О важном с позитивом. Что рассказали на презентации конкурса PITCH UA, и какие проекты ищут его организаторы
Плох тот человек, который, добившись славы и признания, не использует это на благо общества, в котором живет. Та же истина распространяется и на компании: если на определенном этапе вы не начинаете думать не только о собственном благополучии, но и об улучшении среды, в которой работаете, то долго ваше благоденствие не продлится.
Компания Media Resource Management давно и всерьез занимается тем, что делает украинский медиарынок лучше. Перечислять список их былых заслуг можно долго (один KYIV MEDIA WEEK чего стоит!), но сегодня я бы хотела сосредоточиться на настоящем и будущем. Тем более, повод как раз есть: буквально вчера MRM презентовала конкурс PITCH UA - инициативу, которую компания готовила и разрабатывала вместе с проектом USAID UCBI (Украинская инициатива усиления общественного доверия).
Немного о самом конкурсе я вам уже рассказывала: его цель - отыскать и поддержать медиапроекты, которые не только будут пользоваться любовью среди зрителей, но и выполнят какую-нибудь социально значимую миссию. Ну а за подробностями я отправилась на презентацию - всегда ведь лучше получать информацию из первых уст.
Как видите, желающих собралось немало. А значит, затягивать было нельзя: ровно в 10:00, как и было заявлено, мероприятие стартовало
Поскольку организатором конкурса выступает именно MRM, то и право первого слова досталось главе компании Виктории Ярмощук.
Правда, надолго микрофон она не задержала: выразив надежду, что конкурс поможет создать больше социально значимого, и при этом качественного контента, а также как можно действенней объединить таланты украинских творцов с американскими деньгами, Виктория передала слово постпреду USAID в Украине Бенджамину Лонгу
Тот, впрочем, тоже не затягивал. Вкратце рассказав присутствующим о миссии USAID в целом (поддерживать демократические ценности по всему миру) и проекте UCBI (поддерживать креативный сектор и помогать Украине становиться новаторской страной), Бенджамин объяснил, чего его организация хочет добиться новой инициативой.
«Что мы ищем сейчас? Креативных людей, у которых есть идеи. Эти идеи должны поднимать социально значимые вопросы. Что мы предлагаем? Возможность работать с нами, получить сопровождение экспертов и, разумеется, финансирование», - резюмировал он и занял место среди зрителей.
Следующим спикером, завладевшим микрофоном, стала Вера Костенко-Кузнецова - человек, который, собственно, и занимается развитием медиапроектов внутри UCBI.
«Я расскажу, почему мы решили этим заняться. Вообще, вся наша деятельность основана на исследованиях, и каждые полгода мы реагируем на изменения в обществе. Так вот, мы заметили, что украинцы стали более пессимистичными», - объявила Вера то, что, в общем-то, подозревает каждый здравомыслящий гражданин.
Но подозревать можно сколько угодно, а у Веры нашлись документальные подтверждения в виде графиков. Судя по ним, сейчас украинцы пребывают в состоянии разочарования (особенно после 2014 года) и совсем не ассоциируют себя с политическими и социальными процессами в стране
Гости не только слушали внимательно, но и все фиксировали
Но есть и хорошие новости: изменения происходят независимо от веры граждан. Правда, судя по общественным настроениям, они из рук вон плохо коммуницируются, и именно это призван исправить конкурс PITCH UA. Еще одно исследование UCBI выявило, что наши люди устали от негатива, отлично понимают, кто владеет украинскими СМИ и как это сказывается на политизации новостей, а потому жаждут как можно больше свежего «уютного» контента, который при этом обязательно должен быть качественным.
«Именно поэтому мы делаем питчинг - хотим дать вам возможность рассказать, как Украина становится динамичной страной. Мы определились с двумя глобальными темами: изменения в Украине и единство Украины. Мы понимаем, что это очень широкие понятия, но не хотим вас как-то в чем-то ограничивать», - резюмировала Вера.
После демонстрации шоурила проектов, в которых участвовал UCBI (среди них, например, «Маршруты судьбы» от Плюсов), слово снова перешло к Виктории Ярмощук.
«Мы все понимаем, что нам сейчас снова нужно поверить, что в Украине возможны позитивные изменения. У нас каждый день происходит что-то хорошее, живет множество людей, которые это делают. Этим проектом мы и хотим о них рассказать», - объяснила она, а затем перешла к конкретике.
Как вы уже знаете, главная цель конкурса - профинансировать создание качественного контента, который затем увидит как можно больше людей. Именно поэтому одним из условий для участников является наличие предварительных договоренностей с какой-нибудь медиаплощадкой. Условно все подаваемые работы будут разделены на три группы: контент для телевидения (показать его должен общенациональный вещатель), контент для кинотеатров и контент для диджитал-платформ. При этом никто не исключает, что проект может быть реализован во всех трех направлениях сразу - это даже может быть преимуществом.
