Как на склонах Троевуда кино искали. Подробности первого фестиваля короткого метра «Де кіно»
С масштабными ивентами часто случается, как с праздничным столом: готовишь это все, готовишь, а потом за пару часов съел - и ага. Долгожданный фестиваль «Де кіно», организованный «1+1 Медиа» и FILM.UA, который в эти выходные прошел на территории киностудии, тоже готовился долго. Но послевкусия от этих двух дней всем, посетившим мероприятие, хватит надолго.
А поскольку всем хорошим я привыкла делиться с вами, то предлагаю разделить приятные воспоминания о фестивале со мной.
Итак, День 1.
Театр начинается с вешалки, а фестиваль «Де кіно» начинался со входа на киностудию FILM.UA, где гостей встречали вот такие колоритные охранники
Памятуя, что селфи на интересном фоне для современного молодого человека - практически все, фотозону устроили недалеко от входа
Ну а чуть дальше можно было сфотографироваться с киногероями разных эпох и мастей
Чтобы гости не потерялись в множестве мероприятий, им тут же вручали путеводитель по фестивалю
И тут же предлагали удобные пуфы - не стоя же программу изучать
Местами, конечно можно было испугаться... Но если не заглядывать внутрь украшавших территорию фестиваля ретро-автомобилей, то можно было сохранить нервную систему в порядке
Немножко джаза...
И можно отправляться на экскурсию по киностудии
А потом ознакомиться с продукцией линейки «Медиабук»
И прикупить сувериров
Для детишек, кстати, приготовили специальную виар-зону, так что им тоже скучно не было
Ну, собственно, пора начинать. Ирина Костюк, как видите - в полной боевой готовности
Вот и Сергей Созановский с Александром Ткаченко подтянулись. Светлана Павелецкая сегодня не выступает, но сопроводить шефа - святое дело
Ну, поехали!
Немного хореографии от коллектива APACHE CREW (их композиция, кстати, называлась «Мы и есть кино»)
И главные люди фестиваля - на сцене:
– Нас мало что объединяет, – честно признался Александр Ткаченко. – Но единственная вещь, в которой мы едины – любовь к кино. Понадобилась война с Россией, чтобы страна поняла: у нас не было национальной агенды с точки зрения идеологии идентификации, ведь если говорить про экономику – безусловно, было выгоднее экспортировать в Россию. И вот только сейчас мы начали говорить об украинском кино и сериалах. Последние 20 лет на вопрос: «А где, собственно, украинское кино?» сложно было что-то ответить кроме отсыла к Довженко, Параджанову и Ильенко и т.д. Но я рад, что произошедшее за последние два года позволяет мне говорить: кино найдено! И кино хорошее. Думаю, это мероприятие поможет не только найти новые таланты, но и даст знать понимающим людям, что кино стоит поддерживать. Это, фактически, фундамент для того, чтобы у нас появились новые Параджановы, Довженко и Ильенко.
– Основная мысль фестиваля: «Не бойтесь делать первый шаг», – поддержал коллегу Сергей Созановский. – И те работы, которые мы видели, внушают надежду на то, что кино будет. Так что добро пожаловать, давайте смотреть!
Генпродюсер кино-сериального производства «1+1 Медиа» Елена Васильева заявила, что в последние 2-3 года украинское кинопроизводство переживает небывалый подъем и бурный рост. И если в XX веке украинское национальное кино пережило два периода творческого подъема – в 20-е и 60-е годы, то, отсматривая присланные на фестиваль работы, она поняла, что «мы находимся на пороге третьей вспышки украинского национального кино».
А Ирина Костюк просто поприветствовала всех на правах гостеприимной хозяйки:
– Приветствую вас у нас дома – мы тут живем. Здесь живет кино и, надеюсь, будут жить новые таланты, которые мы откроем на этом фестивале. И еще раз хочу провозгласить королем контент, а не тот способ, которым он доставляется. И пусть фестиваль начнется!
Собственно, дальше по программе был мастер-класс режиссера Алексея Смоляра «Чем отличаются обязанности второго режиссера в Украине и США. Современные инструменты в работе кинематографиста на этапе подготовки фильма».
