А половцы здесь тихие. Как богатыри на премьере «Сторожевой Заставы» выстояли
Кто о чем, а я с вами снова об украинском кино поговорю. Потому что вчера свершилось: широкой публике наконец показали долгожданное фэнтези «Сторожевая застава» - фильмьм-победитель конкурса Госкино, который шел на экраны с 2013 года и вот, несмотря на все препятствия, дошел.
Вы, конечно же, тоже внимательно следили за историей создания этой картины и ждали ее не меньше, чем я, но если вдруг кое-что подзабыли, напомню.
Однажды в руки продюсеров компании «Кинороб» попал детский роман Владимира Руткивского «Сторожевая застава» - то ли сказка, то ли фэнтези о том, как простой украинский парень Витька переносится на 1000 лет в прошлое и попадает на титульную заставу как раз во время набега половцев. И такое там дальше завертелось... Книга написана аккурат для младшего и среднего школьного возраста и с занудством на тему исторической точности к ней лучше не подходить, но для подросткового action adventure - очень даже, посчитал Егор Олесов и отнес проект «Сторожевая застава» по сценарию Александра Дерманского и Ярослава Войцешека на конкурс проектов Госкино. Конкурс был Пятый, год был - 2013-й, и ничто, как говорится, не предвещало. Фильм получил от Госкино добро и согласие на финансовую поддержку в объеме 18 млн грн (из общих 40 млн грн бюджета - ровно 45%).
И все бы ничего, но грянула «большая заморозка» и Кабмин приостановил финансирование культурных проектов. Именно поэтому «Сторожевую заставу» мы сможем посмотреть на экранах страны с 12 октября 2017 года а не, скажем, 2015-го. Впрочем, это было бы совсем другое кино.
Из-за заморозки проект, конечно, попылился на полке - но к старту производства доросли до нужного возраста исполнители главных ролей Даниил Каменский и Ева Кошевая (и очень фактурный мини-Антон Ельчин в роли Вовчика), существенно попрактиковались в VFX, CGI, создании environment и синематиков художники из POSTMODERN и вообще почти все приобрели ценный опыт (за некоторыми важными исключениями). Впрочем, присказка присказкой, но вы-то собрались на сказку посмотреть.
Первыми, кстати, собрались журналисты. Их погрузили в такой вот брендированный автобус «Сторожевой заставы» на Крещатике и повезли до киностудии на Троещине, где частично снимался фильм: с одной стороны всем удобно и развозка, с другой - дополнительный брендинг. I see what you did there, промо-отдел.
Журналисты и сочувствующие поработать на промокампанию фильма были не против
Да и к поездкам в автобусе им не привыкать
Кажется, не очень комфортно чувствовал себя только Ярослав Пидгора-Гвяздовский
До самой студии
Где прессу ждала вовсе не премьера или брифинг, а экскурсия по съемочной площадке картины
Отстроенной в натуральную величину заставе
Которую местные ласково называют «кинодеревней»
А исполнители главных ролей (как, например, заслуженный артист Украины, хотя и дебютант в кино, Олег Волощенко). Кто тут жаловался, что украинских актеров нет? А вот человека 40 лет на съемки не звали - только в театре работал
Зато теперь Волощенко снимается сразу в трех проектах параллельно
А Даниил Каменский, кстати, нет - после «Заставы» увлекся моделингом и тематическим реалити-шоу «Нового канала». На Даня - это особый случай, пусть хоть в моделлинг, хоть в музыканты - спасибо, что живой
Кстати, между экскурсией и показом журналистов накормили, напоили
И даже дали время обсудить все самое важное
И выпить горячего из правильных стаканчиков, потому что брендинг - это важно
Мерчандайз - это тоже важно, даже режиссер картины Юрий Ковалев подтвердит, видите, повсюду разгуливает в тематической футболке
Маленький оффтопик - если вы не знаете, кто такой Юрий Ковалев, неудивительно: для него «Сторожевая застава» - дебют в большом кино, по крайней мере, в полнометражном его сегменте. До этого работы Ковалева вы могли видеть разве что в альманахах короткометражек (например, «Мудаки. Арабески»).
Кроме дебюта в кино на «Сторожевой заставе» Олега и Юрия роднит еще кое-что...
Они лысые и этим гордятся. Даже Романа Луцика и Даниила Каменского хотели побрить к премьере. Да что там, даже Еву Кошевую угрожали лишить локонов, но тут уж продюсер заступился
- Не будем вас отвлекать, - сообщила журналистам съемочная группа. - Обсудим все после того, как посмотрите фильм.
