Голливудские партнеры, перестройка и новая эпоха. С чем Одесская киностудия встретила свое 100-летие
100 лет – это много или мало? Согласитесь, если речь идет об одной из двух государственных украинских киностудий, цифра очень даже внушительная. 23 мая Одесская киностудия отметила свой серьезный юбилей. И я там был, как говорится, мед-пиво пил. Шучу, обошлось просто игристым. Сейчас я поделюсь с вами эксклюзивными подробностями. Но сначала – маленькая инфосправка.
Одесская киностудия – одна из старейших в мире. Ее киноколлекция насчитывает более 500 фильмов различных жанров, и когда-то там зажигались настоящие звезды. На Одесской киностудии работали и снимались Александр Довженко, королева немого кино Вера Холодная, Владимир Высоцкий, Кира Муратова, Исаак Бабель, Амвросий Бучма, Владимир Маяковский, Николай Караченцов, Вячеслав Тихонов, Людмила Гурченко, Богдан Ступка и многие другие.
Кроме участия в производстве фильмов и сериалов, киностудия ведет музейную деятельность, а также остается активным культурным центром Одессы.
И еще немного интересных фактов в честь юбилея:
– за годы работы на киностудии построено более 1500 декораций к фильмам, сохранено на складах более 45 тыс. единиц костюмов и реквизита, около 650 единиц холодного и огнестрельного оружия разных эпох;
– в советские времена ОК была самым большим производителем фильмов для детей, которые ее и прославили – «Приключения Электроника», «Капитан Немо», «Приключения Петрова и Васечкина» и другие;
– во время показа фильма «Место встречи изменить нельзя», по данным советского МВД, в стране падала преступность, а также снижалось потребление воды и электроэнергии;
– в начале прошлого века, до изобретения прожекторов, на территории киностудии был построен уникальный стеклянный съемочный павильон. Он разработан инженерами, которые проектировали Эйфелеву башню в Париже. Внутри стояла декорация, которую можно было вращать вслед за солнцем, что давало возможность увеличивать длительность съемочного дня;
– на киностудии уверяют, что здесь еще до Голливуда придумали комбинированные съемки (фильм «Шаг с крыши», 1970);
– и что именно здесь зародился жанр мирового кинематографа «маринистика» – съемки на воде. Для комбинированных съемок на киностудии было построено два бассейна;
– в этом году Бригантинке (логотип Одесской киностудии) исполняется 45 лет.
А теперь, собственно, к празднованию. Состоялось оно 24 мая на территории киностудии в арт-центре Веры Холодной – первом съемочном павильоне, построенном здесь в начале прошлого века.
Гости начали собираться
Евгений Нищук прибыл одним из первых
Без Кати Осадчей - ясное дело, никуда. А Олега Скрипка просто за компанию
Мне кажется, или Валерию Варенице крайне интересно, что затевают Влад Ряшин и Олег Филимонов
Не пригласишь на праздник Юлию Федив - не получишь грант УКФ. Шутка
Вот и Ростислав Карандеев появился, самое время для общего фото
Справа - легенда киностудии Геннадий Тарасуль, в свое время работавший с Кирой Муратовой
Началось мероприятие с торжественного открытия на стене админздания киностудии мемориальной доски - чтобы увековечить память тридцати кинематографистов, репрессированных тоталитарным режимом в первой половине 20 века. Проводили открытие Глава правления киностудии Андрей Осипов, Министр культуры Украины Евгений Нищук и вездесущий председатель профильного комитета Верховной Рады Николай Княжицкий.
«Накануне 100-летнего юбилея Одесской киностудии украинцы отмечали День жертв политических репрессий, среди которых было немало кинематографистов, – напомнил Андрей Осипов. – По инициативе Национального союза кинематографистов было решено увековечить память репрессированных в 20-30 годах кинематографистов – сегодня открываем мемориальную доску, на которой выгравированы их имена. Это Лесь Курбас, Иван Кавалеридзе, Исаак Бабель, Александр Довженко и другие. Всего тридцать кинематографистов, репрессированных тоталитарным советским режимом».
«Мы не можем не добавить, открывая эту мемориальную доску, что и в наше время украинского кинематографиста Олега Сенцова держит в застенках, как и при советской власти, российский преступный режим, – продолжил Евгений Нищук. – Только за то, что Сенцов хотел свободно думать, творить и жить на своей земле. Открытие такой доски – знак уважения к нашим художникам».
Ну, а тем временем, гости продолжали собираться. Обстановочку для них подготовили колоритную:
напоминающую об Одессе,
и снятых на киностудии фильмах
Закуски, конечно же, с морепродуктами
И как же без напитков
А как вам фотозона?
