Алексей Гончаренко: «Сейчас время для шоу Трампа. Но делать его не с кем»
Если делу - время, то для учебы время дожно быть всегда - иначе, согласитесь, никакого дела не будет. Поэтому образовательная программа FILM.UA Факультет отпусков не знает - обучает будущих и настоящих работников индустрии, невзирая на время года и погоду.
Свежим событием в рамках программы Skill Bill Start стал мастер-класс Алексея Гончаренко «Большие шоу и ТВ-проекты» - о тонкостях телепродюсерства. Посетить его могли все желающие, и я, как вы понимаете, не могла не оказаться в их рядах.
А ряды оказались плотными - видите, сколько жаждущих знаний пришло в кинотеатр студии FILM.UA
И некоторые из них времени даром не теряли - самообразовывались, не отходя от кассы
Когда все желающие, несмотря на снег и пробки, все же собрались, модератор мероприятия Алла Преловская быстро взяла дело в свои руки и передала слово виновнику торжества
А уж тот понарассказал столько интересного, что можно пересказывать три дня...
О себе
Я – профессиональный актер: окончил институт Карпенко-Карого в 90-е годы, когда все было в плачевном состоянии. Три года проработал в Театре им. Леси Украинки актером – роли у меня были маленькие, с руководством подружиться не удалось. И после трех лет работы меня поблагодарили за все сделанное и отпустили с Богом. Настал момент выбора: искать другой театр или идти в новое место. И вот я выбрал телевидение, и это было уже 20 лет назад. Пришел я к Владиславу Витальевичу Ряшину с идеей программы «НЛО» на листике бумаги, и в 1998 году после серии пилотов она вышла на телеканале «Интер» – это было моим телевизионным рождением.
Это была моя собственная идея, я был сценаристом, я же договаривался со звездами, я же искал костюмы и брал их в аренду (денег на пошив на телевидении тогда не было) в разных театрах – у меня везде были знакомые бабушки, которые выдавали мне костюмы через черный ход. Вот такой я был человек-оркестр. Потом было еще несколько программ, и наступил перелом: как телеведущий я себя исчерпал, и после небольшой творческой паузы Ряшин неожиданно предложил мне уйти за кадр. Это было болезненно: как пилота самолета лишают неба или моряка списывают на берег. Мне было всего 30 лет, и казалось, что меня списали в утиль. Но Ряшин уговорил: «Давай, на полгодика – зритель отдохнет от тебя, твоего прекрасного голоса… Ничего страшного с тобой не случится, мы тебя потом вернем».
И вот уже 16 лет живет без меня экран и, в общем-то, нормально живет. И я без него. Хотя это редкий случай: люди, попавшие в «ящик», присаживались на эту «иглу», и выкурить их каким-то образом тяжело. Я в этом смысле исключение: ушел в продюсерство, и произошло смещение моих интересов. Наоборот, мне кажется, это интереснее: у ведущего одно лицо, один голос, одни сферы интересов. А программы я делал совершенно разные – где и пели, и танцевали, и лечили, и готовили…
Какое-то время я руководил развлекательными программами «Интера», потом мы с Ряшиным ушли, потому что сменилось руководство, и образовалась компания Star Media. Там я три года делал и сериалы, и программы. И вот уже восемь лет у меня своя компания, Friends Production. Абсолютно независимая, что для украинского рынка достаточно редкий случай. У нас же в основном инхаусы: каналы, основываясь на своем опыте, создают внутренние продакшены. А мы вот такие независимые. И, в принципе, живем неплохо. Сейчас у нас много проектов, много идей, хотя за эти 8 лет были разные ситуации: и времена, когда не было ни одного проекта, или был один – малюсенький, потому что были кризисы, и т.д. Ну вот, пока что наша лодочка в телевизионном океане плывет.
О звездах
Этапным шоу для нас стали первые «Танцы со звездами», с Могилевской и Зеленским – первое большое украинское шоу. И это, конечно, было большим везением, что именно нашей компании его поручили (по сути, это был первый большой телепроект Star Media).