– Короче, у чувака огромный опыт, – анонсировал его выступление ведущий открытия Александр Попов.
К «чуваку с опытом» вернемся на днях (расскажу вам все в подробностях). А после выступления Смоляра нас ждал финал питчинга клипов The Next Big Thing-2016.
Его ведущая Каролина Ашион обратила внимание на то, что конкурс проводится шестой год подряд, но каждый раз его организаторы придумывают для участников интересные и сложные задания. Вот, например, в этом году им предложили снять видеоклипы для 12 топовых украинских артистов.
– Я делаю ударение на слове «топовые», потому что это действительно так – и сейчас вы сами это увидите, – подчеркнула Ашион, предложив посмотреть 22 работы, вышедшие, собственно, в финал.
Надо вам сказать, в финале было разное-всякое. Иногда очень всякое и очень разное...
Но к победителям этого питчинга мы еще вернемся.
А в это же время в другой локации фестиваля, сцене «Де профи» проходил еще один питчинг - Elevatoe Pitch, на который я тоже решила взглянуть одним глазком
В его рамках каждый желающий мог за 90 секунд презентовать свою идею жюри, в состав которого, как видите, вошли сценаристы Андрей Бабик и Анастасия Жук, а также актриса/продюсер Дарья Трегубова
Кстати, заглянула я в очень удачный момент: один из конкурсантов как раз поздравлял Андрея Бабика с Днем Рождения.
Чему все, как видите, очень обрадовались
Ну а я порадовалась тому, что здесь все идет как по маслу, и поспешила обратно в главный павильон, где как раз должны были объявить победителей The Next Big Thing.
Кстати, запомните этого мальчика. Как оказалось впоследствии, он не зря подобрался вплотную к сцене...
Итак, результаты. Оглашали их члены жюри питчинга во главе с гепродюсером «1+1 Продакшен» Викторией Лезиной.
Вместе с ней молодые таланты судили экс-главред Cultprostir Игорь Панасов, пресс-секретарь VK в Украине Влад Леготкин и Семен Горов - гендиректор ELLO TV Валерий Сигал и кинооператор Сергей Михальчук на финале питчинга присутствовать не смогли «из-за сильной востребованности», но, мол, свою работу сделали заранее.
– Честно говоря, мы были впечатлены вашей фантазией и тем, насколько интересными могут быть решения, – призналась Виктория Лезина. – Нам многие вещи очень понравились, но, конечно, мы не можем оценить все слишком высоко, потому что мы придирчивые.
Обладателя 3 места, которому достались 10 тыс. грн, назвал Семен Горов:
– Андрей Шевчук, клип на песню Onuka «Свитанок». Очень стильная работа! – отметил Горов.
– Вообще это первый конкурс, в котором мы участвуем, – признался счастливый Андрей Шевчук.
Вторым стал Даниил Меликовский с клипом для The HARDKISS
Вот, собственно, клип:
Первое место (и 10 тыс.) досталось Евгению Мазуренко, снявшему клип на песню МОНАТИКа «Сяйво»:
И Виктория Лезина тут же связала это со своим любимым проектом:
– Эта работа понравилась мне с первых отборочных туров своим настроением и атмосферой, чувством юмора. Более того – это же клип на песню Монатика, а Монатик – тренер «Голоса. Дети», а премьера «Голоса. Дети» – в воскресенье. И тема, которую мы пытаемся транслировать в «Голосе. Дети», в чем-то проявляется и в этом клипе...
– Спасибо, очень неожиданно. Мы даже не думали, что можем что-то выиграть, – признались победители. – Делали это чисто для себя и получали удовольствие.
Ну а теперь вспомним мальчонку на пуфике у сцены: Гран-при питчинга досталось его папе, Олегу Красюку.
За вот эту работу:
И пока Олег благодарил сына за то, что «помог ему снять этот клип», Каролина Ашион подчеркнула, что приз – не аванс:
– У нас настолько авторитетное жюри, что тут не до авансов.
