Анна Елисеева: «YouTube-блоги – это жизнь, и за ней прикольно наблюдать. Я очарована этой формой контента»
Все течет, все меняется, технологии не стоят на месте. И чем активнее они развиваются, тем очевиднее становится, что будущее – за digital-контентом в каких бы то ни было проявлениях. С недавних пор эту нехитрую истину усвоили и отечественные медиакомпании, принявшись наращивать свое присутствие в интернете всеми доступными способами. За одним из таких экспериментов – тематическими YouTube-каналами FILM.UA Group – я слежу с большим интересом. И чем больше наблюдаю, тем больше вопросов из серии «как это делается» возникает.
Думаю, пришло время заглянуть за кулисы производства отечественного digital-контента. А рассказать мне об этом мире, не менее интересном, чем мир классического телевидения, согласилась в креативный продюсер FILM.UA Анна Елисеева, которая к тому же продюсирует несколько YouTube-каналов.
- Предлагаю начать с новичка в digital-семействе FILM.UA – YouTube-канала Oh My Look, запущенного совсем недавно совместно с командой Леры Бородиной. Вы довольны его работой?
- Он здорово стартовал: за два месяца у нас собралось 5 тысяч подписчиков, по 40-50 тысяч просмотров каждого видео.
- Как появился этот канал?
- Стратегия нашего digital-развития неизменна: открывать все больше новых каналов. Сейчас постоянно работают и пополняются контентом «Кинокухня», Family is и Oh My Look, но мы планируем открывать новые каналы самой разной тематики, соответствующие самым разным трендам, наращивая таким образом объем, качество, опыт. И зарабатывать – как на самом YouTube, так и на продаже этого контента на другие VOD-платформы и трансляторы.
Сейчас я могу говорить о двух кейсах – Family is и Oh My Look. Мы довольны развитием обоих каналов, приобрели незаменимый опыт в сфере digital, и уже осенью будем запускать новые.
- Например?
- Блог Валеры Созановского с его кулинарной темой (точнее, он уже запущен, но находится на этапе доработки). Валерий выступит как один из лучших кондитеров в Украине (и не только в Украине) и будет делиться своими знаниями, рецептами, лайфхаками, «интерактивить» со зрителем. Кулинария – это его среда обитания, его пространство, в котором он может общаться с аудиторией посредством своего блога.
- Почему решили работать с Валерой?
- Он – профессионал. Работая в digital, мы точно поняли, чем блогер отличается от телеведущего и чем привлекает аудиторию. Зритель приходит за конкретной информацией, потому что в интернете ее гораздо больше, чем на телевидении. Соответственно, у него гораздо больше шансов найти именно то, что нужно, в своем очень узком сегменте. А блогер – это объединение опыта, профессионализма, неких знаний, за которыми приходит зритель, с максимальной откровенностью. Включая блог, люди ожидают не только конкретной информации, но и этой открытости, хотят увидеть не маску, а живого человека, между ними нет присущей телевидению дистанции. В этом, пожалуй, и заключается феномен блогеров-звезд, которые максимально быстро, четко и коротко умеют тебя привлечь, проинформировать, рассмешить.
- Вернемся к Oh My Look. Как возникло сотрудничество с Лерой Бородиной?
- Запуская канал Family is, мы смотрели, чем еще интересуется аудитория. Бьюти-тренд – один из самых востребованных в интернете, и мы подумали: было бы круто сделать что-то на эту тему. А Лера Бородина и ее бренд, ее команда идеальны для этого направления. Во-первых, они уже готовы к сотрудничеству: сама Лера – известный блогер, трендсеттер, нам оставалось просто «поженить» это с видеоформой. Девочки до этого пробовали делать YouTube-канал самостоятельно, но это не их основная деятельность – не хватило какого-то долгосрочного вдоха. И тут пришли мы – со своим видением, ресурсами, опытом – и помогли сделать.
- То есть инициатива исходила от вас.
- Да, непосредственно от меня. Я пришла и сказала: «Лера, давай мы будем делать тебе YouTube-канал». Она с радостью согласилась, потому что ее команда, повторюсь, давно хотела, занималась этим, но им не хватило ресурса. Мне кажется, у нас большие перспективы, потому что за два месяца мы нарастили аудиторию этого канала в 5-6 раз. Мы сняли массу видео, обновления у них теперь выходят два раза в неделю, каждый ролик в среднем собирает от 10 до 100 тысяч просмотров. Для канала-новичка это очень хороший и показательный результат.