Наши звезды тогда были не очень избалованы: сейчас тяжело было бы заставить звезд пахать по три месяца, учить танцы – и звезд у нас мало, и заставить их так трудиться уже сложно. Но было такое время, и все сложилось. И был рекордный финал: цифры первых «Танцев» до сих пор ни один из проектов собственного производства не побил – доля была 50 с чем-то. А еще у нас в финале «Киевстар» лег. Обычно он ложился в Новый год, когда люди массово звонили друг другу и слали смс. А у нас за ночь был миллион то ли звонков, то ли смс – помню только цифру, и на какое-то время мы «Киевстар» просто выбили.
Кстати, голос, который вызывал звезд на паркет, принадлежит Грише Решетнику. Проект, конечно, родил большое количество звезд. Влад Яма, вот, по сей день сидит в жюри… Так бывает: сначала время прилива, потом – отлива. Сейчас, мне кажется, мы – в состоянии отлива.
Хотя в прошлом году на отборочных «Евровидения» на СТБ снова был прилив, в музыке появились новые имена, новые звезды. Это очень важно для телевизионных шоу, особенно звездных. Поэтому каналы в последнее время и стараются делать меньше шоу со звездами – потому что их (звезд) просто нет, они малоинтересны, и наш украинский зритель к ним как-то поостыл.
Потом сезон «Танцев со звездами» сделал СТБ, но они в основном брали в проект победителей своих шоу, и этот номер не прошел: тут нужны звезды с биографией. Зритель должен понимать, что этот человек еще вчера не учился в институте или продавал что-то, а прошел какой-то путь – тогда к нему совершенно по-другому относятся. Можно, конечно, выстроить драматургию, построить декорации и пошить костюмы (и сейчас это можно сделать лучше, чем раньше), но без звезд, которые интересны, ничего не будет.
Знаю, что «1+1» думал возобновить этот проект, но… Что-то не срослось. Как говорят в театре, если нет Ромео и Джульетты, то нельзя ставить «Ромео и Джульетту». Так же и тут – если нет костяка, «локомотива» проекта, начинать большое шоу не стоит.
О «золотых» шоу
Большие шоу, в основном, делают инхаус сами каналы – такой жирный кусок никому отдавать не хотят. Но с идеями плохо. Потому что последняя крутая новая идея – «Голос», но и ей уже сколько лет! «Х-Фактор» в разных странах идет по-разному. У нас последний сезон прошел хуже обычного: может, это связано со сменой панели жюри, но цифры таковы – зритель от этого шоу чуть подустал.
Еще один успешный формат – So You think you can dance – «Танцюють всі!» по-нашему. В России он стартовал позже и пока успешно идет на канале ТНТ, а у нас уже закрылся – как я понимаю, танцоры рождаются не так быстро, как телевидение хочет новый сезон. Самые крутые танцоры, насколько я понимаю, были в первых сезонах, а дальше стали привлекать ближнее зарубежье и т.д. А «Голос» жив – у него прекрасные цифры, он прекрасно марширует, как и «Голос. Дети». Но подобных идей на рынке особо нет. Все их ищут, пытаются придумать.
В Великобритании, например, по сей день идут «Танцы со звездами» и борются за первенство с «Х-фактором». Ну, у них просто миллион звезд, поэтому проект бесконечен.
А «Х-фактор» у них – шоу-бизнесовый: он сосредоточен не на историях людей, как проект СТБ, а на том, чтобы родить для Великобритании новых звезд. Однажды я, будучи в Лондоне, включил музыкальный канал, и мой товарищ мне буквально о каждом артисте стал говорить: «Это – «Х-фактор», и это – «Х-фактор». 90% их шоубиза – это «Х-фактор»
Ну и еще один успешный вокальный формат – «Фабрика звезд», которую и мне довелось делать. Я делал вторую «Фабрику» с Могилевской и третью с Меладзе – без лишней скромности, самые удачные сезоны. Вот его мы пытались делать о шоу-бизнесе. У нас, может быть, многие пели под фонограмму, больше иногда мы были увлечены внешностью, чем внутренним миром героя, но мы действительно хотели, чтобы получились артисты, которые потом будут петь на эстраде. Ну, вот, кое-кто поет – Макс Барских, например, лучший артист по версии «М1».
Формат этот действительно интересный и, на самом деле, сложный. Потому что, в отличие от «Голоса», где уже заложена драматургия – конфликт между участником и судьями, тут каждому нужно было придумать историю, каждый раз создать драматургию концерта, родить ее, исходя из этих участников, их индивидуальности, придумать им какую-то легенду и пытаться их на что-то вывести.
