Петлюра, Круты и киборги. Какие фильмы получат финансирование украинского Госкино?
Вы уже успели ознакомиться с новейшими достижениями народного анимационного хозяйства, то есть мультфильмами, представленными на 8 творческом конкурсе Госкино? Тогда готовьтесь покорять следующую вершину - игровые и неигровые проекты, вынесенные на суд Экспертной комиссии на питчинге. К слову, по результатам работы Комиссии Госкино обещает отчитаться уже завтра, 11 марта, так что шпаргалка сейчас будет всем очень кстати.
Знакомьтесь:
1. «Тайный дневник Симона Петлюры»
Проект Олеся Янчука, который автор презентовал и в реале, и на экране, вынашивался много лет. Действие детективной драмы разворачивается в период парижской эмиграции Симона Петлюры - вплоть до его убийства. Фильм покажет последние дни украинского политического деятеля, а также разберется в деталях плана по его ликвидации. Автор сценария - Михаил Шаевич.
Бюджет проекта - 47,2 млн, доля государственного участия - 23,6 млн грн.
2. «Баба Прися»
Проект студии «Директория кино», представленный Игорем Савиченко и Владимиром Тихим, по синопсису - экранизация одноименной пьесы Павла Арье о самоселах в зоне отчуждения возле Чернобыля. В театральном варианте трагикомедии титульную роль исполняет Ирма Витовская, но Савиченко заверил, что с кастингом не спешит.
Бюджет проекта – 17,8 млн, участие Госкино – 8,9 млн грн.
3. «Экс»
Проект Сергея Лысенко, в названии которого обыгрывается термин «экспроприация», расскажет о налетчиках, грабящих банки, магазины и инкассаторов во Львове начала 1930-х. Налетчики, а по совместительству - украинские революционеры, готовят нападение на почту, но в итоге провоцируют польско-украинское противостояние, распространившееся на всю Галичину.
Бюджет картины – 25,6 млн, у Госкино продюсеры просят 12,8 млн грн.
4. «Полина»
О франко-бельгийско-украинском фэнтези Олиаса Барко вы уже и сами все знаете. Повторю вкратце для невнимательных, что это история девочки, сбежавшей от злобной тетки в волшебный мир на границе между реальностью и кинематографом. Съемки были завершены еще в декабре 2015 года, а сейчас проект в самом разгаре работ по постпродакшену.
Бюджет проекта - 54 млн, из которых у государства просят 10,8 млн грн.
5. «Нина»
Фильм презентовали продюсер Игорь Савиченко и режиссер Дарья Онищенко (Гольд), а также Алексей Горбунов - заочно, в видеоприветствии. Дарья призналась, что работа во многом глубоко личная. Начнется рассказ о школьной учительнице Нине в 1988 году, а закончится - в 2014-м на Евромайдане. Между этими датами будут эмиграция, семейная драма и даже немного детектива.
Бюджет проекта - 21,5 млн, запрашиваемая сумма – 10,7 млн грн.
6. «После фиолетового будет красный»
Об авторском проекте Дмитрия Мойсеева, его второй полнометражной работе после «Такие красивые люди», известно только, что почти ничего не известно. Пересказывая синопсис, Дмитрий ссылался на мистику, Юнга, архетипичную память, а референсом в разработке сценария служили петроглифы палеолита. В общем, ничего не ясно, но звучит интригующе.
Бюджет проекта – 19,8 млн, доля государства - 9,9 млн грн.
7. «Близнецы»
Творческий дуэт Евы Нейман и Александра Ткаченко, которые уже создали вместе «Песнь песен», «Дом с башенкой» и «У реки», решили взяться за экранизацию детективного рассказа Эдогавы Рампо, «японского Эдгара По». Проектом, по словам главы «1+1 медиа», уже заинтересовались в Европе, и польский продюсер Дариуш Яблонски уже предлагает копродукцию.
Бюджет проекта – 33,6 млн, от Госкино авторы хотят получить 10 млн грн.
8. «Гестхаус «Нирвана»
Продюсер Максим Асадчий представил на суд экспертов дебютный полнометражный проект Богданы Смирновой. Сама режиссер вкратце рассказала о проекте в видеообращении, так как живет и работает на западе. Богдана планирует снять реалистичную драму о покинувших родину украинцах.
Бюджет проекта - 9 млн, из которых от Госкино создатели хотят 4,5 млн грн.
9. «Танк»
С прошлого лета, когда фильм питчинговался на ОМКФ, в презентации Максимов Ксенды и Сердюка мало что изменилось - разве что добавилось потенциальных европейских сопродюсеров после победы на питчинге Европейского кинорынка.