- При этом стоит учитывать, что тематика канала не уникальна, у него много конкурентов.
- Да, конкурентов – море. Контента, обучающего плести косички и завязывать хвостики, – масса. Но в чем отличие этого канала (и его успех в перспективе) и, собственно говоря, успех команды Леры: они предлагают не отдельно прически или отдельно макияж, а цельный образ. На канале мы говорим и о прическах, и о платьях, и о макияже, и о трендах – например, главных трендах церемонии «Оскар». То есть, если девочка в теме, если ей это интересно, она, зайдя на канал, получает всю информацию в одной упаковке и уже не ищет другие ресурсы. Причем надо отдать Лере должное: Oh My Look и G. Bar она упаковала так, что всем туда хочется, начиная со студенток и заканчивая нашим киевским «гламуром». И это отображается на видео, в том числе.
Девочки очень грамотно ко всему подходят: что подходит для конкретной фигуры, как выбрать быстро, какие прически в моде, составляющие стиля. И все очень оперативно, очень качественно, у девчонок действительно есть чему поучиться. Погружаясь в эту сферу, ты узнаешь много нового: к примеру, мы с продюсером Сашей Костиной, которая работает на проекте, буквально за два месяца почувствовали себя «приукрашенными».
- Как все происходит с точки зрения производства?
- Мы согласовали с девочками из Oh My Look долгосрочный план, концепцию, плей-листы, направления, темы. Все это бесконечное перепланируется, обновляется, и несколько раз в неделю происходят съемки. У девочек ежедневный поток желающих быть красивыми, тем не менее, они очень тщательно подходят к любой съемке, каждый раз уделяют процессу более полудня, иногда целый день, очень щепетильно готовятся, выбирают мастера, который будет рассказывать. В общем, целая эпопея.
- А сколько человек обычно задействовано в съемках?
- На съемках всегда работает продюсер Саша Костина. В нашей команде – операторы FILM.UA, монтажеры, которые собирают непосредственно сам материал. Не хочется вдаваться в механику, но в среднем это семь человек, работающих постоянно.
- Вернемся к Family is. Канал существует почти год, как он развивается?
- Главное – мы наработали опыт. Существует целая индустрия развития и распространения каналов, наращивания аудитории, зарабатывания на них. Юные SMMщики, юные ютьюберы во всем этом, конечно, как рыба в воде. А когда ты приходишь в эту сферу с телевизионным опытом, нужно перестраивать мозг и во всем разбираться: digital-контент сильно отличается от классического телевидения.
- Чем?
- Содержанием, монтажом, динамикой, даже цветокоррекцией. Раньше мне (и многим) казалось, что с созданием интернет-видео можно не заморачиваться. На самом деле все наоборот: оно должно быть более вылизанным, более точечным, даже с точки зрения картинки.
- Почему?
- Потому что это более личное общение со зрителем. Потому что этот зритель более требователен – ему гораздо проще уйти с короткого ролика на YouTube-канале (на который он даже не всегда подписан), чем с телеканала. Он может посидеть у телевизора и что-то подождать, но в интернете он уйдет с ресурса в считанные секунды, поэтому инстаграмеры, ютьбюеры, имеющие миллионные подписки, очень тщательно относятся к картинке. И потом, там другая динамика, другие ракурсы – все, чтобы постоянно цеплять внимание зрителя.
И, как я уже сказала, в digital-контенте очень важна харизма блогеров. Чтобы зритель доверял им на 100%, они должны быть максимально откровенны. Для себя я это сравнила с жанром стендапа: люди выходят на сцену и смешат тебя тем, что делятся своим личным, актуальными проблемами. На самом деле, не так много удачных стендапов и успешных стендаперов. Ты приходишь, ожидаешь какой-то феерии, но большинство из них не цепляет. Так и в случае с digital-ресурсами: звездами становятся максимально харизматичные люди, понимающие свою аудиторию. Они – трендсеттеры, они всегда в курсе последних новостей и знают, о чем поговорить. Феноменальные люди! Круче любой телезвезды, на которую работают сценарист, редактор, имиджмейкер и так далее.
Мы долго искали таких блогеров для Family is, потому что здесь нельзя быть или красивой-обаятельной-привлекательной, или мамой. Нужны супермамы, которые смогут поделиться конкретными лайфхаками и будут интересны аудитории – никто не будет смотреть на девочку, которая просто о чем-то говорит. Люди ищут конкретные ответы на конкретные вопросы.
- Вы наработали опыт, а к чему пришли в количественных показателях?
