Магия, мистика, экшен и любовь. Что студия FILM.UA показала на Kyiv Comic Con
У жителей Киева уже пятый год кряду есть примета: если в центре города, метро или другом общественном транспорте встретилась толпа странно одетых (и, возможно, вооруженных чем-то бутафорским) людей, значит, в столице снова проходит фестиваль популярной культуры Kyiv Comic Con.
Нынешний год исключением не стал: несколько недель назад действо снова охватило все залы и коридоры Украинского дома, а также прилегающие территории. Я еще непременно покажу вам его лучших посетителей во всей красе, но сегодня нам предстоит не менее захватывающий, но куда более информативный разговор.
По старой доброй традиции на Kyiv Comic Con были не только секции косплея, комиксов и видеоигр, но и огромная часть, посвященная украинскому кино. Одними из ее участников были представители студии FILM.UA, которые в этом году показали и рассказали посетителям фестиваля о своих грядущих проектах. Таких презентаций в программе было аж три, а картин в центре внимания - пять. Поэтому я решила собрать всю информацию в одном месте, чтобы вы всегда знали, где ее можно найти. Что ж, хватит вводных: беседа предстоит долгой, так что устраивайтесь поудобнее и готовьтесь удивляться. Поехали!
Тем более, что символическая дверь для символического начала у нас есть
Когда люди составляют программы мероприятий, они наверняка знают, что и почему делают. Я, разумеется, не смею им перечить, а потому начну рассказ с проекта, который презентовали первым - фильма «Полина и тайна киностудии», созданного компанией Kinorob и снятого французскими режиссером Олиасом Барко и оператором Тьерри Арбогастом.
Первому презентовать картину выпало его сценаристу Ярославу Войцешеку
- Главная героиня нашего фильма - маленькая девочка, с которой юным зрителям будет достаточно просто себя соотносить. У нее неожиданно открывается дар - попадать по ту сторону киноэкрана, в мир, где живет кино. Мы разработали фантастическую теорию о том, что кино не заканчивается на титрах, а его герои продолжают жить своей жизнью после них. Этот мир может быть испорчен, иногда ему требуется помощь. В картине она и придет в лице девочки по имени Полина.
После короткого, но вполне исчерпывающего описания сюжета грядущей ленты собравшимся показали ее трейлер. Вы его уже видели, так что сегодня ограничимся лишь кадрами
После ролика слово взяла Полина Толмачева, которая напомнила, что в фильме снялось очень много известных актеров, включая любимого миллионами француза Жана Рено
К сожалению, его на фестиваль привезти не смогли, зато на нем смогла поприсутствовать другая звезда картины - Василий Вирастюк, сыгравший викинга Голиафа. Его персонаж вместе с Полиной попадает в мир кино, и благодаря этому они с девочкой становятся друзьями. Правда, если вы рассчитывали на задушевные беседы героев, то спешу вас разочаровать: Голиаф Вирастюка в фильме будет немым.
- Мне даже пришлось брать уроки языка жестов. Не знаю, как будет смонтирован итоговый вариант картины, но надеюсь, что вы сможете увидеть мое общение в действии.
А вот теперь наступил момент, когда те, кто не приехал на Kyiv Comic Con, могут начинать кусать локти: присутствующим впервые показали целых два фрагмента фильма
Впрочем, если вы как раз из таких, предлагаю не сильно расстраиваться, ведь лента выйдет на экраны уже 22 августа. На этом с «Полиной и тайной киностудии» пока закончим и перейдем к следующей части программы - блоку презентаций линейки продуктов компании Animagrad, который состоял из проектов «Зілля», «Мавка. Лесная песня» и «Роксолана».
Призрак «Украденной принцессы» тоже здесь. Сами видите, почему
О картине «Зілля» я вам уже немного рассказывала - это этно-триллер, о создании которого Ирина Костюк и Анна Елисеева думают не первый год. Ну, а раз основные вводные о картине вы знаете, расскажу, откуда растут ее ноги.