Ну как фильм... вначале - трейлеры. Например, тизер «Мавки» (который, если вы вдруг не видели, здесь)
Продюсер Юрий Прилипко фильм с журналистами не смотрит - сильно волнуется
Там ведь уже и титры знакомые пошли
И сцены с VFX, над которыми так долго трудились
Исполнителям главных ролей фильм тоже посмотреть не дали - записывали в это время их интервью
Кстати, о брендинге. Укрпочта выпустила в оборот конверт, марку и штамп «Сторожевой заставы»
Маркетинг-директор FILM.UA Полина Толмачева только хитро улыбается, но вы себе представьте, чего стоили переговоры с одной только Укрпочтой. А с Укравтодором, чтобы забрендировать автобусы? То-то
После просмотра фильма команду, ответственную за создание «Сторожевой заставы» приветствовали аплодисментами
Но прежде чем рассказывать вам, что говорила съемочная группа, предлагаю посмотреть поближе на сам фильм. Несмотря на то, что слово это стало чуть ли не ругательным, «Сторожевая застава» по многим параметрам для Украины и ее вечно возрождающегося кинематографа действительно первая. А что происходит с первым блином, вам и без меня хорошо известно. И то, что «Сторожевая застава» получилась не комом, даже удивительно. Но без комочков не обошлось.
С одной стороны, фильм со своей задачей - взять прямолинейную детскую сказку и переложить ее в формат киноистории - справился. В некоторых аспектах, таких, как картинка, костюмы и спецэффекты, получилось блестяще, в некоторых - на вкус и цвет. То, что происходящее на экране иногда сложно было воспринимать серьезно из-за исторической недостоверности - мелочи, и такому жанру вполне простительно, а вот то, что звукорежиссура в Украине еще не всегда соответствует требуемому уровню, уже не хочется списывать со счетов. В общем, чем лучше некоторые аспекты фильма, тем более заметны в нем огрехи.
Несмотря на все недостатки истории, я все же хочу надеятся, что зритель на этот фильм придет, потому что если «Сторожевая застава» чем и отличается от множества других украинских премьер сезона, так это тем, что фильм снимался для зрителя. Не для того, чтобы передать высокий или низкий художественный замысел авторов, не для «формирования смыслов» у избранных полутора тысяч зрителей, не потешить мечту детства селебрити стать большой кинозвездой, а именно для массового украинского зрителя, чтобы он пришел в кино, получил от сеанса удовольствие и не считал, что его обманули и развели на деньги. Покупая билет на «Сторожевую заставу», зритель, который всего-то увидел постер в кинотеатре, будет точно понимать, за что платит - и получит за свои деньги именно тот продукт, который обещают. А это, согласитесь, уникальный случай.
Но что это я все говорю и говорю - слово создателям.
Юрий Ковалев сразу предпочел похвалить не себя, а команду:
- Мне кажется, если бы меня не было на площадке, все бы точно так же продолжили работать. На этом проекте было столько энтузиастов «с горящими глазами», влюбленных в свое дело и в этот фильм, и каждый был настолько на своем месте! То, что проект состоялся - их заслуга. На проекте, кстати, работало огромное количество людей - почти триста, - отметил Ковалеа.
- Вообще-то шестьсот, - поправила модератор пресс-конференции Полина Толмачева.
- Ох, точно, еще же индусы нам помогали делать постпродакшен, все время об этом забываю, - исправился Юрий. Думаю, он имел в виду все же индийцев.
Нетерпеливые журналисты тут же спросили у Ковальчука о количестве съемочных дней и бюджете, но слово у режиссера уже забрали
- Это все же продюсерский вопрос, - объяснил Егор Олесов. - Будет корректнее, если я отвечу. Всего у нас было 52 съемочных дня, много локаций: и Карпаты, и Лысая гора, и болота, и наша декорация «Сторожевая застава», которую вы видели на студии FILM.UA. Очень много костюмов, огромную работу проделала наш художник по костюмам Антонина Белинская, от скетчей до пошива мы с ней работали более полугода. Декорацию работали почти 8 месяцев, после чего она зимовала, чтобы приобрести более обжитый и реалистичный вид.
Актеры дружно заверили собравшихся, что фильм им понравился
- В фильме 1700 шотов. Из них около 680 - под VFX, - продолжил Юрий Прилипко. - То есть около 40% фильма были сделаны при помощи компьютерной графики. В финальных титрах вы видели команду из Индии, которая работала над фильмом, об украинцах я молчу - наверное, каждый VFX-ер в стране прикоснулся к этому фильму в том или ином виде. Так что я счастлив, что после такого сложного проекта мы можем искренне улыбаться, глядя друг другу в глаза.