Ну а поскольку не все гости мероприятия внимательно читают мои материалы, Виктория вкратце рассказала о том, какой именно контент сегодня пользуется популярностью у зрителей.
Не уж слишком вдаваться в подробности, поскольку делала это уже много раз, и просто скажу, что на телевидении самыми востребованными продуктами являются сериалы и развлекательные шоу, а в кино - комедии
Впрочем, воспринимать это как прямое руководство к действию тоже не стоит. По словам Ярмощук, интересной может быть и общественно-политическая программа, а кейс картины «Киборги» доказал, что наш зритель ходит в кино не только поесть попкорна и посмеяться.
Что касается диджитала, то здесь слайды Виктории не понадобились: во-первых, исследовать контент в интернете не так уж просто, а во-вторых, все и без дополнительных материалов прекрасно знают, какую роль он играет в сегодняшней жизни украинцев. К тому же, Украина заметно отстает в диджитализации контента от прогрессивного мира, так что рынок этот, безусловно, нуждается в развитии.
Теория - это, безусловно, важно, но нет ничего лучше наглядных примеров. Здесь представителям MRM пригодился богатый опыт в исследованиях международного рынка проектов: на сцену вышла Катерина Удут, чтобы провести небольшой скрининг зарубежных форматов, которые вполне могут сойти за социально значимые, поскольку затрагивают соответствующие темы в обществе.
Слишком долго задерживаться на них я тоже не буду - большинство проектов мы с вами уже изучали и анализировали в прошлом. Здесь вам и австралийский factual-формат The Employables, где местный бизнесмен помогает обездоленным согражданам воплощать в жизнь их бизнес-идеи, и бельгийское шоу Taboo, в котором комик сперва проводит время с разными людьми, отличающимися от большинства, а затем пишет об этом стендап. Также присутствующим представили уже знакомые вам проекты Make Belgium great again и Secret mayor, а еще в скрининге нашлось место полнометражному фильму «День без мексиканца», в котором авторы фантазируют на тему того, что было бы, если бы в Калифорнии разом исчезли все нелегальные мигранты из Мексики.
Важно отметить, что все показанные форматы служили лишь примерами: в MRM несколько раз подчеркнули, что точно таких же проектов от конкурсантов никто не ждет. Надеюсь, месседж был услышан и понят правильно.
А представительница UCBI отдельно отметила, что рейтинги и референсы - это, конечно, хорошо, но для них важно, чтобы реализуемые проекты были не вещью в себе, а полноценным откликом на общественный запрос
Для этого, по словам Веры, нужно, чтобы авторы идей не варились в собственном соку, а общались с экспертами, которые знают, какие общественные проблемы сегодня больше всего нуждаются в освещении и обсуждении. Ну а чтобы это сделать как можно качественнее, нужно сперва найти таких экспертов, и организаторы решили будущим конкурсантам с этим помочь.
Специально для них в рамках презентации PITCH UA состоялась панельная дискуссия с участием представителей разных социальных секторов и креативных индустрий.
Места за столиком заняли главред «Новостей Донбасса» Алексей Мацука, журналистка и общественная активистка Наталья Соколенко, знакомый вам по множеству медийных и немедийных проектов Денис Блощинский, соавтор проекта «Книга-мандрівка. Україна» Юлия Курова и основатель проекта Ukraїner Богдан Логвиненко. Также в компании спикеров должна была быть Ольга Захарова, однако она не смогла приехать по состоянию здоровья
Сначала спикеры немного рассказали о себе (на этом мы останавливаться, пожалуй, не будем), а затем перешли к делу. Каждый из них очертил ряд проблем, с которыми сталкиваются в своей работе, а также общих наблюдений об этом.
Денис, например, отметил, что в нашей стране крайне мало людей, готовых включиться в какую-либо общественную активность - порядка 1% от населения любого города или села. С другой стороны, даже в этой области в последние годы наметился положительный тренд: граждане становятся активнее и ответственнее, хоть и медленно.
Положительные перемены подчеркнула и Наталья, а заодно рассказала, что «вживую» их можно отслеживать на сайте проекта «Реанимационный пакет реформ». Соколенко также много говорила о неуспехах судебной реформы, а будущим конкурсантам посоветовала обратить внимание на тему насилия.
Правда, Вера тут же отметила, что PITCH UA - про позитив, так что если кто-то и выберет тему насилия, реализовать ее нужно именно в таком ключе
Поскольку Мацука - признанный эксперт по Донбассу, то и рассказывал он в основном о своем регионе. В частности - о том, что украинские СМИ частенько пренебрегают социальной ответственностью и освещают новости «оттуда» не с целью преподнести их правильно, а, скорее, набрать как можно больше лайков.