- К пяти тысячам подписчиков: это реальные люди, без накруток, которые постоянно комментируют видео, присылают нам письма, что-то предлагают. Мы их практически всех знаем – и по аналитике, и по общению. Это конкретная живая аудитория. Ну, и количество просмотров: мы начинали с сотни, а сейчас на отдельных роликах насчитывается по 50 тысяч. Сегодня мы набираем просмотры гораздо быстрее, нами интересуется YouTube: предлагает партнерство, особые условия по оптимизации, по развитию других жанров. В общем, мы довольны. Думаю, к июню мы будем иметь 10 тысяч (по двум каналам) – в Украине с такой подпиской уже можно говорить о коммерческих предложениях, о спонсорах. У нас, кстати, очень удачное партнерство с OLX.
Есть еще некие сложно уловимые вещи. Из серии «все идеи витают в воздухе». Возможно, я себе их надумываю… Например, у нас появилась Маша Курочкина с блогом о детских книгах: она очень востребована, у нее есть своя аудитория, ее стали звать проводить детские чтения, Маша выпустила книжку-раскраску. И, как оказалось, это тренд: канал «1+1» сейчас сильно развивает это направление (улыбается). На «Книжном Арсенале» было какое-то безумное количество детских книг, огромное количество семей с детьми. Вокруг такая синергия!
И это тоже наше достижение: быть в тренде, создавать тренды – очень круто. И то, что появилось материальное проявление – книжка-раскраска – тоже успех: в большей степени, конечно, самой Маши Курочкиной, но мы очень гордимся сотрудничеством с ней, будем развивать это направление, поддерживать ее и ресурсами, и пиаром.
- Поговорим о монетизации. Вы говорили о возможности продажи digital-контента. О чем речь?
- Нашей дистрибуцией активно занимаются, включают нас в каталоги. Контент «Кинокухни», к примеру, демонстрировали в Каннах, и уже есть продажи в Эстонию (телевидение), Литву (интернет), Турцию (авиалинии). Также его показывали в украинских проездах «Интерсити». Мы зарабатываем деньги на YouTube – не очень много, пока считанные сотни долларов, но что-то уже получаем.
- Производство контента уже окупается?
- Пока нет. В чем разница между нами и блогерами, которые сами себя снимают?
- В том, что они сами себя снимают.
- Да. А у нас – производство, в которое мы вкладываем. Это долгосрочная работа, во время которой идет накопление контента. Скажем, у Family is накопилось 8 часов продукта – уже претензия на то, чтобы когда-нибудь стать самостоятельным каналом в спутнике или на других платформах. Это тоже материальная ценность, которая никуда не денется. И сейчас мы активно думаем о каком-то детско-семейном канале, которому мог бы подойти такой контент.
- Я как раз задумалась, куда можно это продать. Если контент «Кинокухни» предполагает широкое применение – хоть на телевидении, хоть в тех же авиалиниях, то с контентом Family is, мне кажется, сложнее.
- Сложнее, потому что у него более узкая аудитория – «Кинокухню» могут посмотреть все.
- Все едят!
- Да (смеется). А мамами становятся не все. Тем не менее, в рамках какого-то тематического канала он вполне может быть. Сейчас мы рассматриваем возможность создания семейно-детского канала, на котором он может быть востребован. Нам предлагал сотрудничество Maxxi TV, но канал хотел получить контент очень дешево (практически бесплатно). Мы на это не пошли, потому что верим в перспективность своей истории: дайте нам два года и посмотрим, что будет дальше. И потом, существуют узкотематические каналы… Виктор Шкробот занимается нашим стратегическим развитием: сейчас ведутся переговоры с Divan TV, Oll.TV о покупке нашего контента. Мы находимся на грани продаж, и понятно, что так или иначе к ним придем. К тому же спонсоры уходят в интернет – об этом говорят все агентства, а на Западе это стало откровенным трендом: бренды идут в «сеть», потому что там их аудитория. Особенно женщины 25-34, плотно сидящие в интернете. И все ритейлеры прекрасно знают, что создать магазин без интернет-продаж уже невозможно – надо обязательно иметь возможность продавать по интернету. Так что переход спонсоров в эту нишу состоится так или иначе. А мы уже тут – с поднакопленной аудиторией, с опытом, базой, и планируем еще как минимум два года производить контент. Мы нашли наших блогеров, наших звезд и работаем на перспективу. Хотя зарабатываем уже сейчас: немножко – от просмотров, немножко – от украинских брендов, которые к нам приходят (мебель, одежда, развлечения), все это постепенно собирается у нас.