Разные были сложности, потому что обычно люди на кастинге показывают одно, а потом начинают жить в коллективе, и кто-то сникают, перестает бороться, другой «дает звезду»… Во всяком случае, это был очень живой проект, тоже давший много звезд, и не только для сцены. Лена Коляденко тогда впервые у нас была режиссером-постановщиком, Алан Бадоев именно на второй «Фабрике» впервые пришел на ТВ, как и Олег Боднарчук, который потом уже много шоу поставил. Эти «Фабрики» родили для нашего ТВ и шоу-бизнеса много ценных кадров.
О новогодних мюзиклах
Предмет моей старой гордости – мюзикл «За двумя зайцами» – тоже рекордсмен рейтингов и моя первая продюсерская работа. Вот так бывает – фарт в чистом виде: меня в мае назначили на должность, а уже в августе начались съемки с Аллой Пугачевой, Максимом Галкиным, Андреем Данилко. И благодаря тому, что мюзикл имел такой успех, меня все стали любить, ценить, и это стало моим карт-бланшем для следующих действий. Хотя понимаю, что с точки зрения художественной ценности к тому мюзиклу есть в чем придраться – я, честно говоря, совершенно им не горжусь. Но с точки зрения народности, народной любви он уникален. Эти афоризмы Андрея Данилко, который говорил текст, которого мы не писали... Но он так делает во всех мюзиклах – говорит только свой текст, причем в каждом дубле по-новому. Поэтому его партнеры всегда очень искренне переживают и всегда на стреме: никогда не знают, что он сейчас будет происходить.
Жалко, что эпоха мюзиклов закончилась – тогда были алкогольные спонсоры, а сейчас время большого бабла прошло. А каналам делать это за свои деньги очень накладно. Я, честно говоря, больше люблю мюзикл «Диканька», к которому не имею отношения – считаю его более цельным, да и музыка Меладзе... Хотя у нас была музыка Андрея Данилко – в нашем случае он был еще и композитором. За несколькими исключениями – некоторые песни привезла Пугачева. В общем, этап мюзиклов был с «Интером», там он и остался.
О поиске форматов
– Самое важное и сложное – это начало пути, поиск идеи. А идеи сейчас ценятся самые простые и лаконичные. Лушчий тому пример – «Орел и Решка». Эта идея стала платиновой для своих авторов: проект идет на трех каналах одновременно – «Интере», «К1» и «Пятнице». А для авторов программы это – их первый опыт. Эту идею я слышал и до того, и многие вроде уже и снимали, и даже сняли пилот и куда-то его выбросили – куча людей хотели сделать что-то похожее! Но победил тот, кто реализовал. Поэтому не надо бояться, что у вас идею украдут и тратить много сил на какие-то сомнения, оформления. Нет, оформить можно, но у нас такая чудесная страна… Да и вообще в мире вопрос с правами очень тонкий. Чуть-чуть что-то изменишь, и уже никто ничего не докажет. Вот «Инспектор Фреймут» с «Ревизором» – судятся-судятся, а доказать никто ничего не может. Хотя вроде бы ситуация очевидная. Поэтому не бойтесь, что украдут – делайте!
Для поиска идеи есть два пути. Первый – изучение всего рейтингового, что идет на ТВ. Как понять что проект рейтинговый? Найдите знакомого аналитика, который вам эти цифры раскроет. На каждом канале эти люди есть, это не суперзасекреченная информация. Надо понять: все руководители каналов ориентируются на тренды и то, что уже успешно. Конечно, сорвать банк конечно на сделанном уже кем-то сложновато. Почему, опять же, выиграла «Орел и Решка»? Потому что это был, по сути первый тревел – а в этом жанре после Сенкевича был большой перерыв. После «Орла и Решки» многое пытались подобное и так, и сяк придумать – ну, пока не получилось. Но это не значит, что каналы не захотят такое, не закажут и не попробуют. Они очень ориентируются на то, что уже шло – или у них, или на канале с похожей аудиторией. Ну и понятно, что, хочется нам или нет, мы смотрим на опыт российского ТВ, а они смотрят на нас. В этом вопросе канал «Пятница» – очень для нас приятный показатель того, что теперь мы – законодатели моды. Если когда я пришел на ТВ, мы смотрели на Россию. А теперь Россия смотрит на нас: у нас сейчас намного больше экспериментов и новых трендов. «Ревизор» куплен у «Нового канала», наши «Богиня шопинга», «Барышня-крестьянка», ну и, в конце концов, наши «Від пацанки до панянки», которые после «Нового» мы тоже делали для «Пятницы».
