Панельный скандал. Анализ инструкции для домохозяйств
В сегодняшнем материале на тему панельного скандала - мое исследование инструкции для «панелистов» GfK, которая, по словам Рудольфа Кирноса, предназначалась для накрутки рейтингов. Советую набраться терпения - дальше будет много цифр и букв. Но мы же с вами профессионалы, или погулять вышли?
Аналитики компании MRM по моей просьбе извлекли из Mark Data данные по всем программам и телеканалам, упомянутым в инструкции. Сразу же предупреждаю: я не углублялась в анализ показателей каналов и телепрограмм, а лишь проанализировала общие тенденции и сопоставила их с событиями, происходившими в то время.
Напомню, по словам директора Ru music, существовали домохозяйства из панели GfK, смотревшие телевизор по определенной инструкции - таким образом, они накручивали рейтинги отдельным программам. Как говорит Кирнос, за «правильное» смотрение эти семьи получали до 10 тысяч гривен в месяц.
Надпись на первой странице инструкции указывает, что она предназначена для «правильного» телесмотрения в сентябре 2011 года. Ну а с третьей страницы становится понятно, что данную инструкцию домохозяйства получали по е-мейлу.
По словам господина Кирноса, инструкция досталась ему от лица, имевшего контакт с «панелисткой» Зоей Викторовой, проживающей в Киеве и, вроде, следовавшей этой инструкции. А теперь - к сути:
Инструкция начинается просьбой смотреть рекламные блоки на музыкальном телеканале ОТV. Далее предоставлены указания смотреть канал определенными кнопками за октябрь-декабрь и отдельное указание - на январь. Хотя год и не указан, скорее всего, речь идет о январе 2012 года. Просьба нажимать на определенные кнопки адресована женщине и мужчине конкретного возраста (36 и 11 лет соответственно), что выглядит не совсем понятным, поскольку для каждого члена домохозяйств с пиплметрами, как известно, на специальном пульте отведена отдельная фиксированная кнопка, не отражающая возраст. Кроме того, GfK известен состав домохозяйства, а потому способов «маневрирования» у членов семьи нет.
Чтобы понять нетипичность показателей канала, предлагаю взглянуть на его среднемесячные показатели за последние 5 лет.
Как видите, резкое падение показателей ОТV состоялось в январе 2008 года, но в июле 2009 года они стабилизировались. Затем каналу не везет с показателями лишь два раза : по странному стечению, опять же в начале года - 2010-го и 2012-го соответственно. А вот лучшие показатели канала наблюдаются в июне прошлого года, что совпало с первой пресс-конференцией Рудольфа Кирноса.
Прокомментировать присутствие канала в инструкции я попросила его генерального продюсера - Владимира Орлова. «Я не могу прокомментировать бумажку, которая называется инструкцией, по следующим причинам. Во-первых, мне с технической точки зрения не понятно, о чем там говорится. Во-вторых, я не понимаю, каким образом ее получил господин Кирнос. Зная господина Кирноса, я могу предположить все, что угодно. ОТV - это прямой конкурент господина Кирноса. Мне трудно комментировать то, что я не понимаю, а эту инструкцию я не понимаю вообще», - отметил Владимир Орлов.
Указания, как смотреть нишевой женский телеканал Maxxi-TV, практически аналогичны указаниям для канала ОТВ. Maxxi-TV также просят смотреть отдельными кнопками в сентябре и отдельными - в октябре-январе 2011 года. Предлагаю подробнее рассмотреть среднемесячные показатели канала за последние 5 лет - с дня основания.
Судя по графику, рост показателей канала до невиданных ранее высот произошел в ноябре 2008 года. Улучшения показателей наблюдается и в июне 2010 года. Второй резкий спад цифр канала произошел летом 2011 года. Третье и последнее серьезное падение показателей случилось в июне 2012 года.
