Продукт обрезания
Напомню фабулу старого анекдота, вдруг кто не знает. В синагогу приходит фининспектор и интересуется, куда девают остатки воска от свечей, крошки от мацы и отходы от обрезаний. Ему отвечают: воск отправляем в город, получаем обратно новые свечи. Крошки отправляем в город, получаем обратно новую мацу. А отходы от обрезания? Отправляем в город. И? Вот, сегодня вас прислали.
«Интер» начал показ российского сериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика». На минувшей неделе этот сериал закончил показывать их Первый канал. Так что представление о продукте имеется.
Что хочу вам сказать. Интересно так получилось: сперва возникло довольно сильное раздражение по разным поводам. Но затем обаяние актеров и крепко сшитый сценарий притягивают, проникают сочувствием и симпатией, под конец аж жалко главного героя, даром что бандит. Собственно в этом и заключается сверхзадача сериала – показать бандита так, чтобы его полюбили. В последние десятилетия это у нас очень актуально, еще с «Бригады». Социальный, так сказать, заказ.
Сценарист Максим Белозор поработал очень добросовестно и умело. В сериал напихано все, что имеет отношение к колориту послереволюционной бандитской Одессы. Здесь и «Одесские рассказы» Бабеля, и мотивы фильмов «Интервенция» и «Опасные гастроли», и классические персонажи от Попандопуло до Бубы Касторского, и сериал «Ликвидация» тоже угадывается. Главная тема восходит к «Однажды в Америке» (кстати, исходное название сериала - «Однажды в Одессе») и, конечно, к «Бригаде». Четверо друзей, еврейская мафия, криминальная группа, предатель, любовь – все по лучшим образцам. Если какой зритель чего не видел и не читал, то будет просто в восторге. Хотя по сути это все продукты обрезания чужих находок.
Исторические натяжки терпимы. Ну, не было у Япончика папы с шести лет, бог с ним. Ну, заняли белые Одессу уже после того, как красные Мишку расстреляли, тоже такое дело. В конце концов, замысел не в том, чтобы документально восстановить события, а в том, чтобы сделать красивую историю. Причем масса исторических моментов переданы абсолютно достоверно. И с Утесовым Япончик дружил, и грабил он именно тех одесских бизнесменов, которые выведены в сериале, и Котовский впервые показан тем, кем он и был на самом деле – махровым уголовником.
Несколько напрягли песни в кабаке, которые в изобилии исполняют по ходу действия артистки-проститутки. Большая часть звучащего в сериале еврейского репертуара была на самом деле написана спустя много лет после того времени, поверьте мне. Но создатели сериала решили, что еврейский колорит будет сильным украшением картины. И вот эти шлягеры фактически уже становятся настоящими зонгами, сопровождающими действие в драматургически нужных местах. Ну, просто «Кабаре» Боба Фосса. А как старается Владимир Абрамович Долинский в роли куплетиста Йоника! Прямо таки Михаил Водяной или Борис Сичкин. И это опять же продукты чужого обрезания.
Можно сказать, что авторы фильма попали в десятку. Получилась колоритная этнически-бандитская сага с напряженным сюжетом и очень обаятельным актерами. Прежде всего – это молодые исполнители главных ролей Евгений Ткачук (Япончик) и Елена Шамова (Циля). Но главным залогом успеха стала именно четкая переработка накопившегося материала по теме. Таки не пропали ни воск, ни крошки, ни обрезки. Ну, и хорошо, на здоровье. Зайт гезунд, сказал бы покойный Япончик.
Фото - storystar.ru