украины. Но новость, конечно же, не в этом: украинские фильмы снимались и выходили и раньше, и даже в более широкий прокат (вспомнить хотя бы «Поводыря» или совсем недавнего «Никиту Кожемяку»). Но есть в премьере «Гнезда горлицы» несколько особенностей (их мы рассмотрим чуть позже), которые ярко демонстрируют, как именно изменилась киноиндустрия, и особенно система проката, за последние годы.
Но обо всем по порядку. Расскажу вам в начале о премьере:
Кинотеатр «Оскар», принимавший у себя гостей премьерного показа (не считая фестивальной премьеры на ОМКФ), был забрендирован по самые зубы
Андрей Суярко, Владимир Филиппов (продюсеры картины из «Инсайтмедиа») и оператор фильма лично монтируют баннеры (предварительно демонтировав единственный баннер Одесского кинофестиваля, который, видимо, свое для компании уже отслужил)
Хотя «Золотого Дюка» использовали вовсю
Римма Зюбина и итальянский актер Мауро Чиприани попали в цепкие руки культурного обозревателя газеты «Вести», и это надолго
До пресс-конференции
- Фильм «Гнездо горлиы» стал очень личным для всех, участвовавших в его создании, - заметил сразу Тарас Ткаченко. Как выяснилось, близкие или знакомые многих участников съемочной группы были «заробiтчанами» или знали таких, поэтому экранизация одноименного романа Василия Мельника, призера «Коронации слова», всем «резала по живому».
Жаль, Виталия Линецкого на премьере не было...
«А может, Виталий сейчас здесь, с нами» - отметил Тарас, но решил перебить грусть смешными воспоминаниями со съемок фильма. Не буду повторяться - о большинстве из них вы уже читали в моем интервью с Тарасом и Риммой после победы фильма на ОМКФ.
Демонстрация жизни по-новому: Госкино в лице заместителя главы Сергея Неретина поддерживает не только производство украинского кино, как было принято (хотя и спорным образом) во времена предшественницы Катерины Копыловой, но и всячески работает над продвижением. Без бюджета на промо, ествественно, зато с продюсерским задором.
Пресс-конференция, кстати, привлекла немало телевизионщиков
Смотрите сами
Впрочем, представителей печатной прессы и онлайн-СМИ тоже было немало
Неретин вон так впечатлился, что даже заснял для истории
Владимир Филиппов жаловался, как принято среди продюсеров, на то, как сложно было работать над фильмом: мол, начинали снимать при курсе 8, а закончили - при 25-30
Римма Зюбина снова напомнила, что украинская речь у нее - своя, родная, ведь родом она с Западной Украины. Но даже если бы была не своя - любой нормальный профессиональный актер освоил бы диалект. А кто не освоил - вон из профессии. Зал эту мысль поддержал аплодисментами
Тарас Ткаченко возвращался к социальным аспектам фильма
- На съемках в Италии Мауро побывал в тамошней украинской церкви и увидел сотни украинских прихожан в ней. Он знал, что у знакомых работают где-то «заробiтчани», но не осознавал, насколько массовое это явление. Я не ставил себе целью кого-то предостеречь этим фильмом, да это и невозможно. Но если кто-то об этом задумается, хотя бы на час после просмотра фильма, мы свою миссию исполнили.
Съемочная группа послушно задумалась
Даже Андрей Суярко, который официально фильм не презентовал, но из-за кулисы пресс-конференцию режиссировал, задумался о заработках зарубежом. В той же Италии, с которой еще копродюсерствовать...
Исполнительница главной роли Римма Зюбина рассказала, как к ней после просмотра фильма обращались женщины со своими историями о заработках
Наталья Васько (по фильму - односельчанка главной героини) авторитетно заявила, что браки между украинками и иностранцами редко удаются, поскольку «ментально мы разные»
А Тарас Ткаченко признался, что он и продюсеры активно работают над тем, чтобы фильм попал и в широкий прокат в Италии, так как там тоже может найти резонанс у зрителя
И рассыпался в комплиментах своим актрисам
Мауро же все больше заигрывал с собственной переводчицей
Пока не появился Евгений Нищук. Министр говорил, как всегда, о высоком - судьбах творчества и миссии украинской культуры в формировании мировоззрения. На этой ноте пресс-конференцию и свернули
Пока остальные журналисты выпытывали подробности работы у актеров фильма, я решила задать свои (неудобные, но куда без этого) вопросы Владимиру Филиппову, продюсеру картины. Свою беседу с сооснователем и одним из руководителей «Инсайтмедиа» (в двух итерациях) и «Директории кино» (подробности читайте здесь) преподношу как есть, без купюр:
- Владимир, ранее вы заявляли, что фильм выйдет в прокат в 120 кинотеатрах. Сейчас на пресс-конференции была озвучена цифра в сто экранов - 70 на первые две недели, и затем еще 35. По какой причине? Это была инициатива B&H, они не смогли вас расписать, как обещали, или в чем проблема?
- Я бы не сказал «не смогли хорошо расписать», они расписали нас просто отлично. Вы вообще понимаете, сколько фильмов выходит одновременно в стране?
- Да, понимаю.
- Вы знаете, что каждую неделю от 4 до 8 премьер?
- Да. На этой неделе стартует 6 фильмов. Мой вопрос не о них.
- Вы знаете, что в стране 300 экранов?
- Почти 430.
- Больше 400 у нас было до аннексии Крыма и войны на Донбассе, отпали крымские, донецкие и луганские кинотеатры.
- Нет, более 400 - это последняя статистика, озвученная Госкино в начале 2016 года.