Мероприятие вел Юрий Горбунов, а его супруга Катя Осадчая работала за кулисами – интервьюировала гостей. За музыкальную составляющую отвечала акапельная группа DukeTime (помните, были на «Х-факторе» такие одесситы?).
Открывал церемонию фильм, специально снятый к 100-летию студии. Работала над ним команда Акима Галимова
Затем перешли к награждению и поздравлениям сотрудников
Отдельной премией «Легенды киностудии» награждались люди, проработавшие на Одесской киностудии 30 и больше лет
«За последние два года отдельные экономические показатели ОК выросли на 46%, киностудия приняла участие в создании более 20 кинопроектов, большая половина которых международные, – гордо заявил Андрей Осипов. – Прямо сейчас идут съемки двух собственных полнометражных фильмов: «Память солнца» и «Пламенная река». Также продолжается производство совместного проекта «Червоный. Без линии фронта».
Во время церемонии также посмертно наградили Киру Муратову. Андрей Осипов и Евгений Нищук напомнили о проведении конкурса имени режиссера, который будет называться «Короткие встречи».
«Именно здесь молодой режиссер создала свою первую ленту, – напомнил присутствующим Нищук. – Уже выделены соответствующие средства для победителей конкурса, которых определит профессиональное жюри. Награждение номинантов состоится в день ее рождения – 5 ноября этого года».
Генконсул КНР в Одессе, похоже, планирует кого-то поздравить
Как и посол Норвегии
Напоследок Андрей Осипов сообщил всем, что Одесская киностудия подписала договор о сотрудничестве с киностудией Довженко. А член наблюдательного совета Одесской киностудии Александр Ткаченко представил гостям партнера Одесской киностудии – собственника норвежской киностудии FilmCamp Свайна Андерсера.
«Мы переворачиваем страницу 100 лет киностудии, но открываем новую, новых ста лет. Они предусматривают и новые технологии, и новые подходы относительно того, что такое киностудия в современном понимании этого слова. Это не только сервисная компания, но и компания, которая предоставляет продюсерам возможность реализовывать здесь свои самые амбициозные идеи», – зафиналил мероприятие Ткаченко.
А я поспешила уточнить, что же именно он имел в виду, и что за новые технологии да подходы планируются:
«Мы находимся в стадии переговоров с американскими и европейскими кинокомпаниями о сотрудничестве, – ответил мне Александр. – Планируем создать на Одесской киностудии современный производственно-технический комплекс – центр постпродакшена полного цикла. Это технология color correction, современной обработки звука и шумов (sound design), технологии motion capture, visual effects и другие. Также сейчас идет процесс налаживания сотрудничества с норвежской киностудией FilmCamp, которое предусматривает предоставление экспертизы в создании бизнес-плана реновации Одесской киностудии, а также создание совместных продуктов для европейского рынка».
Поскольку Ткаченко был краток, подробности пришлось выспрашивать у Андрея Осипова:
– Сегодня вы озвучили, что за последние два года «отдельные экономические показатели» Одесской киностудии выросли на 46%. За счет чего?
– Мы подписали несколько успешных партнерских соглашений, предоставляем услуги как рентал, развиваем музейную деятельность, принимаем активное участие в кинопроектах.
– Как намерены привлекать инвесторов?
– Эта задача больше в компетенции акционеров. У нас есть два профильных партнера, две норвежские компании - Evil Doghouse Studios AS и FilmCamp. К примеру, с Evil Doghouse Studios AS мы партнеры в создании сериала «Джонатан Форт». Уже отсняли пилотную серию, сейчас ведутся переговоры о его продаже на международных площадки.
– А зачем вы запартнерились с киностудией Довженко? Очевидно же, что обеим нужна, скорее, «молодая кровь».
– Это две киностудии в Украине, которые являются государственными. Одесская – на 50%, киевская – на 100%. Нам сложно конкурировать с частными компаниями. Но это киностудии-бренды, которые себя зарекомендовали. У нас есть творческие силы, большой склад костюмов, реквизита и кинооружия. Мы планируем обмен ресурсами, специалистами, будем совместно предлагать услуги рынку по разным кинопроектам. Вот в проекте «Память солнца» студия Довженко числится как сопродюсер, например.
– И еще одна ваша цитата: «Киностудия приняла участие в создании более 20 кинопроектов, большая половина которых международные». О каких проектах речь?
– Сейчас на киностудии идут сьемки трех собственных фильмом: украино-грузинско-турецкий «Память солнца» (режиссер - Константин Коновалов, креативный продюсер - Заза Урушадзе), «Пламенная река» (режиссер - Дмитрий Косыгин), ситком «Иванова 45» (режиссер - Бата Недич).
