Горлица против Фанни Каплан. Кто и за что победил на Одесском международном кинофестивале
За последние несколько дней Одесский международный кинофестиваль обзавелся целым списком новых героев - как более «публичных», так и закадровых. И если просто перечень имен победителей вам мало что говорит - давайте я вам расскажу, чем заслужили свои победы герои фестиваля.
Для начала напомню, что церемоний награждения у ОМКФ две - формальная (на закрытии) и для своих (за день до).
На менее формальной церемонии со своими новыми обладателями встретились призы в таких номинациях:
Лучший комедийный сценарий (нововведение 2016 года) - «Мой друг Эрзо» Ольги Войтенко. Распиаренный проект Иракли Макацарии первое место не взял (жюри со сцены успокоило всех, что каждый в номинации - уже победитель, но вы сами понимаете). Ольга Войтенко уже не впервые побеждает на ОМКФ - в 2013 году короткометражку «Уроки української» по ее сценарию отметило жюри FIPRESCI.
По результатам питчингов (о которых вы уже все знаете) отметили два проекта - «Домашние игры» и «Эгрегор». Приз в 50 тыс. грн для проекта Алисы Коваленко будет иметь реальный вес в общем бюджете картины (чуть более 32 тыс. евро) - в отличие от остальных претендентов. Любомир Левицкий же сказал, что просто рад удачной презентации своего фильма - мол, питчингуется впервые, так что любой результат считает положительным.
По результатам работы секции work-in-progress (о которой расскажу в ближайшее время) победили проекты «Ее сердце» Ахтема Сейтаблаева (за душераздирающую историю, которая тронула сердца даже спонсоров), и «5 терапия» Алисы Павловской. Продюсер Валерий Калмыков признался, что победы не ожидал, поэтому разрешил Алисе «прогулять» церемонию награждения.
Жюри FIPRESCI тоже не смогло выбрать одного победителя, отметив сразу два фильма - полнометражный «VARTA 1, Львов, Украина», фильм с очень необычной историей создания, о которой мне рассказал автор Юрий Грицина, и короткометражный «Дом» Ирины Цилык (спродюсированый Игорем Савиченко за деньги Госкино).
В секции национального короткого метра жюри никак не могло успокоиться: мало того, что «Золотого Дюка» отдали сразу двум картинам («В Манчестере шел дождь» режиссеров Валерии Кальченко и Антонио Лукича; «Гвоздь» Филиппа Сотниченко), так еще и два специальных диплома вручили (фильмам «Панорама» Юрия Шилова и «Дидочок» Владимира Тихого).
Ну и самое любопытное награждение - за лучшую актерскую работу. Первый приз достался Мирославу Слабошпицкому за роль Дмитрия Ульянова, брата Ленина. «За постельную сцену, что ли», - начали шептаться у меня за спиной гости церемонии. Скажу я вам, в постельной сцене есть на что посмотреть. Смотрите:
Ну а торжественная часть награждений прошла в Опере с гораздо большей помпой:
Лучший украинский полный метр - «Гнездо горлицы». Награду Тарас Ткаченко разделил с Риммой Зюбиной («очень жаль, что не с Линецким» - нашептали мне из-за плеча). Увы, со сцены имя погибшего исполнителя главной роли так и не прозвучало. Зато о Виталии и его роли мы поговорили с Тарасом и Риммой в эксклюзивном интервью - которое вы сможете прочесть в ближайшее время.
Шарль Редон стал лауреатом «Золотого Дюка» за лучший документальный фильм «В Калифорнии» (но специальный приз получили и авторы фильма «Мой друг Борис Немцов»).
А вот Алина Григоре и Робби Урсу, представляющие фильм «Незаконные» - победителя фестиваля по мнению жюри, вызвали очень неоднозначные эмоции публики, заявив со сцены, что бюджет их картины - всего 7 тысяч евро. Кстати, режиссер Адриан Ситару - далеко не новичок, а вполне известный представитель «румынской новой волны», ранее побеждавший и на других фестивалях. Информация о таком бюджете массовых самоубийств в зале не спровоцировала, но я отчетливо слышала нескольких поперхнувшихся. И вообще, предлагаю пригласить Ситару в Украину на мастер-класс - научить украинскую новую волну бюджетированию.
Кроме того, специальные дипломы в международном конкурсе получили «Людоеды» Леи Фенер и фильм «Загар» Аргириса Пападимитропулоса.
Лучшие актерские работы жюри отметило в фильме «Привет из Фукусимы» - актрисы Розали Томасс и Каори Момои тоже будут пилить одного Дюка на двоих.
Приз за лучшую режиссуру получил Ксавье Серон (трагикомедия «Смерть от смерти»). Приз за Ксавье приехал получить исполнитель главной роли Жан-Жак Розен. Ну а гран-при (он же - приз зрительских симпатий) получил фильм «Кто горит, горит, горит» Чании Баттон. Фильм так откровенно цитировал Керуака, что вызвал настоящий ажиотаж среди более юных гостей фестиваля.
Ну, теперь вы знаете о героях все. Если не побывали на ОМКФ, постарайтесь до следующего лета посмотреть все вышеперечисленные фильмы - уже 12 июля 2017 года стартует восьмой фестиваль, а с ним появятся и новые герои.
Фото - пресс-служба ОМКФ