У нас назревает своя «Матильда»
Карма наша: ведя войну с Россией на всех фронтах, постоянно карикатурно ей уподобляться в разных проявлениях. Наводя на грустную мысль, что таки да – местами действительно «одиннарот».
Я сейчас о волне возмущения, которая начала вздыматься над кинофильмом «Шляхетні волоцюги». Этот проект в марте с.г. стал одним из победителей конкурсного отбора Госкино и получил поддержку от государства (50% бюджета, 18,5 млн. грн.). Съемки картины – комедии о львовских батярах, ремейка польского мюзикла 1939 г. «Włóczęgі» – стартовали во Львове 16 августа и сразу же вызвали скандал и протест представителей львовской интеллигенции.
Протест оформился в виде письма режиссера и актрисы Мирославы Сидор на имя народного депутат Оксаны Билозир с требованием вмешаться в процесс работы над фильмом. Ее гневное обращение к экс-министру культуры подписал ряд лучших людей города. Письмо изобилует обвинениями в адрес авторов картины, основанным на анонсах, интервью и фотографиях первых съемочных дней. Среди обвинений: авторы порочат историю и культуру Львова; они искажают субкультуру львовских батяров и представляют их правонарушителями; авторы неправильно подают львовскую «гвару» (диалект) и пишут с ошибками польские вывески 30-х годов; в сцене вертепа фигурируют персонажи в гитлеровской форме и русском кокошнике; режиссер фильма раньше снимал сериалы для России и т.п.
Не знаю. Может быть, автор и подписанты обращения правы в отношении матчасти. Но когда речь идет о художественном произведении, а не научно-документальном проекте, подобное возмущение и апелляция к властям выглядят не самым приглядным образом. Фильма еще и близко нет, а люди уже возмущены и осуждают.
Кстати, президентская кума Оксана Билозир оперативно откликнулась на крик души земляков:
«Як можна розцінювати такі проекти, як не продовження гібридної інформаційної війни всередині українського суспільства. У всій повноті свого прояву! Адже через такі візуальні образи, через кінематограф, формуються фальшиві уявлення про українську культуру, субкультуру, менталітет.
На прохання громадськості скерувала депутатські звернення до Прем’єр-міністра Володимира Гройсмана, Міністра культури України Євгена Нищука, Голови Держагентства з питань кіно Пилипа Іллєнка щодо приведення проекту художнього фільму «Шляхетні волоцюги» у відповідність історичній правдивості та культурній достовірності».
Вам это ничего не напоминает? Мы сами постоянно смеемся над тем, как в соседней стране истерят по поводу фильма «Матильда» о любовнице царя Николая II балерине Кшесинской. Мы издеваемся над идиоткой Натальей Поклонской, которую оскорбляет актер-немец в роли святого великомученика, ранее якобы снимавшийся в порнофильмах. Мы потешаемся над молитвенным стоянием в знак протеста против съемок «Матильды» и разными акциями типа сбора подписей.
И в то же время мы, в лице представителей львовской интеллигенции, испуганных видом кокошника, требуем от начальства вмешаться в творческий процесс, называя при этом авторов фильма «людьми с травмированной СССР психикой». Такое определение (его автор – советник главы Львовской ОГА Роман Матыс) в данном контексте выглядит абсолютно зеркальным. Да и вообще налицо параллельные процессы. И свои актеры в ролях Поклонской и прочих.
Хочу подчеркнуть особо. Мне нет дела до фильма «Шляхетні волоцюги». Я не собираюсь его смотреть и не сомневаюсь, что он будет таким же убогим, как и большинство картин, которые снимают последние десятилетия. Но когда на артефакт наезжают до его создания с политическими предъявами и апелляцией к городовому – такое игнорировать нельзя.
Фото - zik.ua