- Значит, это очень устаревшая статистика. Давайте проверим вначале, сколько у нас экранов, и сколько из них - вторых.
- Мой вопрос был не об этом - вы заявляли месяц назад 120 кинотеатров, сейчас речь о 70-ти. Я только спрашиваю, что и почему изменилось.
- В каком смысле я заявлял? Я ничего такого не заявлял (для тех, кто пропустил выше, оставлю ссылку на эфир «Громадського радио», - МН). Я надеялся, что будет роспись на 120 экранов. Сейчас роспись на 100 экранов, и я считаю, что это просто гениально. То, что сделал Богдан Батрух - гениальный результат росписи. И вообще, это вопрос к кинотеатрам, как они реагируют на украинское кино, почему они экраны не дают. Ваш вопрос должен быть об этом.
Кстати говоря, экранов может быть больше. Из тех 400, которые вы тут называете, огромное количество находятся в состоянии HD-показа. Это, к сожалению, некриптованный показ, мы не можем им отдать фильм, потому что боимся пиратских показов в интернете. HD-показы - это практически прямое пиратство.
- Следующий вопрос. Вы упомянули также, что готовите телеверсию фильма. В каком она состоянии? На какой стадии переговоры? Я правильно понимаю, что речь идет о телеканале «Интер»?
- Я надеюсь, что это будет «Интер». По нашим планам это - осень 2017 года.
- А почему так долго?
- Потому что есть досъемки.
- Они связаны с...
- Это 4-серийник и там будут новые сюжетные линии.
- То есть телеверсия не задумывалась изначально и не снималась параллельно с фильмом, как обычно делают продакшны?
- Вы в курсе, что Линецкий погиб?
- Да.
- Вы в курсе, что мы переделали сценарий.
- Да.
- Все, что мы задумывали, рухнуло. Сейчас мы подстраиваемся под новые реалии жизни.
- Весной 2016 года вы презентовали фильм на Каннском кинорынке. Там фигурировала другая концовка и другой монтаж. Перед показом на Одесском кинофестивале он был изменен, таким же выходит в прокат. Чья инициатива переделать сценарий для проката? Прокатчика?
- Это была наша коллективная инициатива. Нам показалось, что такая версия фильма более закончена и больше подходит именно для проката.
- В телеверсии будет такой же финал, как на рынке в Каннах?
- Вы это увидите, когда будет телеверсия.
Мария Бурмака тем временем говорила с министром. О культуре
Рассправившись с вопросами, журналисты принялись за долгое (почти три часа) ожидание красной дорожки и премьеры. Даже бурбон скрасил им ожидание только в последние полчаса... Но самые умные успели сходить на один из фильмов - на это, наверное, кинотеатр «Оскар» и рассчитывал
Дмитрий Лаленков прибыл на красную дорожку одним из первых. И тут же попал в окружение поклонниц
Соломия Витвицкая призналась, что ждет просмотра с нетерпением
А вот Слава Соломка и семья Матешко фильм сильно не ожидали - потому как видели его еще летом
Константин Коновалов рассказывал о своих новых проектах Михаилу Ильенко
А Холостяк Иракли Макацария и продюсер Анна Паленчук прибыли с корабля на бал. С какого именно корабля - расскажу вам в понедельник во всех подробностях
Виктор Андриенко устроил на дорожке долгий фотосет, да так, что организаторы не могли начать официальную часть
Зато как красиво извинился!
И продолжил съемку
Тарас Ткаченко отказался фотографироваться без всей съемочной группы
В лучших традициях
Минута молчания и апплодисменты в честь Виталия Линецкого...
И можно начинать
Ахтем Сеитаблаев и Алексей Тритенко давно на низком старте
Как и Александр Итыгилов
Директор киностудии Довженко Олесь Янчук пришел оценить конкурентов
А Анастасия Матешко - встретиться с любимой Олесей Жураковской
Марина Леончук выискивала на фуршете новые рецепты завтраков
А Богдан Батрух обсуждал украинскую литературу с Иваном Малковичем. К сожалению, времени прокомментировать тонкости проката «Горлицы» глава B&H не нашел
Василий Вирастюк был готов комментировать, но о дистрибуции этого фильма ничего не знал
Впрочем, как и телеведущий «Украины» Олег Панюта
Оксана Соколова и Анжелика Рудницкая, кстати, всю презентацию перешептывались о тайном - то ли проект какой-то готовят, то ли косточки перемывают руководству ICTV
А вот Ирина Заря на презентации не отрывается - только следит, чтобы ее собственный кинотеатр не разнесли. И Александру Новикову тому же учит
Репер Ярмак на ходу писал новый трек - о тяжелых заработках на чужбине
Катя Осадчая старалась записать программу, но получалось все больше отбиваться от вопросов о беременности
Светлана Цыбанева присматриалась, какой для «Интера» сериал готовится, а Ирина Победоносцева из «Квартала 95» отдыхала от профессионального юмора, наслаждаясь драмой
Ну и все собравшиеся, кому повезло - наслаждались обществом прекрасной Ады Роговцевой. Увы, я не успела спросить, как ей фильм
Заза Буадзе и Полина Бушинская (директор промо-тура «Гнезда горлицы») только выглядят празднующими, а на самом деле обсуждали работу над картиной «Червоний»
Да так, что под конец разбили аж три бокала... Ну, на счастье (Ирина Заря, не волнуйтесь, действительно на счастье)
Премьеру можно считать состоявшейся.
А вот о том, как состоится прокат, узнаем через несколько недель. Жду от продюсеров новых откровений.
Фото Кирилла Авраменко