Управляющий партнер холдинга Maxximum Media Communications Group Виктория Семененко свое отношение к инструкции рассказала мне еще в октябре: по ее мнению, инструкция, обнародованная господином Кирносом - это «бумажка, которую могут нарисовать все, основываясь на данных из Mark Data».
Указание смотреть нишевой кулинарный телеканал Menu-TV практически ничем не отличается от других. Единственное отличие - другое количество минут просмотра канала для домохозяйства. Предлагаю подробнее рассмотреть среднемесячные показатели Menu-TV за последние 6 лет, начиная с его основания.
Показатели канала, созданного в 2007 году, выстрелили в сентябре 2008 года, но ровно через год - в сентябре 2009-го - они немножко просели. Напомню, именно в сентябре 2009 года ИТК получило письмо с контактами «панелистов». В период с апреля 2010 года по апрель 2011 года показатели канала оставались примерно на одном и том же уровне. А с апреля 2011-го они снова выросли. И росли, между прочим, как на дрожжах. Наибольшего пика канал достиг в мае прошлого года, а уже через месяц – в июне (после пресс-конференции Рудольфа Кирноса) - показатели резко обвалились.
В пресс-службе УМХ, который владеет каналом, отказались комментировать присутствие Menu-TV в инструкции. Аргумент таков: «Руководство холдинга не считает нужным комментировать этот вопрос, поскольку нечего комментировать».
Указание смотреть «Первый автомобильный» в данной инструкции имеет описку: в совокупности за 10 дней канал предлагают смотреть только 5 минут, а ниже прилагается другое - более 5 минут в день смотреть канал нельзя. Так, 5 минут в день или 5 минут в месяц?
Впрочем, инструкция «Первого автомобильного» интересна другим - она содержит перечень конкретных программ канала: «Топ Гир», «Сделано на СТО», «Спецрепортаж», «Шикарные истории», «Автоакадемия», «Первый тест» и «Модельный ряд». А потому я подробнее рассмотрела показатели вышеперечисленных проектов. Но начнем с среднемесячных показателей канала за последние 4 года - со дня появления канала в Mark Data.
Впервые показатели канала серьезно выросли в январе 2009-го, но уже в сентябре этого же года (письмо Долгожителя в ИТК) они снова просели. А через год – в январе 2010-го – канал снова делает сногсшибательный прыжок в показателях. Очередной всплеск популярности канала состоялся снова через год - в феврале 2011 года. Кстати, в мае 2011-го канал достиг самых высоких показателей за всю свою историю. Последующее падение цифр произошло в декабре 2011 года. После этого показатели «Первого автомобильного» незначительно выросли в апреле прошлого года, а уже в июне (пресс-конференция Рудольфа Кирноса) - снова упали.
Я рассмотрела показатели программы «Топ Гир», начиная с 24.04.2010 и заканчивая сентябрем прошлого года. Но вывести некую закономерность так и не смогла. Логика этих показателей оказалась не по зубам и аналитикам, к которым я обратилась.
А вот присутствие программы «Шикарные истории» в этой инструкции вызывает дополнительные вопросы к ее авторам. Дело в том, что программа прекратила свое существование летом 2011 года, а инструкция вроде как датирована сентябрем 2011. Неужели авторы инструкции предлагали панелистам смотреть несуществующую программу?
Проследить логику показателей «Автоакадемии» - задача не из простых. Цифры программы напоминают американские горки. Отмечу, ее показатели не всегда, но довольно часто превышали средние цифры Первого автомобильного.
Хоть какую-то логику в цифрах передачи «Спецрепортаж» найти трудно. Показатели программы напоминают синусоиду, но в целом – да, они также выше средних по каналу.
Как и показатели программы «Первый тест».