Ну и напомнила, что победитель питчинга получил право снять видео для победителя «Голоса країни» (и 10 тыс. грн).
После чего триумфаторы конкурса сделали совместное фото с жюри
Затем все послушали на сон грядущий группу 5 Vymir и разошлись по домам, готовиться к завтрашнему дню.
День 2.
Второй день фестиваля начался с панельной дискуссии «Теория большого взрыва: украинские сериалы и фильмы сегодня».
Который вместо заявленной Елены Васильевой модерировала Виктория Лезина. Игорь Савиченко стал одинм из спикеров панели
Сергей Созановский с Ириной Костюк могли позволить себе просто расслабиться и получать удовольствие
Ну и, само собой, поделать селфи на фоне панели
Не знаю, насколько обязанности Полины Толмачевой позволили ей расслабиться, но удовольствие от происходящего она тоже явно получала
Так вот, о панельной дискуссии.
В ней принимали участие продюсер Pronto Film Игорь Савиченко, первый заместитель главы Госкино Сергей Неретин, режиссер Кристина Сиволап, шоураннер проекта «Дежурный врач» Юлия Мищенко и креативный продюсер FILM.UA Олеся Лукьяненко
– Олеся, кстати, единственный человек, которого я знаю много лет, – раскрыла тайну Лезина. – Я мало знаю людей в этой стране, которые так хорошо разбираются в кино и так много о нем знают. И хочу сказать при всех: Леся, я с большим восхищением слежу за твоей карьерой и творческим ростом! Потому что мы когда-то с Лесей работали вместе в одном кабинете!
- Ну и я тоже продюсер и с недавних пор – года два уже – занимаюсь производством сериалов в «1+1 Медиа», - скромно представилась Виктория.
И тут же призвала к ответу Сергея Неретина: чем, мол, грозит всем свежепринятый закон инициативы #КіноКраїна о поддержке кинематографии. Какие, мол, угрозы или скрытые возможности есть в нем для украинских производителей контента?
Сергей успокоил Викторию и присутствующих: ничем не угрожает, кроме приятных неожиданностей, которые в нем кроются. А лично он-де рад тому, что закон открывает Госкино путь к поддержке сериалов. Ну и кеш-рибейты упомянул, добавив, что осталось принять изменения в налоговый и таможенный кодексы, и вообще будет красота: индустрия заработает.
– Грубо говоря, не стоит ожидать, что как только президент подпишет эти правки, сразу все изменится. Тем более, бюджет на 2017 год сформирован, и никаких изменений, к сожалению, уже не будет. Но мы работаем, чтобы двигать все как можно быстрее.
Лезина тут же перевела разговор в другое русло, спросив у Олеси Лукьяненко, как та оценивает ситуацию с кадровым ресурсом для производства успешных сериалов.
– Все хорошо с кадрами, – успокоила Викторию Олеся. Режиссеры и операторы, по мнению продюсера, есть, достаточно большое количество сериалов мы снимать можем. А рибейты – это очень важно, потому что хорошие дорогие сериалы сложно делать одному, а рибейты – это возможность копродукции.
Обращаясь к Игорю Савиченко, генпродюсер «1+1 Продакшен» полюбопытствовала, насколько украинцы уместны как партнеры для копродукции в европейском контексте. Ну, или в американском.
И зря Виктория добавила последнюю фразу, потому что следующие минут 10 Савиченко объяснял ей, что европейский контекст и американский контекст – это два разных контекста.
– Европейский контекст настроен на производство фильмов, которые являются частью культуры, и их поддержка в Европе – около 2 млрд евро ежегодно. Если во Франции от проката продюсеру вернется 1,5 млн евро, а фильм стоит 3 млн, то задача государства, если оно считает фильм частью культуры, выдать ему эти 1,5 млн.
Американская же система работает совершенно иначе: она больше рассчитана на построение индустрии. Это беспроцентные кредиты для студентов, которые хотят учиться кинематографии, возможность снимать дебюты – на этапе девелопмента и образования поддержка достаточно серьезная.
В зале сосредоточенно внимали
Так что, мол, копродукция Украины и Америки – утопия, потому что мы не можем тягаться бюджетами. С Европой, все же, полегче.