- Вы говорите о стабильной аудитории подписчиков. Какая это аудитория? Кто эти люди?
- Примерно 60% мам и 40% пап. Подписывается очень много детских каналов, много «мамских» групп. Это в основном молодые женщины от 25 до 34 лет, у которых маленькие дети (до 6 лет), и беременные. Самые активные среди них – это, конечно, мамы с совсем маленькими детками, которым все интересно, все нужно узнать, которые сидят в декрете, у которых есть время. Хотя все наши мамы работающие… По крайней мере, те, у которых есть острая необходимость что-то узнать.
Мы, кстати, недавно сделали то, на что долго не решались: у нас на канале появился психолог. Мы же ответственные мамы, и очень щепетильно подходили к этому вопросу. Хотели работать со Светланой Ройз, но она сейчас занята, и вот нашли еще одну уникальную звезду – Марину Романенко. У нее сеть детских садов и школа профессиональных родителей. У нее фундаментальный подход, и мы не боимся, что Марина будет просто что-то говорить: все, что она расскажет, будет справедливо, по делу, полезно и не навредит ни в коем случае.
- Сколько влогеров у канала сейчас?
- Мы сузили круг. Начинали с моих подруг, потом пробовали многих девочек и разные темы (от хенд-мейда до диетологии), но выбрали в итоге тех, на которых мамы идут. Настя Жук, наш блогер, присоединилась к нам не так давно, но ее смотрят и слушают в любом раскладе. Она – единственная мама, которая не показывает своего ребенка, знаменитого Бориса, тем не менее, ее смотрят.
- Я с удовольствием читаю ее в Фейсбуке.
- Это то, о чем я говорю (улыбается). Феномен блогерства – в максимальной искренности, харизматичной подаче и умении рассказать то, о чем не скажут по телевизору. Это личный опыт, о котором не говорят даже на курсах молодых родителей (что странно), и все мамы понимают, что это реально правда. Настя, к примеру, правдиво говорит о том, что большинство мам, к огромному сожалению, лупят своих детей на площадке. Или что грудное вскармливание поначалу – это тупо больно. Она говорит о серьезных темах с юмором, и в этом действительно феноменальна. Я уверена, что у нее впереди и книги, и скетчи мы наконец-то будем снимать, и фильмы обсуждаем, и сериалы,… Потому что умение говорить с юмором и правдиво – это редкий талант. И Настя открыла себя в этой сфере. У нас новый блогер Марина Романенко, о которой я уже сказала, психолог, видео которой тоже сразу разошлась в народ, потому что она говорит просто, понятно и толково, у нее огромный опыт практической работы с детьми. Мы нашли Стасю Ровинскую – дочь Снежаны Егоровой, она совершенно обаятельная, не стеснительная мама, которая рассказывает о нижнем белье, демонстрируя его на себе. Она же будет сниматься в наших скетчах в главной роли. Маша Курочкина остается с нами, Яна Вуева – самая организованная и креативная, Маша Диденко – путешественница…
- Правильно я понимаю, что активный поиск влогеров вы прекратили?
- Мы продолжаем искать тех самых звезд.
- Когда у вас нарисовывается потенциальный кандидат, на что обращаете внимание? Кроме уже перечисленных харизмы и знаний о предмете.
- Чтобы человек говорил по делу. Мы хотели работать с «гламурными» звездами, у которых по несколько детей, которые могли бы привлечь аудиторию. Но они, как оказалось, не могут рассказать чего-то такого, чего наши мамы не знают. На них приходят посмотреть один раз и не возвращаются.
В чем фишка интернета. Казалось бы, ты туда что-нибудь закинешь, и тебя все посмотрят. Нет! Это жестко сегментированная вещь, где ты можешь забить в поисковик «накрасить глаза синей тушью» и получишь массу вариантов именно со своей синей тушью. И из-за этой сегментированности здесь нельзя быть просто симпатичным, просто гламурным или просто быть звездой. Ты должен четко соответствовать запросу, который люди вбивают. Если ты делаешь канал для мам, то он должен быть каналом для мам. Поэтому мы внимательно изучали именно интересы мам.
- И что же им интересно?