Но мы немножко не показатель: делать «Панянку» нам предложил все же канал. Вот «Барышня-крестьянка» – наш собственный формат, мы сами его предложили, сделали пилот и т.д. Мы шли от темы, которая интересна молодым. И это – второй путь.
Повторю: первый путь – ориентирование на хиты, второй – на то, что интересно сейчас аудитории канала, на который вы идете. Если вы собираетесь пойти на ТЕТ, нужно изучить аудиторию ТЕТа. Потому что если вы принесете идею не для той аудитории, разговор будет закончен сразу. Определив аудиторию, нужно понять, что ей интересно, и о чем программы еще не было. Так была создана «Барышня-крестьянка» –столкновение богатой и бедной девушек. Понятно, что по форме это где-то похоже на «Міняю жінку», только мы перешли в другую возрастную категорию и больше сузили классовый и территориальный конфликты. Хотя и при этом сужении уже делаем 9-й сезон – потому что вот этот «движок»…
Это тоже очень важное слово, его очень любят все телеканалы. Движок – это программа, которая собирает цифры с любыми ведущими, участниками и пр.
Вот, опять же, «Орел и Решка» – хороший пример «движка». Сколько уже ведущих прошло, а цифры плюс-минус одинаковые. Они, конечно, пытаются проанализировать, с кем было лучше, с кем хуже, но я знаю точно по каналу «Пятница»: все приблизительно одинаково. Потому что люди, не в обиду ведущим, смотрят на другое – это для них инфотеймент. Что можно купить в какой стране за $100, что – за $1000 – вот это им интересно. И у канала есть легко прогнозируемый результат. Когда у программы турбулентность в зависимости от героев, ведущих, сезонов и т.д., это, конечно, сложнее.
Самые золотые программы – у того, кто придумает этот «движок». Вот в «Барышне-крестьянке», нашей кормилице, этот движок тоже есть.
Кстати, наша программа «Богиня шопинга» – тоже интересный пример. Это был турецкий формат, в котором тетки в возрасте ходили по универмагу и что-то выбирали. Нам его не продали, продали другому каналу – длинная драматическая история была. И пришлось менять историю. В результате мы сделали проект для ТЕТа: повернули в другое русло, добавили трех злобных циников, которые издевались над «модницами», и программа получила юмористический уклон. И тоже очень совпала с аудиторией и много сезонов шла, вне зависимости от того, кто там был. Это тоже был новый тренд: первая программа о шопинге. Вкусовые вещи, дурновкусие – вокруг этого программа закрутилась и попала в целевую ТЕТа.
Об адаптации купленного формата
– Очень жестко супервайзеры следят, в основном, за очень успешными форматами – вот как Talpa за «Голосом». Это – их главное достояние, их изумруд, они с него пылинки сдувают, им чуть ли не перед эфиром из монтажной отсылают программу, и они даже могут переставить кого-то из героев. У нас на «Танцах» тоже был парень из BBC, который достаточно строго за всем следил. С мелкими, средними и старыми форматами легче – вот, например, нашими «Пацанками», старинным форматом, Zodiak Media, кажется, вообще никак не интересовались.
Библию в этом случае мы вообще не изучали. Тут тоже интересная история: это формат изначально делали «1+1». Вот вам пример того, как можно один и тот же формат делать совершенно по-разному. «1+1» адаптировал его достаточно серьезно – ну, понятно, их ЦА – это женщины, и для них сделали драматическую передачу с зечками, наркоманками, женщинами с тяжелой судьбой. Это был серьезный социальный проект. А на «Новом каналк» генпродюсер Сергей Евдокимов сразу же задал нам очень правильный вектор: мы не берем девушек с клиническими случаями, уходим в юмор, в что-то позитивное, чтобы после просмотра оставалось что-то жизнеутверждающее. И вот эта трагикомичность послужила успеху первого сезона. Именно поэтому при адаптации важно очень понимать ЦА канала. Конечно, шоу с такими идиотками, как у нас, на «1+1» было бы невозможно – нам бы просто все вырезали.
