Мои года - его богатство
Посмотрел на ОРТ новый проект Леонида
Парфенова «Какие наши годы». Проект новый - идея старая. Как по отношению к
замечательному старому проекту самого Парфенова «Намедни», так и рядом с
другими современными программами ностальгического содержания вроде «Следствие
вели» с Леонидом Каневским или «До и после» с Владимиром Молчановым.
Собственно, именно Парфенову принадлежит
блестящая идея «Старых песен о главном» - проекта, предполагавшего
одновременное просвещение молодых зрителей (читай - цветных подростков) и
умиление старых. Обращение к прошлому абсолютно понятно: честно говорить о
настоящем невозможно, а врать - противно. Потому прошлое еще со времен Юрия
Тынянова, а затем Мориса Симашко есть благодатное поле для уважающего себя
творца. И прежние ностальгические проекты Парфенова были выше всяких похвал.
Однако эстетика программы «Какие наши годы»
представляется, мягко говоря, спорной. Соорудив в павильоне телестудии дорогую
декорацию, имитирующую двор и квартиру прежних лет, и набрав костюмированную
массовку, Леонид Парфенов приглашает к разговору знаменитых гостей из прошлого
и сам активно участвует в реконструкциях ситуаций. При этом он выглядит как
ряженый Якубович в подарках от гостей «Поля чудес».
Попытка реконструкций смотрится нелепо,
особенно, когда в качестве гостей привлекаются персонажи, имеющие весьма
косвенное отношение к сюжетам. Например, распитие водки в стиле 1972 года с
Михаилом Ефремовым, которому тогда было восемь лет, не убеждает. А ряженые
Сергей Безруков с Александром Башировым, представляющие сюжет о кинофильме
«Джентльмены удачи» только на том основании, что сами снимались в фильмах о
бандитах, вызывают недоумение. Сопоставление же «Джентльменов удачи» с
«Крестным отцом»» просто из области сравнения хуя с пальцем.
Конечно, хоккеисты, лично игравшие против
канадских профессионалов, или Анатолий Карпов в качестве комментатора сюжета о
матче Спасский - Фишер, выглядят более убедительно, но общую атмосферу
искусственности и нелепости это не смягчает. Когда же Вячеслав Фетисов
демонстрирует на облаченном в хоккейные доспехи Парфенове силовые приемы, это
просто вызывает смех и вопрос, не перебрал ли господин Парфенов с наркотиками.
Если в «Намедни» идея работала за счет
прекрасного документального видеоряда и интересных комментариев, то в «Наших
годах» маскарад и бутафория убивают прелесть идеи. Причем для молодых весь этот
перфоманс неинтересен, потому что они не знают ни персонажей, ни реалий, и
никакого сантимента эти зрелища у них не вызывают; а для людей из того времени
подобные водевили смешны и неорганичны.
Особенно неприятно за образ и репутацию
Леонида Парфенова, одного из лучших телевизионщиков постстоветского пространства
и времени. В «Наших годах» он вызывает раздражение и что того хуже - смех,
особенно, когда самозабвенно прыгает в танцевальной массовке, заставляя
вспомнить слова из песни Высоцкого (только настоящего Высоцкого, а не
стилизованного Шнура): «И даже тощенький жених поет и скачет».
Примечательно, что в разговоре о Михаиле
Суслове, Парфенов называет писателя Василия Гроссмана Борисом, чего ранее с
ним, Парфеновым, никогда не случалось. Но это вполне соответствует
поверхностной и нелепой эстетике его нового проекта: вот такие наши годы. Время
не щадит никого, поживешь - до всего доживешь.
Фото: afisha.ru