- Называю конкретные тренды: как приучить ребенка к горшку, как уложить спать без слез, вредны ли планшеты и прочие гаджеты, какие мультики смотреть. Все, что касается безопасности детей: безопасный сон, безопасное вождение, путешествия с детьми – как оградить ребенка от всех рисков. И самый безумный тренд (после горшка) – детские прически. Казалось бы, такого контента – тысячи и тысячи роликов! Нет, смотрят мамы, как делать детям косички, бантики… (меня, например, это вообще не интересует – может, потому что у меня дочь еще лысая). И как найти блогера на эту тему? Очень просто: или он умеет плести эти косички, или нет. Поэтому тут мало обладать известным именем – тут нужно обладать конкретным знанием, интересным аудитории.
- Насколько отличаются аудитории Family is… и Oh My Look?
- Отличаются. Это, опять-таки, к вопросу сегментации. Нам казалось, что будут смотреть одни и те же девочки, что их можно будет перебрасывать с одного канала на другие, обмениваться плей-листами и так далее. Но нет: если я ищу «бьюти», то я буду смотреть блоги о красоте. Если я мама – то я ищу мамин контент, несмотря на то, что это, вроде бы, женщины одного возраста.
И в чем еще фишка бизнеса: очень удобно делать много таких каналов и зарабатывать на разном виде спонсорства, работе с разной аудиторией. Oh My Look смотрят больше за границей, потому что контент не так привязан к языку.
- А где именно?
- Израиль, США, Германия, Англия.
- А кто смотрит – диаспора?
- Это нельзя узнать наверняка. Но, думаю, диаспора – девочки же русскоговорящие. Мы лишь недавно стали делать видео без слов, где они просто показывают, что делать. Но мы изначально и рассчитывали, что Oh My Look будет более международным каналом.
- Тогда поговорим о скетчах. Для какого канала вы их снимаете?
- Для Family is… Мы надеемся, что когда-то это, возможно, вырастет в отдельное скетч-шоу, потому что – я уже сейчас твердо в этом уверена – из любого нашего маленького контента можно вырастить полноценную телевизионную программу. И, возможно, с той же Мариной Романенко мы будем пробовать какую-то школу для родителей делать.
Скетчи пишет Настя Жук, это такие зарисовки из жизни мамы. Например, она иронизирует над тем, что никто не понимает маму – ни ее подруги, ни муж, ни собственная мама. Или диалог двух мам – совершенно сумасшедший и смешной. Или зарисовка о том, что все считают, что у мамы, сидящей в декрете, есть масса времени, чтобы хорошо выглядеть, и вообще – материнство вдохновляет. И вот она изображает маму, которая сидит вся с детских соплях, в еде, собаках, разбросанных игрушках, памперсах… Темы совершенно разные: от того, как покормить грудью в публичном месте, до того, что мамам все вокруг постоянно что-то советуют. Я с советами никогда не сталкивалась, но на днях на «Книжном Арсенале» ко мне подошел человек и сказал: «Ваш ребенок грызет карандаш!»
И что? (улыбается)
В общем, будут скетчи о том, что происходит с мамами – часто это очень смешно и абсурдно. И Настя обладает отличной самоиронией.
- А что в производстве: сколько актеров, какая команда?
- В главной роли будет Настя Ровинская, немного статистов.
- Я пытаюсь понять форму всего этого. То есть будет одна мама, с которой постоянно что-то происходит?
- Примерно так. Но, возможно, мы будем подтягивать наших блогеров (все наши девочки довольно артистичны), чтобы не размывать канал, а делать его максимально цельным. Чтобы люди узнавали этих блогеров даже в коммуникации между собой. Если вы подписаны хотя бы на одну YouTube-звезду, вроде Кати Клэп, то вы знаете, что люди подсаживаются. Ты уже начинаешь следить за ее жизнью, как за сериалом: «Ну, что там? Что происходит?» (улыбается). А на мам тем более подсаживаются, потому что у них постоянно что-то происходит – дети же растут, меняются, у них меняются уровень проблем. Все это забавно. Я представляю, если бы была влогером, то начала бы рассказывать о том, как я кормлю Марусю, а уже через год – хожу на УЗИ смотреть, как там у меня второй ребенок поживает.
Это жизнь, и за ней прикольно наблюдать – коротко, в любое удобное время. Я реально очарована этой формой контента.
- Но если вы будете развивать скетчи до полноценного телевизионного продукта, впоследствии все придется переделывать? Это же разный контент.
- Адаптировать – не проблема. Если есть какое-то зерно, если это в принципе смешно, то добавить хронометража, актеров, влить немножко бюджета уже не сложно.
- А в чем принципиальная разница между контентом для YouTube-канала и телеконтентом, если говорить на примере тех же скетчей?