Бюджет проекта с 2015 года подрос до 22,8 млн (напомню, раньше называлась сумма $500 тыс.). Участие Госкино предусмотрено в размере 11,4 млн грн.
10. «Вражеские иноземцы»
И снова Максим Асадчий и Pronto Film. На этот раз украинский продюсер задумал масштабный проект - крупное сотрудничество с Канадой, которое, по словам тамошнего сопродюсера, может послужить основой для подписания двустороннего государственного соглашения между Украиной и Канадой о копродукции в сфере кино.
Бюджет проекта соответствующий - 102,1 млн, впрочем, от государства Максим хочет сравнительно небольшую долю - 26,9 млн грн.
11. «Граница»
Еще один масштабный копродукционный проект, в котором интернационально все - от продюсеров Ванды Адамик Грицовой, Андрея Суярко и Владимира Филиппова, до режиссера Петера Бабьяка и сюжета. История произойдет в пограничном регионе между Словакией и Украиной за три месяца до входа первой в Шенгенскую зону. Кроме Госкино, в проекте будут задействованы европейский фонд Creative Europe Media и Audio Vizualny Fond Польши.
Бюджет проекта сравнительно небольшой – 35,3 млн, предполагаемое участие Госкино – 5,4 млн грн.
12. «Режиссер»
Проект «ИнсайтМедиа» «по мотивам» жизни Александра Довженко, который решил отказаться от биографичности в пользу создания «собирательного образа украинского кинорежиссера 1920-х», вызвал одну из немногих эмоциональных реакций у обычно сдержанного экспертного совета.
Сергей Трымбач настолько возмутился приглашением на роль «якобы Довженко» Сергея Бабкина, что заявил громкое фэ работе Константина Коновалова. Впрочем, будет ли против жюри, мы еще узнаем.
Бюджет «Режиссера» - 40 млн, из них предполагаемая помощь государства - 20 млн грн.
13. «5 терапия»
О проекте Алисы Павловской, который продюсирует «Трумен продакшен», я вам уже рассказывала после Зимнего кинорынка - с декабря ситуация сильно не изменилась.
Бюджет проекта - по-прежнему 3 млн, участие Госкино - 1,5 млн грн.
14. «Припутни»
Компания Star Media в лице продюсера Юрия Минзянова предложила вниманию экспертной комиссии комедию «Припутни» о жизни одноименного села в украинской глубинке. Фильм на характерном для региона суржике и с характерным для территории настоящим, неприлизаным цензурой юмором пока на стадии разработки, но даже показанные для жюри отрывки с проб актеров вызвали в зале искренние смех и симпатию.
Бюджет проекта - 8,5 млн грн, запрашиваемая у Госкино сумма – 4,2 млн грн.
15. «Донбасс»
О том, что и как снимает Сергей Лозница при поддержке «Артхаус Трафик» я вам уже рассказала.
Напомню только, что бюджет фильма составит 41,6 млн грн, из которых от Госкино ожидают помощи на 16,7 млн грн.
16. «Киборги»
О том, что Ахтем Сейтаблаев готовит фильм о донецком аэропорте и украинских киборгах, вы тоже уже не раз слышали. Из уст режиссера на конкурсе прозвучала новая информация о проекте - сейчас его концепция оформилась в экшен в стиле «Черного ястреба», а для боевых сцен Ахтем собрался строить известную «башню» и использовать интерьеры недостроенного торгового центра.
Бюджет проекта (значительная часть которого необходима для постановки экшена, как признался Сейтаблаев) - 48 млн грн, из которых половину режиссер рассчитывает получить у Госкино.
17. «Иней»
О проекте Шаунаса Бартаса, презентованного прошлым летом на ОМКФ, пока добавить особенно нечего.
Бюджет фильма - 40 млн грн, предполагаемое участие государства - 11,4 млн грн.
18. «Не война»
Владимир Филиппов и «Инсайт медиа» придумали интересный ход - пригласили для съемки фильма 7 режиссеров, которые отказались от гонораров за съемку, и посчитали их в бюджете фильма как свой вклад. Константин Коновалов, Тарас Ткаченко, Заза Буадзе, Михаил Ильенко, Алексей Шапарев, Тарас Томенко и Иван Сауткин заверили, что действительно будут работать над проектом безвозмездно. Синопсис: повседневная жизнь украинцев во время, когда на востоке страны идет война.
У жюри (точнее, его членов, работающих непосредственно в производстве кино) это вызвало подозрения - по заявленому сюжету фильм не требует экшена или CGI, а бюджет фильма при этом - 24 млн грн, из которых продюсеры намерены получить от государства 12 млн грн.
