Аваков и Шокин взялись за «Зеонбуд». Кое-кто сядет за решетку?
28 сентября главное следственное управление МВД возбудило уголовное производство по делу о злоупотреблении экс-членами Нацсовета своим служебным положением при выборе компании «Зеонбуд» провайдером цифрового телевидения в декабре 2010-го. Криминальное производство по этому же делу возбудила и Генпрокуратура. Поводом стало заявление «Независимой ассоциации вещателей», которая представляет интересы региональных телеканалов.
Проводя расследование, правоохранительные органы запросили у Нацсовета ряд документов, касающихся цифрового конкурса. И мне удалось получить документальное подтверждение этому:
В милиции считают, что решение предыдущего состава регулятора противоречило законодательству, и было направлено на обеспечение монопольного положения «Зеонбуда». В связи с этим следователи запросили у Нацсовета копии решений по выдаче «Зеонбуду» лицензий цифрового провайдера, а также копии предложений, которые «Зеонбуд» и его конкурент – компания «ТРК «Мобильный канал» – подавали на конкурс. Кроме этого, милицию заинтересовало решение Нацсовета о согласовании договоров вещателей с монополистом от 15 апреля 2011 года и список членов Нацсовета, работавших в то время.
О мутном конкурсе, победителем которого стал «Зеонбуд», и кабальном договоре вещателей с монополистом в последние годы говорили все, кому не лень. Так что работы у следователей непочатый край. Как известно, компания «Зеонбуд», с 2008-го существовавшая только на бумаге, 8 декабря 2010-го стала провайдером цифровой телесети, состоящей из четырех цифровых мультиплексов. Единственная всеукраинская лицензия на цифровое вещание была выдана по условиям лицензирования кабельного провайдера. Хотя «Зеонбуд» выступает не только провайдером, но и оператором цифрового ТВ, и должен иметь операторскую лицензию второго телеком-регулятора – НКРСИ.
Лицензировал «Зеонбуд» тогдашний состав Нацсовета, который связывали с Валерием Хорошковским и Ринатом Ахметовым. В условном «конкурсе» участвовали только две компании – «Зеонбуд» и «ТРК «Мобильный канал». Впрочем, последняя на конкурс не явилась. Государственные компании не были представлены, а единственный желающий принять участие – Одесский ОРТПЦ – по странной случайности подал заявку через три дня после завершения приема.
У любой компании, кроме «Зеонбуда», шансов на победу не было, поскольку Нацсовет выставил особые условия: для участия в конкурсе компании должны были доказать свою «финансовую успешность». Тогда гарантию «Зеонбуду» (1 млрд грн), несмотря на оффшорную структуру собственности, предоставил государственный «Укрэксимбанк», что свидетельствовало о крепкой дружбе компании с властными струкурами. Единственный конкурент «Зеонбуда» – никому неизвестная «ТРК «Мобильный канал» – банковскую гарантию не представила, что стало формальным поводом для отказа. Впрочем, вся эта история была фикцией, а в прошлом году компания «ТРК «Мобильный канал» была ликвидирована.
Как я вам уже рассказывала, шансов обойти подписание кабального договора с «Зеонбудом» у вещателей не было – решением тогдашнего состава Нацсовета подписание договора стало одним из условий допуска к цифровому конкурсу, проводившемуся в августе 2011-го. Глава нынешнего состава регулятора Юрий Артеменко не раз называл действия своих «папередников» превышением полномочий. И если так, им придется нести ответственность за свои поступки. Надеюсь, следствие учтет, что экс-члены регулятора были куклами в руках настоящих кураторов органа, и об ответственности кукловодов не забудет. А пока что напомню, главой Нацсовета в 2010-м был Владимир Манжосов, который до этого работал директором по развитию сети холдинга «Медиа Группа Украина». Его заместителями были Оксана Головатенко, работавшая в группе «Интер», и Лариса Мудрак, которая сегодня обижается на любую критику в адрес тогдашнего Нацсовета. Рядовыми членами регулятора были Оксана Калетник, которая позже ушла в Верховную Раду; Евгений Баранов, до этого занимавшийся вывозом мусора в «Киевспецтрансе», а после – попавший в розыск из-за истории о взятке в размере $50 тысяч; подружка Головатенко Ирина Опилат, попавшая в Нацсовет из группы «Интер»; Николай Фартушный, который сейчас на пенсии.
Интересно, почему правоохранители заинтересовались историей «Зеонбуда» только сейчас? Впрочем, тучи над «Зеонбудом» начали сгущаться еще в прошлом году, после смены власти. Сейчас цифровой провайдер пытается вести суды по всем фронтам: с Нацсоветом – за право отключать телеканалы за долги, с Антимонопольным комитетом – против признания компании монополистом, с «родственным» телеканалом «Тонис» – за погашение долгов в 20 млн грн. Но поскольку протекции во властных кабинетах уже нет, «Зеонбуд» потихоньку идет на уступки. К примеру, в сентябре компания представила рынку новые тарифы – в два раза ниже действующих. Но есть ли в них смысл, учитывая заведенные дела…
Обещаю внимательно следить за развитием этой истории. И хотя в нашей стране любят открывать и закрывать дела в зависимости от политической целесообразности, есть шанс, что это расследование доведут до конца. Ну а что по этому поводу думают нынешние члены Нацсовета, расскажу совсем скоро.
Фото - novosti-ru.ru