Также три наших проекта находятся на рассмотрении Госкино: «Теперь я турок и казак» (режиссер - Илья Новак), «Режиссер» об Александре Довженко (режиссер - Константин Коновалов) и «В конце реки» украинско-болгарского производства (режиссер - Вадим Барков). Совсем скоро мы представим проект «Свиточ свободы», креативный продюсер которого – Андрей Алферов, продюсирую лично я, а также основатели премии «Коронация слова» Юрий и Татьяна Логуш.
– Также студия снимает сериал про самолет. Уже можете рассказать подробности?
– Он называется «Анатра Анасаль», автор сценария – Константин Коновалов, режиссер – Бата Недич. Проект будет делаться совместно с компанией «Инсайт медиа». Продюсеры – я и Владимир Филиппов.
Артур Анатра – это одессит итальянского происхождения. Он жил недалеко от того места, где сейчас находится киностудия. Из его окна были видны ворота туда, где сейчас находится Анатра Анасаль. Позже завод перенесли на улицу Школьную, там сейчас музей авиации. Потому у нас есть прекрасная возможность снимать практически все на Одесской киностудии.
– Общий бюджет можете уже сообщить?
– Проект поделили на несколько частей. В прошлом году Украинский культурный фонд профинансировал девелопмент всего проекта. За эти деньги мы смогли провести кастинги, кинопробы, набрали костюмы, определились со сценариями. Сейчас ждем еще результатов конкурса УКФ. Значительную часть расходов покрывает Одесская киностудия: как финансово (из своего бюджетного фонда), так и за счет костюмов, реквизитов и локаций.
– В этом году вы основали премию имени Киры Муратовой. С какой целью?
– Кира Муратова, будучи еще молодым специалистом, именно на Одесской киностудии сняла свою первую работу, и это была короткометражка. Кроме того, киностудия всегда была местом, где открывались новые имена, местом для экспериментов. Мы хотим поддержать этот статус и отдать дань благодарности великому режиссеру. Благодаря такому конкурсу мы хотим рассмотреть молодой потенциал, при этом бюджет у его проекта будет небольшим. Победители получат 600, 500 и 400 тыс. грн за первое, второе и третье место соответственно. Совсем скоро появится специальный приказ Министра культуры об этом конкурсе, а прием заявок начнется в конце июня-начале июля.
– А что с судьями и регламентом?
– Пока могу сказать только то, что жюри назначат Минкульт и руководство Одесской киностудии. Мы будем следить, чтобы не было конфликта интересов.
– Все делается на деньги Минкульта и Одесской киностудии?
– Да.
– Год назад Одесская киностудия заявила о намерении стать украинским филиалом Голливуда, но с тех пор об этом ничего не было слышно. Уже можете хоть что-нибудь рассказать про американских партнеров? В чем это партнерство будет заключаться и почему наш постпродакшен лучше голливудского.
– Вы наверняка знаете, что все, кто работает в кино, суеверны. Но только вам могу раскрыть секрет (улыбается). Представитель американской компании Golden Gate Френк Майяр пришел к нам с предложением об участии в процессе построения постпродакшена полного цикла в части административного здания Одесской киностудии. На 2 и 3 этаже мы хотим построить монтаж и цветокорр, а также дата-центр для хранения данных и полноценный звукоцех. У нас получается это делать дешевле в три раза.
– Какой рост прибыли вы можете спрогнозировать на ближайшие два года? И за счет чего он будет происходить?
– Слишком стремительный рост – это тоже не очень хорошо. Мы хотим выйти на средний годовой в 10%. Но учитываем и то, что нам нужно потратиться на реновацию студии. Мы хотим на месте разрушенных павильонов создать рабочие места для сотрудников. Также у нас есть цех по работе с пленкой, но он уже не так нужен, потому что пленка не актуальна. Там мы планируем создать кинематографический деловой центр, в котором будут и те, кто работает в кино, и те, кто в смежных профессиях. Также хотим перестроить немного третий и пятый павильоны, доремонтировать их. Ну, и многое другое.
– 100-летие – очень серьезный юбилей, но все достижения киностудии далеко в прошлом. Есть что-то из актуальных событий, которыми вы можете гордиться?
– Самое дорогое, что есть на киностудии – это ее имя, логотип и звук рынды. Это то, что вызывает тепло в сердцах людей. Также у нас есть территория, которую мы сохранили. Киностудию уже давно обступили многоэтажки, но с 2005 года территория ОК не уменьшилась ни на один метр. За последние два года мы приняли участие в 20 с лишним фильмах, большая часть которых – международные. Также я очень горд, что мне посчастливилось быть маленькой страничкой в истории большой киностудии.
Надеюсь, что хотя бы часть наполеоновских планов руководства удастся воплотить в жизнь, чего я киностудии и желаю. Ну и, конечно, «многая літа».
Фото - пресс-служба Одесской киностудии