Очень важно идти с каналом рука об руку, чтобы супервайзеры от канала четко поставили тебе задачу, которой ты будешь четко следовать. Вот такой альянс у нас был на ТЕТе с Ириной Костюк – поэтому и родились и «Богиня шопинга», и «Барышня-крестьянка». Сейчас у нас такой альянс с Сергеем Евдокимовым на «Новом». Это очень важно – найти свой канал.
Лучше везде походить, пока хватит сил и энергии, но найти человека, который вас услышит и вам поверит – как в свое время Влад Ряшин доверил мне такие серьезные высокобюджетные проекты – какая-то интуиция. Поэтому нужно найти своего продюсера и свой канал. Вам хочется делать веселый треш? Идите на «Новый». Хочется чего-то драматического – выбирайте канал соответственно.
К нам иногда приходят с разных каналов и жалуются: «Мы делаем это шоу и страдаем, это же ужас…». Ну и зачем?
О кастинге в реалити
- Сколько скрипта в реалити? Нисколько. Мы в наших шоу вообще пытаемся максимально уйти от какой-либо постановочности, и это чувствуется. Сейчас мы пробуем новый жанр – сериалити, который многие пытались освоить.
Есть достаточно удачный пример сериалити – «Богатые тоже плачут», был такой проект на «1+1». На Западе такие шоу очень популярны – семья Кардашьян прославилась благодаря такому шоу, Пэрис Хилтон, семья Осборн – на западе это популярный жанр. В общем, суть сериалити такова: остается реальный герой, но под него чуть моделируются события. Обычный день семьи Кардашьян – ну и что? А так говорят: «У тебя есть любимый? Он должен был позвонить в 5 часов и не звонит. Давай, нервничай». Или мягче: с ним договариваются – «Скажи, что ты в 5 часов будешь, и пусть она тебя ждет на углу возле аптеки. И не приходи». И она реально начинает нервничать. В общем, обстоятельства чуть подкручены. Но эта грань очень тонкая. Наверное, поэтому много проектов в этом жанре и провалилось – зрители путались, где правда, где вымысел. Ну, «Богатые тоже плачут» было очень достойно. Такое мягкое сериалити, но больше реалити.
Вот «Ка$та» на ТЕТе не очень получилась – они таки запутались. «Киев днем и ночью» в первом сезоне пытались сделать как сериалити – не было четко прописанного диалога, была тема и цель, к которой нужно в этой теме прийти. Но это повлекло за собой много лишних пауз, длиннот – наш зритель к этому не привык, и цифры были не ах. Но менеджеры молодцы: стойко сделали второй сезон, абсолютно сценарный.
«Киев днем и ночью» в результате стал сериалом, а мы с «Пацанками» все-таки стремимся к сериалити – пробный пилот будет в следующую пятницу на «Новом канале». Там у нас скриптованное и нескриптованное где-то рядом, это такой сложный микс, эксперимент. Посмотрим, как он пройдет, но попробовать и каналу, и нам хочется.
В реалити кастинг – это все. Кастинг-директора сейчас на вес золота, так что у кого есть к этому талант – карты в руки. Для реалити он – незаменимый человек, а реалити сейчас в тренде. Ну и сейчас, с наличием скайпа и соцсетей, кастинговать стало намного лечге. Я-то еще застал времена, когда люди письма писали. Помню, на «Фабрике-3» у нас был первый интернет-кастинг, туда надо было что-то загрузить – помню, час люди грузили! Но благодаря этому победителя «Фабрики», Стаса Шуринса, мы так и нашли – он таки как-то загрузил нам свое видео.
А до этого были письма с фотографиями. А сейчас – лафа, и мы кастингуем людей и из Австралии, Сингапура, откуда хотите.
Об оформлении идеи
– Есть много разных ходов. Есть «коза» «бумажной», электронной презентации. Но еще лучше работает, если у вас есть герои, кастинг. Потому что бумажки и картинки не несут энергию. А для менеджера канала очень важно ваше понимание проекта. Если вы точно видите своих героев, это для вас большой плюс. Даже один, но очень крутой герой, может сыграть вам на руку. У нас был такой случай: мы одному руководителю канала показали всего одну героиню, и он уже кричал: «Дайте!».
