Богатыри не вы
12:30
27.08.2014
1
Во время летнего отпуска среди прочего посмотрел я пару фильмов о великих спортсменах прошлого. Один – немецкий, про боксера Макса Шмелинга, другой – российский, про борца Ивана Поддубного.
Немецкий фильм в оригинале называется просто «Макс Шмелинг», но в России его назвали «Макс Шмелинг: Боец Рейха», для солидности. Сам по себе фильм – обычный байопик, не лучше и не хуже других. Впечатлил он меня тем фактом, что роль великого Макса Шмелинга исполнил бывший боксер, олимпийский чемпион 1988 года и чемпион мира в профессионалах Генри Маске. Сыграл очень даже неплохо. И в очередной раз напомнил мне о моей давней идее – увидеть Владимира Кличко в роли Примо Карнеры, чемпиона мира в тяжелом весе (1933 год), человека драматической судьбы, на которого украинский чемпион очень похож внешне.
Конечно, будучи действующим чемпионом мира, Владимир не захочет играть боксера, который в решающем бою своей карьеры (против Макса Бэра) упал в нокдаун 11 раз. Но когда повесит перчатки на гвоздь – почему бы нет.
А что касается фильма «Поддубный», то он был мне интересен по нескольким соображениям. Во-первых,
я писал о нем в блоге, когда его еще только снимали. Во-вторых, этот фильм запретили к прокату в Украине. И в-третьих, по каналу «Дождь» я видел беседу режиссера Глеба Орлова с ведущим Павлом Лобковым об этом самом запрете, и должен сказать, что режиссер произвел абсолютно нормальное впечатление.
И я решил пиратским образом поглядеть, что у него там получилось, и что там такого, из-за чего картину не пустили в наш прокат.
Собственно, я заранее знал, что из украинского крестьянина, потомка запорожских казаков Ивана Поддубного будут лепить русского богатыря и патриота земли русской. Соответственно, никаких реальных моментов биографии борца, связанных с Украиной, ожидать в картине было нечего – начиная с суржика, на котором Иван Максимович Поддубный разговаривал всю свою жизнь, и заканчивая его смертью от голода в послевоенном Ейске.
Включая попутно раскулаченных и сосланных родственников с Полтавщины и службу в биллиардной в оккупированном немцами Ейске в годы Второй мировой войны, из-за чего старого чемпиона потом долго таскали в НКВД.
Все эти нюансы, разумеется, остались за кадром. Главным сюжетом фильма, и об этом честно рассказал сам режиссер, было пребывание Поддубного в Америке в середине 1920-х годов и его возвращение на родину.
Собственно, кинофильм это не документальное исследование, а художественное произведение, и он не обязан ни строго соблюдать исторические факты, ни охватывать биографию героя с пеленок до гроба. Художника, как известно, нужно судить по законам, им самим над собою признанным. И в этом плане продукт Глеба Орлова, изготовленный на студии Никиты Михалкова ТриТэ, представляет собой просто очередную «Легенду номер 17».
Стилистика фильма сильно напоминает сталинские картины типа «Композитора Глинки» или «Спортивной чести», где главные герои, а также мудрые начальники всегда находятся в центре кадра, а все остальные как свита или челядь смотрят на них снизу вверх восторженными глазами. И где главной интригой является противостояние с представителями иностранного мира – злобными, подлыми, меркантильными, мелкими и смешными.
Ничего антиукраинского в фильме «Поддубный» нет. Разве что сам Иван Поддубный (актер Михаил Пореченков) и его родные и односельчане разговаривают на чудесном русском языке с жестким «г». Выйди фильм на полгода раньше – ничто не помешало бы ему попасть на украинские экраны. Но сегодня крутить такого «Поддубного» на украинских экранах было бы все равно, что пускать в советский прокат 1942 года фильмы «Бисмарк» или «Юный гитлеровец Квекс».
Для меня наиболее символичной сценой фильма стал эпизод, когда в американской гостинице в четыре часа утра Пореченков ломится в номер своего менеджера и требует от него вспомнить слова казацкой песни (сюжет из «Пяти вечеров»). На шум в коридор выглядывает какой-то постоялец и просит не шуметь. В ответ бугай Пореченков так зверски смотрит на него, что несчастный пиндос тут же трусливо извиняется и скрывается за дверью. Это есть апофеоз и модель русского бычьего поведения – как в быту, так и на международной арене. Причем модель, показанная между делом, без всякого акцента.
Ну, да черт с ним, российским вариантом Ивана Поддубного. Но если бы в Украине был кинематограф, то лучше было бы, вместо того, чтобы запрещать российский фильм, снять свое кино о своем великом борце под названием «Іван Піддубний». И там уже расставить другие акценты. Причем такой фильм можно было бы начать как раз с возвращения Ивана из Америки и его приезда на Полтавщину, где идет коллективизация...
Это было бы по-спортивному.
Фото - kinopoisk.ru
Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter