Признание эксперта Госкино: «Выдача прокатки сериалу «ФЭС» - упущение с нашей стороны»
Как бы ни хотелось поставить точку в истории с выдачей прокатного удостоверения сериалу «ФЭС», обстоятельства вынуждают меня продолжать выяснять ее подробности. Как вам, к примеру, такая деталь: в прошлую пятницу, 26 июня, Госкино отменило государственную регистрацию и признало недействительными прокатные удостоверения российского сериала «След», о чем на своей Facebook-странице поздно вечером сообщил глава организации Филипп Ильенко.
Признаться, меня очень удивило, что прокатка «Следа» не была аннулирована вместе с остальными, в день вступления закона Княжицкого в силу. Но еще больше удивило, что принятие этого решения совпало с митингом «Комитета Теле Этики» за отставку Ильенко, проходившим в пятницу днем у здания Госкино. Обратите внимание: активисты митинга не смогли даже объяснить, кто такой Ильенко, против которого они выступают. А из всех центральных телеканалов о митинге рассказали только новости «1+1»:
Напомню, ранее Плюсы обвинили канал «Украина» и Госкино в двойных стандартах. В связи с этим, решение аннулировать прокатное удостоверение российского сериала «След», подпадающего под действие нового закона и почему-то не запрещенного ранее, признаться, выглядело спровоцированным этим обвинением. Но, как оказалось, отменить прокатку «Следа» Госкино заставил не скандал, а обращение канала «Украина», как правообладателя. По словам моих источников в Госкино, все прокатки отменяли по спискам, которые были предоставлены регулятору телеканалами. И «Украина», мол, свой список подала с опозданием, поэтому прокатка была аннулирована на 20 дней позже. В Госкино нет людей, контролирующих появление запрещенных российских фильмов и сериалов в эфире, а потому все решения принимаются или по соглашению с телеканалами, или исходя из общественного резонанса.
Идем дальше. Прокатное удостоверение, выданное сериалу «ФЭС» («Фактологическая экспертная служба: международный отдел уголовных расследований»), у канала «Украина» осталось. Но и его Филипп Ильенко вроде бы собирается аннулировать, о чем я вам уже рассказывала. Говорят, это может произойти уже сегодня – Госкино планирует провести искусствоведческую экспертизу сериала «ФЭС». Об этом в пятницу сообщил ТСН и это же подтверждают мои источники в Госкино. Есть подозрение, что таким образом Ильенко пытается выйти сухим из воды. Но как к такому отнесется «Украина»? Тоже пригрозит судом?
Переходим к главному. Как вы знаете, в Госкино все стрелки переводят на Экспертную комиссию, состав которой как раз решено поменять: регулятор готовит новое положение, где будет четко прописано, представители каких профессиональных кругов смогут в нее входить. Кроме того, Госкино хочет ввести систему баллов (актер, режиссер, продюсер, место съемки, сюжет и т.д.), которые помогут определять принадлежность того или иного фильма конкретной стране-производителю. До этого все решения принимались по принципу конкурса красоты – нравится или не нравится.
Что поэтому поводу думают сами члены Экспертной комиссии? Мне удалось разговорить одного из 20-ти ее экспертов, но с условием, что блиц-интервью будет опубликовано на правах анонимности.
- Каким образом Экспертная комиссия пропустила в эфир сериал «След»?
- Мы пропустили все же не «След», а «ФЭС». То, что это – переделанный «След», лично я не знал, как и не знали и те члены комиссии, с которыми я советовался. Было видно, что в серале нет ни одного украинского слова, актера и тому подобное. Но, с другой стороны, там – украинские гривны, украинские номера на автомобилях. Потому и пропустили. С моей стороны это, конечно же, упущение. Думаю, со стороны остальных членов комиссии - тоже. Сейчас ситуация исправляется – это главное.
- Может ли быть так, что другие члены комиссии не посмотрели предоставленные каналом серии «ФЭС», а поставили оценку по формальным признакам (титры, копирайт)?
- (Смеется) Вряд ли. Во всяком случае, у комиссии есть активная часть, которая работает и смотрит эти фильмы. Я смотрю все, и весьма тщательно. Но, конечно, кто-то, может, и халтурит...
- Какой индекс аудитории вы поставили сериалу?
- Я поставил индекс «16», так как в фильме были сцены убийства, трупы и тому подобное. И так он прошел. Это достаточно серьезное ограничение. На «Украине» не могли бы транслировать сериал в дневное время – только вечером, после 21:00. Но то, что фильм теперь вообще будет запрещен, конечно, намного лучше.
- Как у вас построена система принятия решений?
- Эксперты работают преимущественно дома, получая от регулятора диски для просмотра. Иногда комиссия собирается на коллективный просмотр в Госкино или каком-то зале – когда прокатчик боится давать диск, чтобы фильм не украли пираты, или когда нужно поскорее принять решение. Но такое бывает редко. Решение принимается большинством голосов экспертов. В случае, если голоса разделяются пополам, решающий голос – за председателем комиссии Филиппом Ильенко. Также комиссия иногда собирается, чтобы обсудить текущие вопросы, к примеру, новый закон и тому подобное.
- А как же вы голосуете, если смотрите проекты дома? По электронной почте?
- Нет, мы заполняем соответствующие карточки и заносим в Госкино, а они там считают. То есть, эксперты обычно не знают, как проголосовали коллеги. И манипуляции здесь исключены, так как все документы сохраняются.
- По отмене прокатных удостоверений действует такой же принцип?
- Да, тот же принцип. Но имейте в виду, что не все решения о предоставлении или отмене прокатного удостоверения принимает комиссия. Иногда это делает Госкино без комиссии – по формальным признакам. Например, если российский фильм выпущен в 2014-м или позже. Но я бы не обвинял Ильенко в единоличном принятии решений: если фильм выпущен в России после 1 января 2014 года – никаких вопросов быть не может. Напротив, Ильенко, на наш взгляд, слишком умеренный. Надо запрещать больше.
- Что думаете об экспертизе сериала «ФЭС», назначенной на 2 июля?
- Думаю, канал «Украина» не выкрутится. Шансов нет. Кстати, вы обратили внимание на красоту игры «Плюсов»? Ткаченко заявляет о нарушении по «Следу» и обвиняет в этом Госкино. Тем временем на «1+1» показывают, в частности, российский фильм «Виолетта из Атамановки» 2014-го года выпуска (вышел в воскресном прайме 23 июня, - МН). Российскую символику на российских полицейских они затерли, а надписи «МЧС России» – нет. Я уже молчу о трансляции «Сватов» с откровенным украинофобом Федором Добронравовым. «Фейсбук» об этом гудит, в Нацсовет и Госкино поступает множество жалоб. Но ничего не происходит. А потом под Госкино приводят проплаченных людей с требованием отставки Ильенко. Так называемые активисты не могут два слова вместе связать, а затем митинг показывает только «1+1». Мне кажется, это очень интересный материал для журналистского расследования.
- В составе Экспертной комиссии произошли изменения – к примеру, из нее вышли члены Нацсовета.
- О! А я и не знал, что Нацсовет вышел. Знаю только, что они не принимали участия в работе комиссии – то есть фильмов не смотрели, только иногда ходили на собрание или присылали своих представителей.
- Вы работаете в Экспертной комиссии на общественных началах?
- Скромную плату получаю, если вы об этом.
- Как формируется эта сумма?
- Сейчас эксперты получают по 30 грн за фильм. За фильмы и сериалы – одна фиксированная плата, это открытая информация. Я точно не знаю, откуда берутся эти деньги, но, кажется, не из стоимости прокатного удостоверения, так как оа очень маленькая – несколько десятков гривен.
- Вы же слышали, что после скандала с прокаткой в Госкино решили изменить Экспертную комиссию?
- У кого только нет желания изменить комиссию. И, думаю, больше в этом заинтересованы телеканалы и пророссийское лобби. Хотя я бы и сам некоторых изменил… Но если сменить меня – это, конечно, будет подлость.
- Судя по выходу членов Нацсовета, это происходит довольно просто. А как с юридической точки зрения – действительно членов можно вот так просто заменить?
- Юридических тонкостей я не знаю. Но, видимо, можно, если очень захотеть.
На этом можно и закончить. Добавлю лишь небольшую ремарку для тех, кто не очень понимает, из-за чего весь сыр-бор. Российский криминальный сериал «След», рассказывающий о сотрудниках вымышленной организации Федеральная экспертная служба (ФЭС), может быть хорошим примером работы российской машины по производству контента. Съемочный процесс проходит весьма интенсивно – одновременно снимаются как минимум шесть серий. Съемки длятся по 12-18 часов ежедневно, из-за чего некоторые актеры, в том числе ведущие, покинули проект – не выдержали столь напряженного режимарежима.
По состоянию на май 2015 года в эфир вышло 1225 серий. Идея сериала отсылает внимательного зрителя к американскому «CSI: Место преступления Нью-Йорк», формат при этом не покупался. «След» транслировался на «Первом канале» с 3 сентября 2007 года по 25 августа 2011 года с понедельника по четверг в вечернем эфире (19:00-20:00). С 5 сентября 2011 года и по сегодня сериал выходит на российском «Пятом канале» (по 4 серии с 20:20 до 00:00), где собирает отличные рейтинги. Права на показ, кроме Украины, проданы в Беларусь, Казахстан и Израиль.
Долгое время российский «След» для канала «Украина» был рейтингообразующим продуктом. Последние три года он транслировался в дневном слоте по будням, по 4-5 серий ежедневно. При средней доле канала 9-10% сериал брал стабильно высокие 14-16%, что позволяло «Украине» занимать лидирующие позиции в дневном слоте (среди центральных телеканалов). Попытки перенести сериал на вечерний показ не были успешными – прайм проваливался. Естественно, дыра в дневной сетке «Украины» - на руку конкурентам. Пока что, с вступлением в силу закона о российских сериалах, канал заменил «След» российской 100-серийкой «Адвокат».
Потеря прокатки «Следа» или нового сериала «ФЭС» может стоить «Украине» сотни тысяч долларов. Во сколько обошлось производство сериала «ФЭС», учитывая дополнительные съемки и монтаж, а не производство проекта с нуля, неизвестно. Российские правообладатели об этой истории молчат.
В целом для «Украины» это уже не первая проблема, так или иначе связанная с сериалом. Все началось в марте, когда стало известно, что вещатель нарушал условия прокатной лицензии, транслируя «След» в дневном, а не в вечернем слоте. Поводом для разбирательства стали гневные письма в Нацсовет от родителей, озабоченных присутствием сериала в дневном эфире. Как позже выяснилось, у сериала был зрительский индекс 16 лет – соответственно, он должен выходить после 21:00. За нарушение прокатки каналу светил административный штраф в размере 340-700 грн. Но в конечном результате Нацсовет не смог оштрафовать вещателя даже на столь символическую сумму – суд не захотел принимать у регулятора материалы.
Ну а чем все закончится (или не закончится), узнаем уже сегодня.
Фото - rblogger.ru