- Если мы говорим о скетчах, то разницы, по сути, никакой. Главное – это гэг, какая-то ситуация, в которую попадает герой, и ты ее рассматриваешь. Когда ты делаешь для YouTube, то делаешь немного дешевле, немного проще, не берешь супер-актеров, а складываешь из кубиков, которые у тебя под рукой. А если расширять это в полноценное производство, то нужно, чтобы все было лучше – камеры, актеры, больше хронометраж. Но по сути, повторюсь, это одно и то же – забавные ситуации из жизни.
- В мае вы начинаете съемки.
- Да.
- А когда планируете выдавать «в эфир»?
- В мае и планируем – раз или два раза в неделю.
- Сколько выпусков запланировано?
- Есть три сценария, с которыми мы хотим поработать. А дальше… Настя пишет очень быстро, а жизнь все время подбрасывает темы для шуток. Думаю, со временем мы найдем такую технологию, когда сможем быстро снимать и быстро монтировать.
- Если говорить о запланированных каналах, какие это могут быть темы, кроме кулинарии?
- Возможно, что-то связанное с кино – какие-то блоги о фильмах, о новинках. Это более узкая аудитория, потому мы пока думаем, присматриваемся. Конечно, сейчас у всех на слуху всяческие распаковки и краш-тесты, но это уже будет чистой воды бизнес в digital.
- Честно говоря, не понимаю этот формат: человек раскрывает упаковку и показывает, каким образом товар разложен в коробке… Серьезно? Почему это смотрят?! Вы никогда не задавались этим вопросом?
- Конечно, задавалась. И не раз. Есть канал с детскими распаковками, которые многие считают нашим конкурентом, хотя мы категорически разные: тот канал смотрят дети, которым интересны игрушки, а мы – для мам, которые хотят узнать что-то полезное. Я не понимаю. И чувствую себя отсталым человеком в этом плане… Я понимаю, как это работает, что это кликают дети, и все равно. Это же миллионы миллионов просмотров! Не знаю… я слишком умная для этого (смеется).
- Кто потенциально ваш конкурент? И есть ли они?
- У Family is конкурентов в Украине точно нет. Есть американский канал WhatsUpMoms, но они, естественно, не конкуренты – там миллион подписчиков и совершенно другая аудитория. А все остальные больше работают с детьми, а не с мамами. Поэтому конкурентов нет – может, мы их вырастим? (улыбается)
Family is и Oh My Look – предмет нашего глубокого интереса, и продюсерского и личного. Это уникальное пересечение
- А почему изначально решили делать именно такой канал? Потому что собралась компания мам?
- Ну да, все совпало. Когда я после декрета пришла на FILM.UA, мы говорили о digital, обсуждали, каким может быть контент. На тот момент детская тема была мне понятна, интересна и близка. Я сама много сидела в интернете, исследовала, искала как мама, чем можно было бы воспользоваться. И такого канала, каким он мне тогда представлялся, не было. И сейчас, кажется, нет. Может, в этом еще и причина того, что у нас не миллион миллионов просмотров – мы для сильно адекватных родителей.
- В каком смысле?
- С определенным уровнем требований, с определенным уровнем образования, с подходом. Например, есть мама-блогер с большим количеством подписчиков, ей 22 года, у нее двое детей, и она рассказывает, как укладывать ребенка: «Дорогие мамы, возьмите и уложите ребенка. Он проплачется, а потом привыкнет»... Какие-то такие вещи. И я понимаю, что большинству мам с ней нормально. Но мне это не интересно, большинству наших подписчиков – тоже. Потому что у них доходы повыше и мозги не так засорены информационным хламом. И поэтому, кстати, они должны быть интереснее рекламодателям.
- А чего конкретно вам как маме не хватало, когда вы искали информацию?
- Скажем так: кто у нас есть, кроме доктора Комаровского, кому можно доверять?
- Никого.
- Понятно, что никакая мама с Комаровским не сравнится, потому что он все-таки профессионал. И почему я вижу потенциал в сотрудничестве с Мариной Романенко – она этому училась, и она мама четверых детей.
Мне не хватало грамотного подхода. У любой мамы, которая не отдает ребенка няням навсегда и щепетильно к нему относится, масса вопросов. Особенно, когда ты рожаешь в первый раз. И сколько бы книг ты ни прочитал, все равно не хватает уверенности, что все сделал лучшим образом. И ты постоянно ищешь, особенно если привык работать в информацией. И это то, о чем писала Настя Жук: я не хочу знать бредятину о том, как заговаривать сопли или читать тысячную статью о том, что ребенка нужно прикладывать исключительно каждые три часа. Хочется нормальной информации, собранной в одном месте, куда ты идешь за лайфхаками или вдохновением. На телевидении нет такого контента.