Приблизительно ту же мысль через Викторию передала и отсутствующая Захарова: по ее мнению, часть общества уже ушла вперед, а производители контента продолжают оперировать старыми смыслами. Именно это нужно как-то исправлять и смотреть дальше своего носа.
Так, к примеру, в свое время сделал Богдан Логвиненко. Создавая Ukraїner, он и его команда нацелились рассказать миру об Украине, но потом оказалось, что и самим украинцам нужно рассказывать об их стране - так мало наши соотечественники знают сами о себе. А чтобы эта коммуникация были действенной, Логвиненко и Ко регулярно исследуют настроения в разных странах: так проще понять, каких именно открытий о нас ждет мир.
Юлии в финале дискуссии только и оставалось, что на примере своего детища доказать: социально-значимые проекты вполне могут быть успешными. «Книга-мандрівка. Україна» уже издана на трех языках (украинский, немецкий и английский), ее появление на рынке вызвало настоящий ажиотаж, а сейчас экземпляр стоит на полке даже у президента Украины.
В общем, свою цель панельная дискуссия выполнила: гости поняли, что в нашей стране еще масса нерешенных вопросов, а заодно намотали на ус, что их освещение в медиа (любом по форме и содержанию) может принести всемирную славу
Кажется, Иван Букреев уже что-то задумал
Ну а если это кого-то не убедило, то последние сомнения развеял специальный гость PITCH UA Адам Сигел
Будучи опытнейшим американским сценаристом и продюсером, а также контент-стратегом, он прочел небольшую лекцию о том, как эволюционировала американская медиаиндустрия в плане освещения социальных проблем.
Начал он аж с 60-х годов прошлого века, когда на телевидении в США начали появляться первые мыльные оперы. Набив руку на контенте для домохозяек, авторы (те самые «мэдмены» из одноименного сериала) стали обращаться к голливудским продюсерам, чтобы те придумывали более сложные ходы для новых проектов.
Так на свет появились первые многосерийные драмы различных жанров: судебная, политическая, криминальная, медицинская и т.п. А Адам из этого процесса сделал вывод для авторов будущих социально значимых проектов: создавая контент, думайте о жанре - это может помочь вам обыграть множество вопросов
Но вернемся к эволюции. Годы шли, и в 70-х одной лишь драмы зрителю было мало. Поэтому тогда социальные вопросы стали поднимать в комедийных проектах, самым ярким из которых был ситком «Все в семье». Там, если вы не в курсе, был персонаж по имени Арчи Банкер, обладавший целым спектром нелюбви к окружающему миру: ему не нравились афроамериканцы, богачи, евреи, мексиканцы и вообще все. А создатели шоу с помощью персонажа доносили важные проблемы до зрителя. Так что тоже берите на заметку, но помните урок от Алана: важно, чтобы между комедией и социальными вопросами сохранялся баланс, иначе рискуете перегнуть палку и облажаться.
Что же до американского медиарынка, то следующим этапом, выпавшим на конец 70-х - начало 80-х, стало развитие мини-сериалов. В них тоже поднималась масса важных вопросов (от рабства и СПИДа до ядерной войны), а их эра случилась потому, что процесс создания контента стал быстрее, а стоимость - меньше. Затем все это эволюционировало таким образом, что зритель стал жаждать реализма: если раньше, говоря о важных общественных проблемах, авторы телепроектов все равно оставались в рамках «идеального» мира, то к 80-м тенденции изменились.
Это привело к тому, что на телевидении стали появляться комплексные истории, рассказывавшие не только о преступлениях, если это криминальный жанр, но и о полицейских - как они живут, с кем и как общаются, к чему стремятся в жизни. Это прямо повлияло на современное медиапространство, ведь именно отсюда, по словам Алана, растут популярные сегодня сериалы типа «Анатомии Грей» и «Бесстыдников».
Одним словом, если бы не социально значимые темы, вряд ли бы телевизор сегодня был таким - именно этот урок я вынесла из спича Сигела.
Остальные слушатели, думаю, тоже - видите, как тщательно они все конспектировали
На этом длинное, но очень продуктивное мероприятие подошло к финалу. Виктории Ярмощук осталось лишь напомнить присутствующим о правилась участия в конкурсе
Еще раз я их пересказывать не буду - подробнее о подаче заявок, этапах PITCH UA, правилах финансирования и других нюансах вы можете почитать в моих новостях и на сайте проекта. В финале лишь выражу надежду, что скоро наше медиапространство наполнится свежими сериалами, шоу и фильмами, которые будут не только развлекать зрителя, но и зарождать в нем мысли о важном. Надеюсь, вы тоже поучаствуете в этом процессе.
Фото - Павел Шевчук