Прокомментировать присутствие канала в инструкции я попросила Ирину Твердовскую, генерального продюсера «Первого автомобильного». Однако в пресс-службе канала мне пообещали организовать интервью с Твердовской, а позже - отказали, прислав письмо следующего содержания: «Руководство телеканала на данный момент воздерживается от любых комментариев по этому инциденту. Поскольку инициаторы скандала передали дело правоохранительным органам, логично подождать окончательных выводов соответствующих служб, а уж потом делать какие-либо заявления или давать комментарии. Кроме того, к настоящему моменту дискуссия перестала носить сколь бы то ни было конструктивный характер и переросла в обмен резкоэмоциональными заявлениями, участие в котором не делает чести оппонентам, что тоже является причиной не комментировать ситуацию».
Канал ТВi также просят смотреть определенными кнопками. Отдельные указания касаются праймовых рекламных блоков. Также в инструкции содержится конкретный перечень программ канала - «Любимая работа», «Деловая кухня», «Профессиональные игры» и «Вечер с Николаем Княжицким». Но сначала, вашему вниманию - среднемесячные показатели ТВі за последние 5 лет - со дня, когда канал впервые появился в Mark Data.
Первый раз показатели канала серьезно возросли в январе 2009 года. Впервые резко упали - в ноябре 2010, а прекратили падение - в июне 2011. Второй раз показатели канала серьезно обвалились в июне 2012 года. Однако также стоит отметить, что именно летом прошлого года начались массовые отключения канала в кабельных сетях.
А вот теперь самое интересное - анализ показателей трех программ утреннего воскресного блока: «Любимая работа», «Деловая кухня» и «Профессиональные игры». Эти программы объединяют не только заоблачные рейтинги, но и компания-производитель - продакшн «Студия «Экономический вестник».
«Любимая работа» брала стабильную долю 3-4% для канала со средними показателями 1,3% и, похоже, поэтому напросилась в инструкцию. Однако здесь есть неточность. В сентябре 2011 года программа выходила по воскресеньям не в 12:30, а в 11:30. До сентября 2011 программа выходила в 10:00 утра. Напомню, инструкция датируется сентябрем 2011 года. Как человек, составлявший инструкцию, мог узнать, что программа изменит слот выхода в конце октября 2011 года - можно только догадываться. Последний выход программы состоялся 1 января 2012. И в этот раз программа взяла всего 0,5%.
На фоне средних показателей канала показатели программы «Деловая кухня» просто поразительны: они превышают их в 4, а то и 5 раз! А учитывая, что не каждая программа каналов Большой шестерки может похвастаться стабильной долей в 5-6%, такие показатели - просто революция! Но в марте 2012 года с программой происходят странные чудеса – ее показатели обваливаются в 2-3 раза буквально за один выпуск, а именно 25 марта. И снова в инструкции - путаница со временем. Программа начала выходить по воскресеньям в 12:40 (как указано в инструкции) лишь в конце октября.
Еще один «счастливчик» - это программа «Профессиональные игры». На фоне средних показателей канала, показатели программы в 2-3 раза выше. Опять же, в инструкции прослеживается путаница со временем. Программа начинала выходить в сентябре по воскресеньям в 10:30, и только в октябре была перемещена сначала на 12:40, а затем на 13:10. Несмотря на хорошие показатели, программа закончила свое существование в конце прошлого года.
Взглянув на эти заоблачные цифры, я решила обратиться за комментарием к «Студии «Экономический вестник». На сайте продакшена, который, кстати, на ладан дышит, пишут следующее: «Досвід у виробництві передач на «професійну тематику» став базою для створення програм «Професійні ігри» та «Улюблена робота». Обидві передачі мають високі рейтинги завдяки унікальній для вітчизняного телебачення тематиці та якісним форматам».
О какой «уникальности» и о каком «качественном формате» говорится, я так и не поняла - обычный тележурнал, поражающий некачественным монтажом и поверхностностью раскрытия выбранных тем. Поэтому я решила пообщаться с генпродюсером продакшена Владимиром Гуцулом, попросить его поделиться своей формулой успеха:
- Пане Володимире, вiд рейтингiв ваших програм складається враження, що глядачі в неділю зранку тільки те й робили, що дивилися ваші програми. Як ви для себе пояснювали ці показники?