Так и родилась идея нашего канала: создать ресурс, на котором было бы собрано максимальное количество информации – не медицинской, но полезной, которая могла бы тебе помочь, поддержать, развеселить.
- Правильно я понимаю, что канал должен стать для зрителя чем-то вроде мамского форума?
- Да, так и есть. Просто тут – видеоформа, которая востребованнее сама по себе, удобнее, быстрее. Да, это такой форум, такая тусовка девушек, которым ты доверяешь, с которыми тебе интересно проживать что-то.
Не все же вопросы страшные и касаются исключительно выживания твоего малыша. Например, одежда. У меня в свое время возник дурацкий вопрос: «человечки», боди, комбинезончики – я никак не могла понять, что к чему. «Человечки» – это то же самое, что и бодики? Я так долго разбиралась. А сейчас я понимаю: если бы знала о таком ресурсе, как Family is, я бы зашла на него, и мне бы все о моде для грудничков объяснила Катя Сильченко, которая сейчас в американском Vogue – звезда. Это песочник – в нем удобно. Это платье – в нем неудобно. А есть еще косынки, очки и куча всяких прибамбасов для малышей. Ты посмотрел – и все понял, тебя это на что-то вдохновило. Снимает массу вопросов. Или, скажем, прогулка с ребенком: что взять с собой? У меня с этим реально была проблема, муж просто бесился, когда мы собирались погулять. И чтобы не сходить с ума, думая, что ты одна такая дура, ты заходишь на свой любимый канал и видишь, как наша Яна упаковывает свою сумку. Она более опытная мама – у нее уже все наработано. Ты посмотрел, и собрал свою сумку в два раза меньше и быстрее. Такие штуки: простые, полезные, жизненные, вдохновляющие.
У нас вот Росава бывает, нечасто, но рассказывает полезные вещи, я для себя многое почерпнула. Она поет песенки и показывает, как делать гимнастику для развития мелкой моторики. Такого контента, мне казалось, должно быть много, но нет. И он – на украинском языке, от мамы двоих детей, приятной девушки. Некоторые штучки, подсмотренные у нее, я делаю своему ребенку, и она в восторге! У Росавы очень много таких «спиванок-забавлянок», колыбельных, и это же очень полезно, потому что сочетается с массажем… В общем, я не знаю более полезного и прекрасного ресурса, чем Family is (смеется).
- Все ваши блогеры – мамы. А когда появятся папы? И появятся ли?
- Да, мы ищем пап. Но папы более закрыты в этом плане (не многие из них приветствуют, чтобы их детей снимали). Но мы очень хотим папу-блогера, потом что мы – Family, как минимум.
- Ваши подписчики вам что-то подсказывают?
- Безусловно. Мамы тут же, прямо под видео, пишут, какой информации им не хватает, о чем нужно рассказать; масса вопросов психологу, комментариев. На канале Oh My Look девочки очень любят комментировать. И из этого мы делаем выводы, что еще им интересно.
- То есть вы, по сути, получаете от аудитории запрос, на который можете ответить контентом.
- Да. И это то, чем еще интернет отличается от телевидения – общением со своим зрителем. Потому что на «телек» пишут безумные бабушки (из серии «а поставьте сериал «Просто Мария»), а здесь ты максимально быстро получаешь максимально правдивый фидбек, потому что никто не стесняется в выражениях. И быстро реагируешь: тебя о чем-то попросили, ты на следующей неделе снимаешь и выкладываешь.
Все в производстве видеопродукции идет к интерактиву. И с развитием виртуальной реальности, всех этих технологий, когда зрители сами будут придумывать сценарии, смотря в кино, «телек», наверное, останется, но будет максимально интегрирован во все эти штуки. Когда ты читаешь в сводках новостей о YouTube-каналах, которые скупают мейджоры, о VHR-технологиях, которые сейчас будут выпущены на рынок... Контент меняется, и здесь очень важно пробовать, экспериментировать.
Не скажу, что у Family какая-то козырная подписка (у Oh My Look дела идут гораздо круче, и через год мы будем, я уверена, большим, весомым каналом), но мы собираемся экспериментировать и тут. Будем пробовать снимать скетчи с технологией 360. Это колоссальные возможности, и платформы по запросу будут развиваться… Я уверена, что это нам позитивно аукнется в будущем.