Еще больший плюс – небольшой пилот. Если это позволяет сам формат. Если у вас идея, сделайте 5-10 минут, сделайте фрагмент – тем более, сейчас можно снимать на телефон без света, камеры. Если это будет достойно, и это можно смотреть – показывайте. А если у вас целый пилот – это вообще круть!
Кому нести идею и пилот? Надо вести разведывательную деятельность: на каждом канале есть человек, который сидит «на приеме». Надо узнать, кто это на каждом конкретном вещателе. Сейчас с наличием соцсетей момент: «Здрасьте, а вот и мы» проходит гораздо легче, чем раньше, когда нужно было заходить в закрытую дверь через секретаршу.
А перед тем, как идти, вы сами должны четко сформулировать, кто вы. Потому что многие приходят и говорят: «Я могу все» или «Я сам не знаю, чего хочу». Вы дожны четко понимать, кто вы – автор идеи, ведущий, сценарист – или просто «Дайте мне мои 3 рубля за идею, и я пошел». Все варианты нужно четко знать. Чтобы не канал за вас придумывал, чего вы хотите. Иначе вы выдаете, что вы – аматор, и вас можно наколоть. Ну и хорошо бы, чтобы вы действительно были нужны этому формату. Потому что просто платить за выслугу лет вам никто не будет – рано или поздно кинут. И я такие примеры знаю.
Об интернете
– Пока в интернете нет денег. Когда дорогая реклама придет в интернет, нам как производителям контента вообще все равно, для кого делать продукт. Но все прогнозируют, что ТВ рано или поздно придет в интернет. Но когда-непонятно.
О правах
– Как делятся права на проекты с каналами? Очень просто – мы все отдаем каналам. А сейчас они не сильно спрашивают, все сразу хотят права. В «Барышне» есть чуть наших прав, но только на сам формат, не на программы. И, кстати, мы впервые получили деньги за идею – программа была продана в Польшу, польки с украинками будут меняться. Ну, контракт еще не подписан, в стадии. Там будем получать деньги за идею.
Еще права могут давать юмористическим шоу. Или если это ваш личный формат. Но если вы дебютант, шанс, что вам что-то дадут… Если даже нам не дают. Сейчас каналы хотят получать все. Смиритесь.
Об адекватности продюсера
– Хороший рецепт не сойти с ума и не оторваться от реальности – слушать людей рядом. У меня остались такие люди, которые могут сказать: «Леша, это бред». Не все могут, но кучка есть. А если уж на канале если сказали: «Бред» – тут без вариантов: иди домой, думай дальше.
О бюджетах
– Конечно, я, как человек творческий, больше поддерживаю творческую сторону. Продюсеры же есть разные – кто-то из КПИ пришел, кто-то из архитектуры. Понятно, что в пилоте или в первой программе надо чуть больше потратить. Мне легче: я могу откуда-то чуть вынуть и куда-то чуть добавить. Но надо индивидуально смотреть и понимать, что в кадре будет видно, что нет. Бывает, режиссер просит: «Нужен такой кабинет с видом на Киев на 23 этаже». Потом я смотрю – все зашторено, снимаем другой угол. Зачем платили за этаж и окно – непонятно.
Или нарядили героинь, а они в своем должны были быть. А их нарядили так, будто это не первая серия, а последняя. Нужно понимать, что в пилоте главное, и что важнее – показать идею или интерьер.
О единомышленниках
– Самое главное для продюсера – люди. Я же сам, по сути, ничего не делаю – я не журналист, не редактор, никогда ничего не снимал. Продюсеру нужно найти людей, которые это все реализуют.
Роман Грищук из «Мамахохоталашоу» явно призадумался
В этом смысле нужно быть психологом, кадровиком, чувствовать людей, чуть направить. Но лучшие люди – те, которые сами все знают, еще и тебе расскажут, как надо. Например, шеф-редактор – главное звено в реалити. Все содержание – на нем. Шеф-редакторы на рынке – на вес золота, за них борются, особенно за людей с опытом – потому что продакшены и каналы платят за опыт.