- Як я можу це коментувати? Я навпаки радий, що програми брали такі високі цифри. Я пояснював їх для себе, як професіонал. Увечері в каналу з`являється більше конкурентів у вигляді фільмів, шоу і так далі. А в обідній час – в час, коли люди повернулися зі своїх справ, з магазинів, базарів, сіли обідати, включили телевізор і… якраз ми в цей час. Як на мене, реальних конкурентів у нас не було. Тим більше, ми в своїх програмах даємо людям поради, як вижити в складній економічній ситуації. Ми залучаємо чимало класних фахівців, в нас працюють фахові журналісти, а тому, мені здається, що ми виконували свою благородну місію і потрапляли в точку.
- Але якщо оцінювати вашу програму з професійної сторони – вона зроблена дуже слабенько. Картинка у ваших програмах взагалі ніяка та й з темами проблема…
- Це ваша суб’єктивна думка. Ви скільки працюєте на телебаченні? А-га, ви не працюєте на телебаченні. А я працюю на телебаченні дуже давно!
- Як давно?
- З 1985 року.
- А де працювали?
- На УТ-1, УТ-2, ICTV та 5-му каналі. У нас є свій продакшн, виробляємо програми для телеканалів.
- А чому такі рейтингові програми, як «Улюблена робота» та «Професійні ігри» припинили свій вихід?
- Так. Вони перестали виходити ще в січні минулого року.
- Ось, скажімо, показники «Улюблена робота» прекрасні, за винятком останньої програми, яка вийшла в Новому році. Як ви думаєте, чому останню програму дивилося аж настільки мало людей?
- Ну ви розумієте… Рейтинги – це справа непередбачувана. Один тиждень глядачі включили телевізор, а інший – ні. Ви ж бачили самі, що там показники коливаються від програми до програми. Вимірювання не є таким і досконалим. Оцінювати, що це має бути саме так – не можна. Хочеш не хочеш, а все одно доводиться вірити цьому вимірюванню. Альтернативи немає для того, щоб порівняти.
- А чому ваші програми присутні в інструкції, яка, за словами пана Кірноса, призначена для накрутки рейтингів?
- А який сенс нам замовляти рейтинги?
- Вам вигідно мати багато замовлень.
- Так, вигідно. Але наші замовники - не рекламні агенції. Наші замовники звертають увагу не на рейтинги, а на мій професіоналізм та професіоналізм моєї команди. І це в першу чергу. Рейтинги мене цікавлять лише з професійної точки зору. В нашій програмі немає прямої реклами, а в рейтингах зацікавлені рекламні агенції.
- Хто власник продакшену?
- Я є власником продакшену.
- Чи знайомі ви з Павлом Шпіцбергом?
- Ні. А хто це?
- Можливо, ви знайомі з паном Кірносом?
- Ви маете на увазі мера Харкова? Ні. Я з ним особисто не знайомий.
- А як поясните падіння показників «Ділової кухні», яка останнім часом виходила на ТВі?
- Давайте не будемо забувати, що канал ТВі торік влітку почали масово виключати в кабельних мережах, а тому це позначилось на показниках всіх програм каналу і відповідно на середніх цифрах каналу. Ці відключення вплинули також і на показники нашої програми.
Вот такой у нас сложился разговор с господином Гуцулом.
Но, вернемся к инструкции, в которой настойчиво просят смотреть еще одну программу канала ТВi - политическое ток-шоу «Вечер с Николаем Княжицким». Авторская программа экс-директора канала хоть и демонстрировала хорошие показатели, но все же серьезно проигрывала по цифрам и «Любимой работе», и «Профессиональным играм», и «Деловой кухне».