Все хорошее, как правило, начинается с любви, и с идеей фильма «Зілля» вышло именно так: по словам Ирины, еще в школе в курсе украинской литературы у нее было два любимых произведения - «Лісова пісня» Леси Украинки и «У неділю рано зілля копала» Ольги Кобылянской. О существовании «Мавки» в линейке FILM.UA мы с вами знаем давно, а теперь в ней есть еще и «Зілля».
Следом за таким каминг-аутом последовал очень красивый и атмосферный муд-тизер будущего проекта. К сожалению, описать его красоту я не смогу, так что придется вам поверить мне на слово: украинская аутентика может быть одновременно прекрасной и пугающей, и «Зілля» вам точно это докажет
Но одним роликом сыт, конечно, не будешь. Продемонстрировав его собравшимся, Ирина передала слово Анне Елисеевой, заданием которой было рассказать присутствующим об этно-триллерах в целом, окунуть их в атмосферу будущего фильма, подробно описав его героев, а также объяснить, почему на FILM.UA дали проекту зеленый свет.
Собравшиеся в предвкушении новой и интересной информации
- Когда Ирина поделилась идеей снять «Зілля», мы стали думать, как сделать, чтобы этот старинный сюжет был интересен вам, современным зрителям. Получилось так, что и с продюсерской, и с авторской точек зрения нужно обращаться к этнике и фольклору. С одной стороны, это сейчас в тренде (и не только в кино, но и в других сферах искусства), а с другой - этника и аутентика любому проекту добавляют индивидуальности.
На этом фоне вполне логичным выглядит и выбор триллера в качестве способа пересказать давно знакомый сюжет. Во-первых, этот жанр сегодня переживает ренессанс зрительской любви, а во-вторых, Елисеева справедливо отметила, что неразделенная любовь, которая является движущей силой как повести Кобылянской, так и будущей экранизации, сама по себе является триллером. Сложно не согласиться
В общем, если коротко, то продюсеры обещают нам с вами целый спектр эмоций: напряжение, нереализованную сексуальную энергию, желание привлечь к себе внимание, совершить что-то неожиданное, безответную любовь, безумные поступки и убийства. За мистическую составляющую, которой в ленте будет с лихвой, отвечают цыгане, их магия, зелья и ведьмы.
- В центре сюжета - холодная, сдержанная, фатальная Татьяна. Волей судьбы она влюбляется в Грыця. Но он уже пообещал жениться на Настке, полной противоположности Татьяны. Она - воплощении спокойствия, стабильности и прагматизма. Другое дело, что роковые и сумасшедшие отношения Татьяны и Грыця затрагивают и других. Кроме того, эта связь открывает двери для призраков прошлого: мистические тайны, убийства, отравления, в которых были завязаны еще мать Татьяны и настоящая мать Григория - цыганка Мавра. Каждый зритель до самого финала будет в напряжении гадать, кто из героев выживет, а кто отправится в потусторонний мир.
В общем, накал страстей будет что надо, а обеспечат его автор сценарий Наталья Ворожбит и режиссер Влад Климчук. Последний, кстати, тоже приехал на презентацию, чтобы рассказать о визуальном стиле будущей картины.
- Поскольку «Зілля» - это в первую очередь триллер, мы решили использовать неон. Да, зрители уже привыкли видеть неоновый свет на экране, но что если добавить его туда, где его по факту не может быть? Речь об украинских Карпатах: просто представьте у себя в голове лес, горы, какая-нибудь пещера, и все это залито неоновым светом. В жизни такого быть не может, и таким образом создается впечатление мистики, магии, чего-то потустороннего.
Кроме того, по словам Климчука, у некоторых персонажей, например, цыганки Мавры, будут собственные особенности в виде татуировок и других характеристик, которые также будут решаться цветом. Что до использования этнических мотивов, то здесь режиссер проводит параллели с «Черной пантерой» - вспомните, как круто там использовались африканские народные элементы в современной интерпретации. Еще один комикс-референс - блокбастер «Аквамен», где нордические татуировки были неотъемлемой частью главного героя.