«Стрела в лоб так стрела в лоб», - пошутил Юрий Ковалев о своем подходе к проекту
Филипп Ильенко отвечал, как обычно, за весь украинский кинематограф и на вопросы о судьбах профессии
- Я считаю, что полноценным можно считать только тот кинематограф, в котором представлены все жанры и все форматы, в том числе и фэнтези. Украина развивает полноценный, значимый в мире кинематограф. Мы рады, что поддержали этот проект, надеюсь, он понравится зрителю, - резюмировал глава Госкино.
- Как правильно было сказано, это фильм для украинского зрителя, а может, и не только украинского, - закончил Ильенко. Богатыри согласно закивали.
Даниил Каменский ответил журналистам, что в фильме он играет мальчика, а еще тот факт, что с ним «произошла какая-то травма» и тот факт, что в фильме его персонаж был неуклюж - никак не связаны друг с другом
Даниил, как я вам рассказывала, попал в ДТП и 10 дней был в коме. К счастью, актер полностью поправился и с ним все отлично, в чем он заверил всех журналистов.
- Жанр фэнтези - не только сложный, но и дорогостоящий, - уточнил Егор Олесов. - Мы понимаем, что фильм может окупиться только при условии международного проката, и работаем, в том числе, над этой задачей. Уже осуществлен ряд предпродаж на разные территории, в том числе крупные: Францию, Испанию, Японию, Южную Корею, в процессе переговоров с нами Китай, Италия, Германия. В ноябре поедем на AFM (American Film Market, - МН), где запланировали два больших скрининга для байеров и дистрибуторов.
В том числе мы продали телеправа StarLightMedia и сейчас работаем над 4-серийной телеверсией «Сторожевой заставы».
- А расскажите о промо фильма? - уточняли журналисты.
- Я не разрешаю раскрывать бюджет промо. И вообще подробности, - прекратила расспросы Полина Толмачева. - Во-первых, промокампания в процессе, и поговорим, когда будут уже результаты, во-вторых, мы запланировали мастер-класс по результатам.
Кажется, мастер-классы становятся традицией.
Ну а следом за показом для прессы была вечеринка и премьера - на этот раз уже в кинотеатре «Оскар»:
Не знаю, какой антураж пользовался большим спросом - богатырский...
Как вот щиты, кольчуги и те, кто их носят...
Или половецкий?
Но драки между богатырями и половцами точно побили рекорд популятрности. Ну, и реквизит
Кстати, почти все гости премьеры привели на просмотр подростающее поколение: и Ирина Костюк,
И Олесь Санин,
Филипп Ильенко,
Ольга Навроцкая,
только по поводу Юрия Минзянова не уверена - может, он и с детьми, но точно не с внуками
- Ну что фильм, понравился? - спрашивает Сергей Созановский у Фагота.
- Да, классный.
- А мне нет... - шутит глава FILM.UA.
А вот Веронике Ясинской
и Любомиру Левицкому без всяких шуток понравилось - я уточняла
Алик Шпилюк подтвердил, что любит не только фестивальное кино, но и зрительским совсем не брезгует
Сергей Лавренюк за конкурентов вроде бы и рад, но осторожничает - а вдруг рекордные кассовые сборы «DZIDZIO Контрабас» пробудут рекордными всего месяц?
А вот к Юрию Горбунову и Александру Ткаченко я с вопросами не обращалась... Мало ли чего расскажут о коррупции в Госкино
Да и как тут спрашивать - богатыри уже побили половцев и запели свою, душевную
А Фагот - свою, не менее душевную
А в Украине начал формироваться институт звезд, кто там заказывал?
Даня Каменский был у поколения 4+ нарасхват, селфи и автографов хватит на еще один фильм как минимум
Ну а я обнаружила, что киношные богатыри ничем не отличаются от богатырей и в жизни
Ну а если от пафоса назад к реальности, то вот вам подробности: как пообещали мне продюсер картины Егор Олесов и дистрибутор Андрей Дяченко (UFD), предварительное количество экранов, на которых выйдет фильм - около 250 (точное количество уточняется), а значит, у вас нет ни малейшего оправдания не идти в ближайший кинотеатр. Там и встретимся с 12 октября, договорились?
Фото Кирилла Авраменко