19. «Необъявленная война»
Несмотря на приблизительную схожесть концепций, от предыдущего проекта, предложенного на суд жюри, этот отличается кардинально. Это также сборник киноновелл, экранизированных разными режиссерами (над фильмом работают Ахтем Сеитаблаев, Владимир Тихий, Виктор Придувалов, Андрей Кавун, Олесь Санин, Ирина Цилык, Артем Литвиненко, Кристиан Жереги, Андрей Максименко, Марыся Никитюк, Мирослав Гай). Сценарии пишут презентовавший фильм Кристиан Жереги, а также Роман Лерони, Андрей Максименко, Алла Мартынюк и Елена Степовая. Все были в зоне АТО в качестве добровольцев, мобилизованных или волонтеров. Все истории, которые войдут в окончательный сценарий, основаны на реальных событиях в АТО.
Бюджет проекта - 42,1 млн грн, из которых от государства ожидается помощь в размере 21 млн грн.
20. «Операция «Карпатский капкан»
Тарас Ткаченко повторно вышел на сцену после презентации проекта «Не война» - уже с сольным предложением, экранизацией романа «Карпатский капкан», написанного сценаристом и писателем Сергеем Ухачевским. Роман основан на реальных событиях и рассказывает о том, как после Второй мировой войны Москва вела карательные операции против местного населения и воинов УПА в Галичине, и как этому противостояла европейская разведка.
Бюджет картины - 34,2 млн грн, необходимая от Госкино сумма – 17,1 млн грн.
Сделаем небольшой перерыв - покажу вам, что, тем временем, происходило с экспертами в зале.
Сергей Борденюк, например, был заинтересован в каждом предложенном проекте
А Мирослав Слабошпицкий, хоть и член эксперной комиссии, заскочил лишь на минутку
А вот Андрей Дончик, например, мужественно отработал от звонка до звонка в первом ряду
Впрочем, каждый проект сопровождается внушительной папкой «Дело №», так что Мирослав еще компенсирует свое отсутствие внимательным чтением
«Пронто.Фильм» в лице Максима Асадчего и пиарщика Александра Чубко присматривается к конкурентам
А Роман Бондарчук, кажется, опечален - то ли сценарии не нравятся, то ли медлительность, с которой каждый рассматривают
Журналистам «1+1» скучать не пришлось - камера появилась вместе с Александром Ткаченко и Евой Нейман. С ними же и ретировалась
Обещаю больше не терзать вас бесконечными синопсисами, обрисую ситуацию в целом.
На тему 100-летней годовщины битвы под Крутами было представлено два проекта: «Круты» от создателей сериала «Гвардия», которые обещают «ту же «Гвардию», только историческую», и «Роман с Крутами» с отчетливыми мелодраматическими нотками на основе дневников Ники Черняховской, друзья и возлюбленный которой погибли в битве. Бюджеты фильмов почти одинаковы - 44 млн грн, половину из которых предлагается профинансировать Госкино.
Среди детских проектов следует отметить «Гав-Рик» Анатолия Матешко по сценарию его супруги Анастасии, который экспертам показался «немного галлюциногенным» (бюджет - 42 млн грн, государственное участие - 38 млн), и «Джуру-королевича» от «Евромедиа», создателей «Казки старого мельника», о казаках-характерниках и бродниках, очень созвучную предыдущей детской сказке авторов (бюджет - 28,4 млн грн, 100% государственного финансирования).
Среди дебютантов оказалось много совсем начинающих режиссеров, поэтому мало от кого жюри дождалось вменяемых презентаций. На этом фоне выгодно смотрелось предложение Марины Степанской «Сломя голову», которое поддержала продюсер «Татофильм» Елена Ершова. Странным в этой категории выглядел и Дмитрий Сухолиткий-Собчук, который давно работает над «Памфиром», но в качестве дебюта предлагает черно-белый и снятый на пленку байопик «Штангист» с бюджетом 1,9 млн грн.
А больше всего сложностей с самоидентификацией возникло у документальных фильмов, посвященных 100-летию провозглашения УНР и 100-летию боя под Крутами: все предложения выглядели плюс-минус одинаковыми. Существенное отличие - только в бюджете. «Omnia revertur, или Все возвращается» Василия Рыбальченко и «Круты Владимира Шульгина» Ивана Канивця ограничились бюджетом до 2 млн грн, а проект «Михаил Грушевский. ВЕРЮ В УКРАИНУ» Василия Витера требует 5 млн грн на производство.
Уже завтра станет известно, кого именно поддержит своим решением Экспертная комиссия при Государственном агентстве по вопросам кинематографии. Теперь, когда вы получили представление о том, кто и с какими предложениями пришел к Госкино на конкурс, результаты вас не удивят. А если и вызовут вопросы, то - по существу.
Фото Кирилла Авраменко