О будущем
– Развлекаловка на первом месте была, есть и будет. На моей памяти развлекательное ТВ за 20 лет в загоне не было никогда. Как и новости. Что будет дальше? Не знаю. Я не думаю наперед. Вот сейчас интересно это – делаем это. Дальше посмотрим.
Сейчас, в связи с кризисом, реалити – востребованный жанр. Потому что экономный: нет павильонов, дополнительных световых приборов. А когда кризис закончится – неизвестно, так что пока к реалити интерес большой. В России он вообще только начинается. Из реалити у них до сих пор был только «Дом-2» – вообще что-то особенное, не поддающееся логике. Это даже, скорее, сериалити об отношениях: проект ежедневный, там другие законы. И «Холостяк», который у них очень скриптованный. А у нас уже многое сделано, и найти новое реалити все тяжелее. Но мы не отчаиваемся, работаем над новыми проектами. Тревелов вот делаем несколько – один из них для ICTV. Вот в этом жанре еще можно думать.
На Западе все под другому – судя по тому, что мы видим на MIPе. Там и шоу со звездами до сих пор любят, и игровые шоу, и интеллектуальные, квизы всякие. С которыми у нас совсем плохо – у нас даже «Миллионер» толком не пошел, три раза Плюсы пытались его запустить. Может, не удалось найти нужного ведущего, а может, мы сами не самая интеллектуальная страна в мире. Квест-шоу тоже у нас тоже не очень пошли. Делали как-то «1+1» Amazing racings – «Великі перегони» – очень дорогое шоу, одно из самых дорогих в истории. Тоже как-то не порвало. Ну, на ICTV был «Последний герой» – дорогое большое реалити.
А еще есть шоу Трампа, где олигарх выбирает себе заместителя – которое, кстати, до сих пор никто не сделал. Очень дорогое шоу, мы о нем тоже думали. Многие каналы о нем думали – и ICTV, и «Украина», но наши олигархи таковы, что не хотят публичности. У нас нет таких Жириновского и Трампа, которые готовы были бы работать на камеру, посвятить столько времени проекту. Большие олигархи не захотели. Я так понимаю, что предлагали и Пинчуку, и Ахметову, но они у нас – люди не эфирные. А без хорошего олигарха это шоу не имеет смысла.
Были, конечно, и вопросы из зала
«Акулы бизнеса» – это дешевый вариант шоу Трампа. Как «Шанс» был дешевым вариантом «Фабрики звезд». Хороший формат, но разговорный, его время ушло. Сейчас нужно делать Трампа. Слушать, как ты трындишь о своем изобретении, уже никто не будет.
Кулинарные шоу сейчас не особо востребованы. «Мастершеф» имеет успех за счет фриковства, это фишка СТБ. На СТС же у него очень скромные цифры, там его даже собираются прикрыть. Кулинарию каналы вроде и хотят, но с какой-то фишкой. А ее надо найти. Хотя это очень спонсороемкая тема. Но как ее подать? В Каннах мы видели много кулинарных игр – бегают, прыгают… Вот с реалити совместить возможно. Знаю, каналы об этом думают, но думают о проектах, которые ближе к «МастерШефу», чем к кулинарии. На Плюсах красивый «Кондитерский турнир» не пошел, все эти утренние «Смаки» не идут…
Социальные ток-шоу сейчас не в супертренде, судя по цифрам.
А еще есть жанр дейтинг-шоу – но тут тоже нужна крутая идея. А вообще шоу о любви нужны и ТЕТу, и «Новому каналу». Но в чем проблема: каналы сейчас все сморят, знают, ездят в Канны. И вам, тем, кто в Канны не ездит, очень сложно их удивить – у них есть специальные люди, которые изучают мировые форматы. Даже нам сложно их удивить. Но это не невозможно – Но новые идеи по-прежнему нужны.
Придумал же Володя Москалец формат «Свадьбы вслепую» – вот, на Плюсах идет уже третий сезон, а Володю Плюсы забрали к себе. Так что все возможно. Дерзайте!
Я не то, что надеюсь, что все вышеизложенное было для вас полезно - ни секунды в этом не сомневаюсь. Теперь главное - претворить ценные советы в жизнь. Надеюсь, сразу по прочтении вы этим и займетесь. Приду - проверю!
Фото Кирилла Авраменко