Из графика следует, что программа выходила с переменным успехом до июня 2012 года, после чего ее показатели обвалились. Но вот, что интересно: мои коллеги из издания «МедиаБизнес» в конце 2011 года и середине прошлого года подводили итоги политических ток-шоу на украинском телевидении. В первом полугодии 2012 года по молодежной аудитории «Вечер с Николаем Княжицким» опередил по показателям даже «Шустер live».
Средние показатели политических программ во второй половине 2011 года.
Средние показатели политических программ в первой половине 2012 года.
Проанализировать успешность программы Николая Княжицкого я решила непосредственно с автором программы господином Княжицким. А заодно поинтересоваться его мнением о присутствии программ канала в инструкции.
«Поняття не маю, що роблять програми ТВі в цій інструкції. Логіки в цій інструкції немає жодної, а тому мені складно коментувати те, що позбавлене логіки. Я спілкувався з Рудольфом Кірносом. Він вибачався, казав, що він отримав цю інструкцію… і не знає, хто її зробив. Мені приємно, що моя програма мала високі рейтинги навіть попри те, що нас виключили в багатьох кабельних мережах. Але тим не менше, я ними не задоволений. Програму нагороджувала і Телекритика, і інші сайти, до нас надходили звернення і через Фейсбук, і інші соцмережі, а тому я вважаю, що показники програми мали б бути вищими. І це навіть тоді, коли останнім часом я виключив з програми політичну складову, тому що був кандидатом в депутати. Так само, я вважаю, що мали б бути вищими показники інших наших програм», - нажаловался господин Княжицкий.
Когда я поинтересовалась у Николая, почему его программа обошла «Шустер live» (в первом полугодии по молодежной аудитории), господин Княжицкий поменял тактику и упорно пытался меня убедить, что его программа - не политическое ток-шоу, а потому мое сравнение некорректно. Удивительно, но мои знакомые, смотревшие программу Княжицкого, считали ее политическим ток-шоу и, собственно, именно поэтому ее и смотрели.
«Я ніколи не порівнював мою програму з «Шустер live». Я завжди все робив для того, щоб молоді люди були присутні в нашій програмі, а тому в програмі були завжди українські музиканти – починаючи від таких як Скрябін, і закінчуючи такими зірками Інтернету, як Стрикало. Мені було дуже важливо, щоб нас дивилися люди з різною аудиторією. В мене не політична програма. Як можна порівнювати мою програму з програмою «Шустер live»? Політикою цікавляться люди старшого віку, а в мене завжди тільки один гість був з політики, а решта – це були кінорежисери, письменники, музиканти… І так було весь час! Жанрово – це зовсім інша програма. Ви ж на фаховому сайті працюєте? Як можна порівнювати мою програму з програмою «Шустер live»? З таким же успіхом «Шустер live» чи мою програму можна порівнювати з «Вечірнім кварталом». Я ніколи не ставив собі за мету робити політичну програму і ніколи її не робив. Це було звичайне ток-шоу і воно ближче до програми Опри тільки без аудиторії в студії, але аж ніяк до політичних ток-шоу. В програмі я згадував як про політичні події тижня, так і про культурні. З цими ж гостями ми говорили і про політику, і про культуру. Але ж я вам кажу – жанрово ми зовсім інші», - объяснял Княжицкий.
Если «Вечер» - не политическая программа, а шоу Опры, то и пусть. Но вот 13 декабря 2012, за две недели до последнего выпуска, в гостях у Княжицкого были: Андрей Магера - заместитель председателя Центральной избирательной комиссии, Арсен Аваков - народный депутат, председатель Харьковской областной организации ВО «Батьківщина», художник Иван Марчук и музыкант, композитор, поэт Сергей Шишкин. Как вы понимаете, с этими людьми господин Княжицкий говорил далеко не о культуре. И разве не из-за своей остроты «Вечер» стал одной из краеугольных программ ТВi?
В инструкции «правильного» телепросмотра присутствуют три программы канала ICTV. В инструкции настойчиво просят смотреть программу «Последний герой», но не смотреть «Джентельменов на даче» и «Битву наций».
