Аласания и Сальери
Как говорил Карлсон, продолжаем разговор. Снова о Суспильном в преддверии Олимпиады. Ну, Олимпийский год же не только для олимпийцев.
В чем юмор заголовка. Думая о Суспильном, я поймал себя на мысли, что испытываю к Зурабу Аласании диаметрально противоположные чувства, связанные с грехом зависти.
С одной стороны, я ему не завидую – как Янукович Мустафе Найему. И не потому, что бюджет Суспильного на 2018 год обрубили вдвое. Речь идет о миссии, которую по идее взвалил на себя (уже во второй раз) Зураб Аласания. О миссии реформировать громоздкую, неповоротливую, неэффективную, давно устаревшую махину государственного телевидения и радиовещания. Поверьте, я знаю, о чем говорю: в свое время поработал в Запорожье на областном телевидении и вкусил всей этой бюрократии и нищеты сполна. Задача изменить картину – тяжелая и неблагодарная, связанная с недовольством множества людей, которых оставляют без работы, со скандалами и конфликтами. Действия руководства НОТУ по массовому сокращению сотрудников в разных регионах страны, по сдаче помещений в аренду уже вызвали множество нареканий и протестов. Все это сложности, проблемы и конфликты. Но Зураб Аласания знал, куда и на что шел. Взялся за гуж, назвался груздем и т.д.
А вот с другой стороны, я завидую Зурабу, как Сальери Моцарту. Собственно, не только Зурабу, но и членам его команды. Почему? Смотрите сами.
Качество и эффективность работы телеканала «UA: Перший», мягко говоря, оставляют желать. Согласно данным панели, со времени прихода Зураба Аласании в НОТУ рейтинг канала упал в четыре раза – с 2% до 0,5% (аудитория 4+, вся Украина). Причем речь идет о фактически государственном телеканале, который транслируется по всей стране. А в городах с населением свыше 50 тыс. человек в сегменте аудитории в возрасте от 18 до 54 лет доля канала «Перший» составляет всего 0,26%.
В то же время Зураб Аласания провозглашает, что рейтинги не являются критерием качества работы Першого – потому что все они куплены олигархами для своих каналов. А для него главное не рейтинг, а «людська довіра». Однако критерии измерения и оценки человеческого доверия науке неизвестны. То есть, ситуацию можно оценить и таким образом: товарищи работают за деньги из госбюджета, но за результат своей работы не отвечают. Уже неплохо.
И уж совсем хорошо выглядит материальный стимул, за который работают означенные товарищи. В ноябре минувшего года достоянием гласности стал факт выплаты премии главе правления НОТУ Зурабу Аласании и шестерым членам правления в размере трех месячных окладов. Цифры составили для Зураба 230 400 грн, а для членов правления – по 172 800 грн.
Когда одну из счастливых лауреатов премии, нашу любимицу Александру Кольцову в эфире Громадского радио спросили об этом, она пояснила: «Наши премии утверждает Наблюдательный совет. Мы презентуем совету наш отчет за определенный период. Это есть в наших контрактах. Мы не нарушаем закон, а выполняем свою работу. В сравнении с зарплатами на рынке – наши не такие уж и высокие. Мне не стыдно брать премию, потому что я знаю, сколько работает команда… И поскольку Наблюдательный совет принял наши аргументы, я считаю эти деньги заработанными».
Ну, насчет зарплат на рынке, смотря кого иметь виду. Журналистам и операторам «Першого», которые во много раз более скромные суммы своих зарплат нередко получали с задержками, указанные цифры могут показаться очень даже высокими. И смею вас уверить – не только им.
Здесь к чувству зависти примешивается социальное негодование. Говорить красивые патриотические слова, производить более чем скромный продукт и при этом вознаграждать себя немалыми деньгами от налогоплательщиков – якось воно не той. И если Зураб Аласания любит делать то, что раньше называлось переводить вопрос в политическую плоскость (например – отказываться транслировать спортивные соревнования), то я бы перевел вопрос в плоскость этическую.
Хотя о чем это я. Просто параллельные процессы. Если президент воюющей страны и главнокомандующий ее армии может красиво отдохнуть на Мальдивах, почему бы руководству государственного (не в вывесках дело) телевидения не вознаградить себя за тяжкие труды.
Конечно, можно урезание бюджета НОТУ на 2018 год рассматривать как кармическое возмездие. Но боюсь, что это тот случай, который описан в анекдоте: не отец станет меньше пить, а дети будут меньше есть.
Необходимая ремарка. Я своих героев с Суспильного никогда в глаза не видел. Ничего личного. За державу обидно.
Ну, и конечно, ждем Олимпиаду. Смотреть и слушать будем внимательно, говорить объективно. Уже скоро.
Фото - mediaport.ua