Словом, за визуальную составляющую будущего фильма можно не переживать: создатели обещают, что она будет на максимально высоком уровне
Ну а теперь мы подбираемся к самому интересному в ленте с продюсерской точки зрения - процессу производства. По словам Ирины Костюк, съемки проекта начнутся в следующем году, а сейчас фильм находится на стадии девелопмента.
- Сейчас у нас уже есть сценарий, и исполнительный продюсер посчитал предварительный бюджет. Получается очень дорого (смеется). Мы подали этот проект на конкурс Госкино, будем искать спонсоров. Также финансированием займется наша студия FILM.UA.
К слову, продюсеры рассматривали вариант поступить с «Зіллям» так же, как с «Захаром Беркутом» - собрать международный каст, чтобы выпустить картину на английском языке. Однако итоговым решением было все же снимать на украинском, что, впрочем, не закрыло возможностей для международной копродукции.
- Наши карпатские села находятся на западной границе Украины, и к проекту могли бы присоединиться партнеры из ближайших стран-соседей - Польши, Словении, Венгрии. Кроме того, в сценарии есть очень красивая сцена в Венеции, и сейчас мы думаем, искать ли партнеров для съемок в Италии, или же строить Венецию на Троещине (смеется).
Несмотря на то, что главным номером в программе дня было, безусловно, «Зілля», также в ней нашлось место для разговоров о еще двух грядущих проектах - хорошо знакомой вам «Мавке» и чуть менее знакомой «Роксолане».
Что касается первой, то Анна объяснила, что движение картины к зрителям происходит так неторопливо исключительно по причине огромной любви создателей как к персонажу, так и к проекту (читай желания все сделать максимально качественно). Но дело не стоит на месте: на сегодняшний день мультфильм уже продан на огромное количество территорий, готово много минут контента, а Вселенная «Мавки» расширяется с такой скоростью, что позавидовали бы и гонщики «Формулы 1».
В доказательство этому Елисеева показала новый ролик с 3D-персонажами мультфильма, но я вам его продемонстрировать не могу - тайны производства, сами понимаете
Зато могу показать кусочки отчета Ирины Костюк о том, как Мавка покоряет мир.
Это и проект «Дом для Рыси», который авторы картины запустили вместе со Всемирным фондом природы WWF,
и коллаборация «Мавкин Оберег»,
и брендирование крупнейшего в Украине супермаркета «Сильпо» в стиле «Мавки»,
и даже временные татуировки с использованием дополненной реальности
В общем, пока анимационная картина медленно, но уверенно прокладывает путь к широкому экрану, ее создатели не теряют времени даром и вовсю работают над укреплением бренда.
А еще есть хорошие новости для поклонников Катерины Кухар: именно она будет видеореференсом для Мавки. То есть все движения героини мультфильма, точнее, ее 3D-модели, будут анимироваться с помощью движений танцовщицы, и это должно быть невероятно красиво.
Ну и, наконец, третьим проектом этой презентации был грядущий мультфильм «Роксолана». Я вам о нем неоднократно рассказывала, а авторы даже объявляли конкурс среди зрителей на создание лучшего образа его главной героини. Сейчас лента находится на этапе девелопмента, и у продюсеров имеются концепт-арты персонажей.
Так, к примеру, выглядят концепты Роксоланы и Султана крупным планом,
а так - в полный рост и в разных одежках
А это - итоговый вариант главной героини, который вы увидите в кино
Подробностей сюжета я вам, конечно, не расскажу, чтобы не разболтать лишнего, однако продюсеры говорят, что история будет легкой и веселой, в ней будет полно юмора, экшена и, конечно, магии.