А еще, по мнению Савиченко, у нас экспериментальное кино не очень развито, потому что долгие годы наша индустрия была занята сериальным производством. А после них сложно резко перескочить на авторское кино. Так что тут выстреливают редкие самородки вроде Слабошпицкого, Тихого, Васяновича и пр.
– Вчера, например фильм Марыси Никитюк «Коли падають дерева» получил поддержку в польском киноинституте,– обрадовал присутствующих Савиченко. – Но построение индустрии начинается с того, чтобы придумать что-то, интересное широкому зрителю. Сказать, что сейчас есть некий украинский почерк, практически невозможно. В 60-х запустилось «українське політичне кіно», которое до сих пор ругают, но это был хороший тренд. Нового тренда пока нет.
– А какой вклад со своей стороны вы пытаетесь делать в индустрию? Кроме ваших проектов, – не унималась Виктория Лезина.
Тут слово взяла Юлия Мищенко.
И выразила мысль, что внешний рынок – это хорошо, но внутренний рынок сейчас настолько голоден, что для себя она видит главным заданием в ближайшие годы наполнять его:
– Большая часть эфира американских кабельных каналов занята вертикальными сериалами. Если эти проекты стали в правильный слот, они живут годами, держат стабильный рейтинг и дают «еду» зрителю. Так что я вижу своей первоочередной задачей наполнить наш телеэфир именно такой «едой».
При этом Юлия, конечно, вспомнила сериал «Дежурный врач», который «был авантюрой»:
– У нас был очень маленький бюджет, но мы попробовали сделать качественный сериал на украинском языке. И результаты показали, что это был правильный выбор. Сейчас канал продает наш сериал как референтный вертикальный продукт для многих коллег – проект, который дает цифры, интересен зрителю и оптимален в рамках реального бюджета.
У нас сейчас на локальном рынке масса возможностей. И чем более наполнен локальный рынок, тем больше он рождает звезд мировой величины.
Олеся Лукьяненко ответила на вопрос Лезиной просто:
– Главное что мы делаем для индустрии – работаем. И к нам приходят люди, которые тоже работают и вместе с нами учатся. Мы создаем команды и возможности. И привлекаем молодых людей. Вот сидит Кристина Сиволап, чуть дальше сидит Ирина Громозда – режиссеры проекта «Папа Дэн»… Мы как студия взяли на себя некую ответственность, беря в проект молодых режиссеров. Но не ошиблись.
– Кристина, а сколько вам лет? – поинтересовалась Виктория у Кристины Сиволап.
Олеся предложила Кристине не признаваться.
- Ладно, скажи: в первый и последний раз!
– Мне 24 года, – призналась Кристина.
– Супер! – обрадовалась Лезина. – А как в 24 не бояться взяться за проект с большим бюджетом?
Кристина призналась, что как раз надежда «серьезных дядь» и вселяет в нее уверенность.
Напоследок Виктория схлестнулась с Сергеем Неретиным:
– Скажите, в новых обстоятельствах после этих законодательных конфет какими будут критерии отбора, какого рода проекты Госкино будет считать достойным этой поддержки? Или давайте о сериалах.
– Есть Госкино – структура, которая регулирует отрасль в целом, – ответил Неретин. – А есть экспертная комиссия из 16 человек, и она принимает решения. Какой взгляд на сериалы будет у Экспертной комиссии, мне сложно сказать. Но мы как представители государства хотели бы, чтобы это были сериалы как минимум на украинском языке, и на сюжетах, которые близки украинскому зрителю…
– Что значит – «как минимум на украинском языке»? – спросила Лезина.– А если украинский продакшен приносит вам англоязычный проект?
– Какая-то космическая ситуация, - удивился замглавы Госкино.
– В общем, языковой вопрос не будет для вас критерием оценки? – наставила Виктория.
– Пока что он является критерием оценки, – не сдавался Неретин.
– Ну, думаю, все услышали и сделали для себя вывод. Всем спасибо.
На этом панельная дискуссия закончилась.