- Меняются формы подачи контента, восприятие зрителя, а меняются ли формы взаимодействия с рекламодателями?
- С ними сложнее вести переговоры, потому что, как по мне, нет двух главных факторов. Первый – это пока не меряется. Ты не понимаешь, что получаешь. В YouTube видна подписка, спонсор понимает охват. Но как проверить, что он посмотрел твой ролик?
- Ну, просмотры-то считаются.
- Считаются, но сколько зритель посмотрел – 2 секунды или весь ролик? Телевизионные рейтинги более понятны и привычны, в сети же нужно наработать инструментарий.
- Мне кажется, это вопрос привычки.
- Возможно. Но считается, что на телевидении более широкая аудитория… Впрочем, это проблема не только Украины. Соседние рынки тоже не вполне к этому пришли. Но я уверена, что как только появится какой-то инструментарий, и можно будет спонсорам показывать более понятную, подробную аналитику, они перейдут. Очевидно же, что все сидят в интернете.
- А как вы с ними общаетесь сейчас? Как объясняете? На «кошках»?
- Да, на каких-то кейсах. И мы сознательно предлагаем какие-то вещи недорого, потому что для нас важно создать прецедент, кейс, а потом запросить за это большую сумму. Например, недавно обсуждали, что высказывание Собчак в Facebook или Instagram стоит несколько тысяч долларов (точную сумму не помню). У нас же за блогера предлагают тысячу гривен. Можно не брать эту тысячу: можно попробовать, посмотреть, как это разойдется, а потом выставить пять тысяч. Или ту же тысячу долларов. Здесь со спонсорами пока что туго – и они наощупь, и мы.
- А какие инструменты используются для продвижения такого контента?
- Никакие «классические» инструменты не используются: мы вкладываемся в контент, и это – наши инвестиции. Если вкладываться еще и в пиар, размещение банеров, какие-то инструменты – получится слишком дорого. Поэтому у нас совершенно органичный, простой рост, мы немножко потратили на рекламу именно в YouTube, получили достаточно позитивный результат, это работает – абсолютно понятный и доступный инструмент. Но больше мы никак не промотируемся, не вкладывается.
- А страницы в соцсетях?
- Безусловно. У нас есть Facebook-страница, и «ВКонтакте», и Instagram подключили – все это существует в синергии.
- Не отслеживали, что происходит с аудиторией ваших блогеров? Какой процент перетекает?
- Это как раз то, о чем я говорила вначале – свидетельство качества аудитории. Вот, например, если на Настю Жук в Facebook подписаны мамы, практически все они смотрят ее видео в YouTube. А если у какой-нибудь звезды в три-четыре раза больше подписка, но сидят люди, которые интересуются чем-то другим (грубо говоря – не мамы), то эти видео они не посмотрят. На Oh My Look приходила Соня Киперман: если она интересна этому сегменту – они ее посмотрели и на YouTube. Если твоя аудитория тобой интересуется искренне – она приходит за тобой на все ресурсы. Если это что-то «не в тему» – аудитория не перетекает. Чтобы на тебя приходили, ты должен что-то значить для этой аудитории в своем сегменте.
- А как в digital-сегменте распределяются права на контент? С одной стороны, авторы контента – блогеры. Но ролики производите вы… И что делать, когда вы начнете продавать этот контент?
- Со всеми авторами подписываются авторские договоры. Пока мы работаем с блогерами бесплатно, но в будущем, при получении прибыли, будем делиться с авторами. С Oh My Look мы делимся прибылью, но права на контент у нас.
- Раз уж мы вернулись к Oh My Look, спрошу о реалити: вы как-то говорили, что зрители предлагают сделать реалити-шоу Леры Бородиной. Такой проект рассматривается?
- Да, мы до сих пор верим, что это возможно. Вопрос – найти канал, которому это будет интересно. Нишевое телевидение у нас не очень развито.
- О чем могло бы быть это шоу? О Лере? О ее работе?
- Да, о жизни Леры и сервиса… Почему нет? Все возможно!
Предлагаю вооружиться этим девизом всем, кто работает с новыми формами, экспериментирует, да и вообще всем, кто что-то делает в наше непростое время. Ну а Анне и ее команде желаю лояльных зрителей. И рекламодателей, которым не нужно объяснять, что за digital-контентом - будущее.
Фото Кирилла Авраменко