А еще мультфильм будет содержать множество актуальных месседжей, в том числе феминистических. Любители актуальной повестки точно останутся довольны
На этом магическая, чего греха таить, женская часть презентации закончилась, и Полина Толмачева передала слово Егору Олесову - чтобы тот подробно рассказал собравшимся о, наверное, самом ожидаемом украинском проекте года, фильме «Захар Беркут»
Тот принял эстафету с радостью, и тут же с легкостью завладел вниманием аудитории, показав ей новый тизер картины
Ну а потом на сцену по очереди стали выходить причастные к ее созданию люди - чтобы рассказать о своих впечатлениях о работе
Первым этой чести удостоился украинский режиссер проекта Ахтем Сеитаблаев, который поделился с присутствующими собственным пониманием как романа Ивана Франко, так и главными месседжами его экранизации.
- Наверное, прав был Уильям Сароян, когда говорил, что если мы не знаем своей истории, то обречены на ее повторение в будущем. «Захар Беркут» Ивана Франко - как раз одна из таких историй, и она будет актуальна всегда. Главным образом потому, что темы, которые в ней поднимаются, фундаментальны для каждого человека: свобода, достоинство, отстаивание собственного способа жизни, защита своего дома и тех, кто тебе дорог. Собственно, для меня это и стало одной из основных причин, по которой я присоединился к проекту - продемонстрировать современному зрителю, что эти ценности, описанные много лет назад, и сегодня не утратили актуальности.
Кроме того, по словам Ахтема, и в романе, и в фильме огромную роль играет центральный конфликт между героями - самим Захаром Беркутом и его антагонистом Тугар-Вовком.
- Конфликт заключается в том, что два человека, которые родились на одной земле и приняли каждый свою правду, из-за борьбы за эту правду едва все не разрушили. Беркут для меня - почти авраамическая личность, поскольку ради спасения тех, кто нуждается в его защите, он готов пожертвовать самым дорогим для себя - сыновьями и семьей. Тугар-Вовк по статусу тоже должен был заботиться об этих людях. Однако, вернувшись из монгольского плена, он захотел построить на своей земле такую же систему взаимоотношений между правителем и подчиненными, какую увидел у монголов. А увидел он, ни много ни мало, беспрекословное подчинение начальнику. По его представлению, только такая авторитарная система имеет право на жизнь во время войны. Грубо говоря, он захотел принести чужой устав в свой монастырь. Впрочем, главного Тураг-Вовк так и не понял: у монголов во времена Чингисхана существовала меритократия, и любой человек мог подняться по социальной лестнице благодаря своим способностям.
Отсюда, согласно Сеитаблаеву, и вытекают основные месседжи фильма: чем ты готов пожертвовать, за что готов умереть, на что готов пойти ради тех, за кого несешь ответственность? Протагонист и антагонист картины в ответах на эти вопросы разошлись, и режиссер усматривает в этом явные параллели с сегодняшним, а то и с завтрашним днем.
Следующим спикером предстояло стать одному из продюсеров ленты Юрию Карновскому. Он решил увести разговор от философии в более практичное русло и рассказал, почему было важно привлечь в проект известных голливудских актеров вроде Роберта Патрика.
- Начиная работать над проектом, мы решили, что в нем должны участвовать актеры, которых будут узнавать не только в Украине, но и в мире. Почему? Мы же хотим рассказать миру историю, о которой он пока ничего не знает, и делать это нужно на правильном языке. Для этого, в том числе и в Голливуде, существуют определенные правила. Должен быть узнаваемый протагонист, и у нас он есть. Должен быть узнаваемый антагонист, и он у нас есть. Должны быть молодые, но подающие надежды голливудские актеры, и они у нас тоже есть. Это правила исторического экшена, так что было важно их соблюсти, чтобы донести свою историю до как можно большего числа зрителей по всему миру.