Можно было подышать воздухом, что и сделали Ирина Костюк с дочерью
Кстати, вот и Ирина Громозда - второй из молодых режиссеров «Папы Дэна»
Фронтмен шоу «мамахохотала» Роман Грищук на фестивале честно пробыл оба дня
Тем временем в павильоне начался показ лучших вебизодов фестиваля Marseille Web Fest
Те, кому это было не особо интересно, коротали время с «дядюшкой Оскаром»
А польский режиссер и продюсер Дариуш Яблонский общался с Юлией Синькевич и готовился к собственному мастер-классу
О котором я расскажу вам позже - отдельно и подробно
Какое кино без кастингов - и они на фестивале были!
Если вы думали, что такое важное событие могло обойтись без Ксении Бугримовой, то немедленно покайтесь публично
В общем, постепенно вечерело.
Все, в том числе и Сергей Созановский с Юрием Минзяновым, ждали главного события второго дня фестиваля - показа конкурсных работ
В целом на фестиваль пришло 7 тыс. человек. И лично мне показалось, что все они присутствовали на этом показе: в зале не то, что сесть - встать было буквально негде! И не смотрите на это свободное пространство: сейчас начнется показ, и абсолютно каждый сантиметр на полу будет занят
Те, кто не вместился в павильон, могли подглядвать за показом на улице, куда транслировалось все, происходящее в зале
Анна Ткаченко, Анастасия Лодкина и Ольга Слисаренко совместили приятное с полезным
Но все хорошее когда-нибудь кончается, и, в конце концов, Юрий Горбунов пригласил на сцену жюри фестиваля: его сопредседателей – Ирину Костюк и Елену Васильеву, режиссера «1+1 Продакшен» Акима Галимова, креативного продюсера FILM.UA Group Анну Елисееву, автора «Инсайдерс Проджект» Дмитрия Громова и кинокритика Владимира Войтенко.
– Во-первых, большое спасибо Саше и Сереже, что придумали все это, – начала Ирина Костюк. – Они молодцы. Нам было сложно выбрать: эмоциональная нагрузка от фильма к фильму возрастала – но мы выбрали. И вообще хочу отметить высокий уровень поданных работ. Потому что когда мы смотрели все эти 300 роликов изначально, было немного печально. Но когда из них отобрали 35, стало повеселее.
– Согласна с Ирой, – продолжила Елена Васильева. – Уровень работ очень высокий, большинство из них – работы 21 века. Эти фильмы не могли появиться еще 15-20 лет назад. Особенно приятно, что многие их авторы пришли к нам просто с улицы.
Итак, призы.
С номинациями конкурса я познакомила вас намного раньше, так что сейчас - сухие факты.
Первым делом вручили спецприз художнику, актеру и режиссеру Василию Пауку и его детям – семейной студии «Паук Фильм». «За активное участие в фестивале» – всего на фестиваль и питчинг семья Паук прислала 7 работ.
– Ну это не только за активность и настойчивость, – успокоил папу-Паука Владимир Войтенко. – Если бы у вас были плохие работы, никто бы вам ничего не вручил.
– Спасибо жюри, спасибо уважаемому критику – всегда прислушиваюсь к тому, что вы говорите по телевизору, – признался Василий.
Еще один специальный приз от жюри и FILM.UA получила работа «Метро на Троещину» Артема Беркалова и Игоря Судакова – о том, как один парень выиграл в карты мешок денег, чтобы построить то самое метро, но его, конечно, не построил.
– Несмотря на то, что именно у Иры на груди написано «Троещина», приз вручает Анна Елисеева, – предупредил Юрий Горбунов.
– Ваша работа понравилась всем членам жюри, все отметили вашу креативность и качество работы, – отметила Анна. – Для нас эта работа особенная: тут мы увидели соединение художественной формы с документальной, для нас – тех, кто работает на Троещине – это жесткая документалистика. Так что неподкупное жюри купилось на Троещину. Ждем метро!
В номинации «Римейк на известный фильм» победителя не определили, поэтому перешли к номинации «Трейлер к собственному сериалу».