Стабильно высокими были показатели первого сезона «Последнего героя». Напомню, продюсером программы была Виктория Забулонская, которая в то время еще не создала «Систерс продакшн», но уже ушла с Нового канала. Производителем реалити стал продакшн «Мастифф» - российское представительство Zodiak Media Group. Но при этом отмечу, что ICTV позиционирует «Последний герой» как проект собственного производства.
Однако через год, второй сезон «Последнего героя» демонстрирует не такие высокие цифры. Производителем программы остался российский «Мастифф», но на этот раз вроде как без Виктории Забулонской.
Игровое шоу «Битва наций» продемонстрировало невысокие, как для канала ICTV, показатели. Канал позиционирует программу, как проект собственного производства. Из таблицы видно, что программу пытались сместить по сетке, чтобы хоть как-то реанимировать. Но это фактически не прибавило шоу дополнительных показателей. Не помог программе даже Кузьма в качестве ведущего.
Комментировать присутствие в инструкции трех программ канала пресс-служба ICTV отказалась, посоветовав обратиться в ИТК - классический пример отношения ICTV к любому из запросов на спорные темы. Напомню, в разгар панельного скандала ИТК попросила своих членов публично не комментировать все, что с этим связано.
Телеканал СТБ в инструкции «представляет» кулинарное шоу «МастерШеф». Программу просят не смотреть. Однако, проинструктированные домохозяйства, похоже, этого указания совершенно не выполняли - первый сезон «МастерШеф» в 2011 году прошел с отличными показателями.
Комментировать присутствие программы в инструкции пресс-служба СТБ отказалась, направив меня в ИТК.
«Интер» представлен в инструкции тремя проектами - ток-шоу «Разбор полетов», программой-интервью «Позаочі» и танцевальным шоу «Майданс-2». Данные проекты просят не смотреть.
О «Майданс-2» в 2011 году было много всего сказано-пересказано. Что можно добавить? Все более-менее понятно - большие деньги, большое шоу, непопадание в целевую аудиторию канала, а потому, соответственно, невысокие показатели.
В ток-шоу «Разбор полетов», к ведущим Юлии Литвиненко и Отару Кушанашвили приходили гламурные персоны - поговорить на светские темы. От оценки ток-шоу удержусь, но подчеркну: проекту нашли очень достойное место в сетке канала – около полуночи.
Синусоидальные показатели программы «Позаочі», скорее всего, можно объяснить заинтересованностью зрителей ее героями. Впрочем, время выхода для программы «Интер» подобрал очень «удачно».
Комментировать присутствие программ «Интера» в инструкции отказались, также посоветовав мне обратиться в ИТК.
Канал «1+1» также упоминается в инструкции - «Плюсы» представлены кулинарным шоу «Адская кухня-2». Однако, здесь возникает определенная нестыковка: инструкция предназначена для «правильного» телесмотрения в сентябре 2011 года, а «Адская кухня-2» выходила в январе-апреле 2012 года. Неужели инструкцию делали с запасом на полгода?
Второй сезон «Адской кухни» действительно прошел с посредственными показателями. Производством проекта занимались Виталий Докаленко и Андрей Слободян.
Чего не скажешь о показателях первого сезона программы, продюсером которой был Дмитрий Харитонов.
Стоит ли говорить, что на Плюсах меня также отправили в ИТК.
Авторы инструкции просят не смотреть канал ТЕТ после 18:00. Однако в сентябре 2011 года показатели канала не упали, а наоборот - выросли за счет прайма.
В пресс-службе ТЕТа мне также отказали в комментариях, направив в ИТК.
Музыкальный канал Ru music также упоминается в инструкции для домохозяйств. «Панелистов» просят его не смотреть. Ну, что ж, давайте посмотрим на показатели канала за последние 5 лет.