А вот оператор картины Юрий Король, будучи, как метко выразился Олесов, правой рукой режиссера, рассказал, что одной из специфик съемок «Захара Беркута» стало использование коптера, благодаря чему в фильме будет множество кадров Карпат потрясающей красоты
Но легко это не далось: «Иногда нам приходилось добираться до нужной локации по 3-4 часа только ради того, чтобы снять рассвет», - поделился Юрий нюансами своей работы.
Интересную информацию озвучила и художник по костюмам фильма Тоня Белинская. Ее команде, чтоб вы знали, пришлось создать более 600 оригинальных костюмов, а также неисчислимое количество головных уборов, амулетов и прочих аксессуаров.
- Мы начали с того, что привлекли к работе историков и реконструкторов. Собрали почти весь известный материал о том, как выглядели люди на наших территориях в XIII веке. Конечно, было сложно понять, как они выглядели именно в Карпатах, ведь этой информации не было нигде. Все, что мы могли сделать - это проследить традиции в одежде, и таким образом создавать наши костюмы. Это, конечно, не реконструкция, а художественные образы, но я надеюсь, что на экране они будут выглядеть максимально правдоподобно. Мы использовали очень много ручного труда - вся одежда сшита вручную, ручными стежками, потому что иначе она бы выглядела фейковой. Также в картине очень много аксессуаров, и их нам тоже приходилось создавать, что называется, по мотивам. Их тоже делали ручками - это либо литье, либо раскаленная проволока, которую мы скручивали нужным нам образом.
И пусть на слова Тони особое внимание обратят критики, которые уже ищут в ленте исторические несоответствия: они действительно есть, этого никто не скрывает, поскольку и фильм, и его литературный первоисточник - художественный вымысел, имеющий на это право. Так-то
Несколько слов о работе сказал и главный каскадер «Захара Беркута» Павел Авилов.
- Мы столкнулись с огромным объемом исторического фехтования, экшена. В своей работе мы стремились к максимальному реализму и хорошей драматургии боев. Основной акцент в подготовке мы делали на безопасности. Если говорить об украинском касте, то много сцен разрабатывали с Олегом Волощенко - мы с ним работали и на других проектах, поэтому знали, на что он способен.
Пошутив, что именно у персонажа Олега в фильме было «самое длинное и большое оружие», Павел отметил, что американская часть каста не оставила его равнодушным.
- Они превзошли наши самые смелые ожидания. В персональных и массовых боях мы сделали несколько шагов вперед. Актеры были настолько мотивированы своими персонажами, что нам не приходилось ни разу заставлять их что-то делать, и даже наоборот - ко мне постоянно подходили каскадеры, работающие с ними в паре, и просили заменить себя кем-то из-за усталости. В целом, это было очень увлекательное приключение, которое каждый из нас запомнит навсегда.
А обладатель «длинного и большого оружия» Олег Волощенко вышел к микрофону, чтобы поделиться главным впечатлением от работы:
- Все мы родом из детства, и еще во времена видеосалонов я смотрел «Терминатор 2». Если бы мне тогда сказали, что я буду стоять в одном кадре с Т1000, то даже не знаю, как бы я отреагировал.
Согласна с Олегом: для меня это тоже был бы шок, от которого я бы отходила долго. В любом случае, времени для этого у меня и у всех собравшихся будет достаточно - как минимум, до 10 октября, когда «Захар Беркут» наконец ворвется в кинотеатры. Тогда-то и посмотрим, как легендарный Т1000 перевоплотился в жителя украинских Карпат.
Ну а пока - общее фото его команды на фоне правильного баннера
Также гости Kyiv Comic Con могли посетить фирменный магазин FILM.UA. Похоже, студия делает все возможное, чтобы в следующем году на фестивале было как можно больше косплееров по созданным ею образам. Ну а что, украинские герои даже Капитана Америку смогли бы уложить на лопатки!
На этом мой сегодняшний рассказ окончен, а вам установка на следующий год: изучайте отечественных героев и в следующий раз одевайтесь в их стиле. Где брать вдохновение - вы знаете.
Фото - Павел Шевчук