В ней премию снова вручал Владимир Войтенко, который объявил, что счастливчиком стала работа «Я тебя вижу» Антона Яковенко.
– «За выразительную кинематографическую стилистику и правдивую атмосферу теленуара», – объявил вердикт жюри Войтенко.
– Даже не подозревал, что мы можем занять какое-то призовое место, – признался Антон. – Ну, значит, мечты сбываются. И спасибо организаторам за то, что инвестируете в будущее Украины, и за сильную мотивацию.
Приз в номинации «Фильм на мобильный телефон» приз вручали Аким Галимов и Дмитрий Громов.
– Учитывая, что мы не вручили приз в номинации «Ремейк», то решили разделить первое место в этой номинации, – признался Галимов. – В этом конверте у нас – имена сразу двух победителей.
Счастливчиками стали Назар Семкив с фильмом «Мелодия» – историей о том, как мужчина никак не мог хорошо спеть известную песню и вызвал дьявола, чтобы он ему в этом помог.
Но дьявол отказался покупать душу за такую мелочь, и мужик выгнал его пинком в пах. Жюри, видимо, юмор оценило.
Вторым обладателем приза стал Альберт Морозов с фильмом «Нелли и я»:
Альберт поблагодарил организаторов и тех, кто принимал участие в создании фильма: все, мол работали за спасибо:
– Единственной моей платой было обещание, что мы будеми побеждать на фестивалях. И я не обманул.
А вот Назар Семкив на вручение не явился – он в Америке. Но приз (по 15 тыс. грн получили победители в каждой номинации) ему пообещали передать.
Награду в номинации «Вебизод» вручала Анна Елисеева. Она же объявила, что победил фильм Степана Кулины, Галины Цегелик и Ростислава Головко «Равнение на лево» – юмористическая зарисовка о житье-бытье солдат в современной украинской армии:
– Это очень дерзкий и смелый фильм, мы надеемся, что он будет продолжен в сериале. Очень крутой, ироничный. Весь зал ржал!
Победители пообещали «и дальше двигаться в этом направлении»
Ну и наконец – Гран-при. Его, конечно, вручали сопредседатели жюри Ирина Костюк и Елена Васильева.
– Поскольку у нас фестиваль инновационного контента, то я бы определила эту работу как «взрыв мозга», – призналась Ирина Костюк. – А теперь, Лена, вручай!
Ну и Елена Васильева объявила, что 50 тыс. грн уходят создателям картины «Я купил велосипед».
– Редко встретишь единство формы, содержания и идеи. И мы считаем, что такой синтез встретили в работе Никиты Лескова, – пояснила Елена.
Сперва объявили, что получать приз за Никиту выйдет его подруга Татьяна. Хотя и та на сцене не появилась.
– А где же сам Никита? – полюбопытствовал Горбунов. – В Днепропетровске? Нет такого города.
Правда, чуть позже Никита вышел на связь по телефону, который таки принесла на сцену Татьяна:
– Сейчас Татьяна звонит Никите: «Никита, у нас появились деньги», – пошутил Горбунов. – «Все призы у меня», - сказала Таня и положила трубку.
В общем, было весело.
Еще одна награда победителю – сертификат на юридическое сопровождение проекта
Ну и, в конце концов, слово дали слово отцам–основателям фестиваля Александру Ткаченко и Сергею Созановскому. Те были краткими:
– Мы смотрели на этот фестиваль каждый по-своему – начал Ткаченко, – и поняли, что окончательного ответа на вопрос «Де кіно?» не нашли. Потому решили – что, Сережа?
– Продолжить в следующем году, – обрадовал присутствующих Созановский
– Мы еще не знаем, в какой форме и в каком виде, но поиски «Де кіно» будут продолжаться, – заключил Ткаченко, и они с Созановским сделали вот так:
– Слава Україні!
И иди пойми – это они трезуб изобразили или неофициальный герб Троещины?
А потом все, конечно же, снова сфотографировались
И пошли слушать Pianoboy
Который и закрыл фестиваль
Так что до встречи в следующем году на Троещине! Или де?
Фото Кирилла Авраменко