Из графика видно, что впервые показатели канала просели в феврале 2008 года, а подросли уже через несколько месяцев - в июне 2008 года. Следующее незначительное падение произошло в октябре-ноябре этого же 2008 года. Однако серьезно цифры обвалились аж в июне 2009 года. Напомню, именно в июне 2009 года Ru music ушел от сейлз-хауса Maxximum Advertising. Впоследствии незначительный рост показателей канала наблюдается в апреле-сентябре 2010 года. Наибольший обвал показателей произошел в сентябре 2011 года, а прекратился только (и здесь - внимание!) в июне этого года.
Среди программ «Нового канала» в данной инструкции упоминается только «Кухня для двоих». О программе я вам уже рассказывала ранее. Напомню, аномально-хорошие показатели проекта его продюсер Андрей Савенко объяснил мне неприхотливыми вкусами телеаудитории. А маркетинг-директор канала Ольга Балабан выразила благодарность зрителям за лояльность к программе.
Но самое интересное в отношении «Нового» - это фраза о прекращении оплаты просмотра канала. Какой была оплата раньше и за просмотр каких программ она осуществлялась, в инструкции не указано. Напомню, инструкция датирована сентябрем 2011 года. Именно в это время показатели канала упали почти вдвое по сравнению с показателями, которые были у него весной того же 2011 года.
Судя по таблице, тенденция к снижению показателей «Нового канала» наблюдалась с началом лета 2011 года.
Информации для размышлений, как вы видите, более чем достаточно. В исследовании инструкции, я опустила показатели других нишевых каналов, указанных мелким шрифтом на третьей странице инструкции. Дело в том, что все они невысоки (за исключением Первого национального и 5-го канала), а потому не вижу смысла их исследовать.
С просьбой прокомментировать несовпадение инструкции по данным GfK, я обратилась к господину Кирносу. И вот о чем он мне рассказал:
- Эта инструкция - инструкция одного конкретного домохозяйства. Это не инструкция, которая предназначена для всего рынка. Есть показатели того, что смотрела Викторова. Она строго следовало инструкции. Там указаны все каналы и программы, которые были в инструкции. Для другой семьи там могут быть несколько другие инструкции. Для этих людей важно сделать так, чтобы смотрение того или иного домохозяйства не выглядело для алгоритма нетипично. Это не значит, что кто-то работал против МастерШеф, а кто-то не работал против него. Эти люди делали так, чтобы смотрение домохозяйства выглядело для всех более-менее нормально. А потому говорить о том, что одни смотрели это, а другие – иное, неправильно... Мы проанализировали по Киеву - абсолютно все домохозяйства следовали этой инструкции. Вы поймите, для людей эта инструкция - просто рекомендация смотреть или не смотреть. Это не значит, что все они следовали этой инструкции. Отрицать инструкцию - это сейчас защитная тактика GfK и всех других, кто там завязан. Едва уже не доходит до того, что мы сами это придумали. Мол, нас не устраивали рейтинги и мы сами начали этот скандал. Мне безразлично, что они говорят. Они прекрасно знают, что спекуляции с рейтингами и утечка информации имели место. Об этом знают в GfK, а потому пусть разбираются со своей совестью. В моем понимании - они жулики. Они попались и даже не умеют красиво выйти из этой ситуации.
C просьбой прокомментировать инструкцию, обнародованную господином Кирносом, я снова обратилась в ИТК. Однако Катерина Котенко отказалась давать комментарии.
Прокомментировать инструкцию и нетипичные показатели отдельных программ, я попросила также Ольгу Росманову и GfK. Но в компании есть правило: не комментировать СМИ никаких данных телесмотрения. Позиция компании несколько удивляет. Учитывая резонанс вокруг рейтингов GfK, можно сделать исключение и дать достойный ответ - это дело чести для любой западной компании. Компании, которая уважает, в первую очередь, своих клиентов и дорожит своей репутацией.
Право делать выводы я, как всегда, оставлю за вами.
Главное фото - softprom.ru