Чей Крым? В Херсонской области появятся новые частные радиостанции
Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания подвел итоги объявленного в мае конкурса на получение вещательной лицензии с использованием свободных радиочастот в пограничных с аннексированным Крымом районах Херсонской области. Всего на конкурс было выставлено 5 частот: 103,5 МГц и 100,9 МГц в селе Васильевка и Каховке, 90,8 МГц и 103,6МГц в Геническе и 102,8МГц в пгт Новотроицком. Победителями оказались частные радиостанции: «Херсон ФМ» получил две частоты, новосозданное «Радио «Хайят», реанимированное «Радио Мейдан» и государственно-общественное «Украинское радио» - по одной.
Особым условием конкурса стало наличие местных новостей - жанр радиостанций Нацсовет не интересовал, поскольку мощность конкурсных частот небольшая и позволяет покрыть только указанные населенные пункты. При этом регулятор напомнил радиостанциям о новом законе о квотировании украиноязычных песен и ведении программ на украинском языке, что для Крыма, подозреваю, особенно значимо.
Государственно-общественное «Украинское радио» подавалось только на частоту 102,8 ФМ в Новотроицком, которую выиграло автоматически, поскольку других претендентов не было. Глава НРКУ (филиал НТКУ) Анатолий Табаченко объяснил, что частота в Новотроицком очень нужна для развития ФМ-сети вещателя, и сообщил, что в ближайшее время НТКУ откажется от частот «Украинского радио» в УКВ-диапазоне. С мая радиостанция уже вещает в Геническе, Новотроицком и Васильевке на частоте 101,4 ФМ. В ответ член Нацсовета Сергей Костинский удивился, что «Украинское радио» заинтересовалось только одной частотой: по его словам, частные радиостанции хитрят и выбрали для подачи заявлений более коммерчески привлекательные частоты. Почему НТКУ не претендовала на коммерческие частоты, а также в чем собственно заключается хитрость – неизвестно.
Частота 103,5 ФМ в Васильевке досталась киевской компании «Агентство «Крымские новости»», владелицей которой числится Гаяна Юксель - она собирается запустить «Радио «Хайят». У компании также не было конкурентов на эту частоту. Юксель – крымская татарка, значится в Меджлисе членом президиума и руководителем по развитию крымскотатарских СМИ, а также гендиректором информационного агентства QHA (АКН – «Агентство «Крымские новости»). Впрочем, членов Нацсовета почему-то не интересовало, что будет транслировать радиостанция и источники ее финансирования: они лишь поинтересовались, что значит название «Хайят» (для справки - «жизнь» на крымскотатарском, а вовсе не сеть отелей). Также радиостанция претендовала на три другие частоты, но поскольку не оплатила лицензионный сбор, ее заявление было снято с конкурса.
На частоту 100,9 ФМ в Васильевке подавались уже три компании - «Радио Мейдан» Ленура Ислямова (холдинг ATR); «Громадське радіо» (через ГО «Громадське Радіо» «ТРК «Громадське Радіо»); а также радиостанция «Херсон ФМ» (ЧП «Телерадіоорганізація «Софія»), владельцами которой указаны селяне Александр Мироненко (село Степановка) и Евгений Сидоренко (село Комышаны). Победила радиостанция «Херсон ФМ», за которую агитировал глава регулятора Юрий Артеменко. Ее представлял Мироненко, который не смог ответить на вопрос о финансировании, но заверил, что будет вещать как местный телеканал. Мироненко настаивал, что среди шести частных региональных радиостанций осталось только две (одна из которых «Херсон ФМ») – остальные продались киевским радиостанциям. Также радиостанции досталась частота 103,6МГц в Геническе (в конкурсе на эту частоту селяне обошли «Громадське радіо» и «Радио СЕС»). Представитель «Громадського радио» рассказал о о наполеоновских планах радиостанции - в будущем стать четвертым каналом Общественного радио (после УР, «Проминь» и «Культура»). Члены регулятора отметили, что такое невозможно по закону об Общественном вещании. Да и зачем стране еще одна государственная радиостанция? Найти бы деньги на три остальные.
На частоту 90,8 ФМ в Геническе претендовали две компании - «Радио Мейдан» и «Радио СЕС» (ТОВ «Радіо Юкрейн») Богдана Болховецкого, директора «Радио ЕС», но победила первая. Представительница «Радио Мейдан» уверяла, что радиостанцию поддерживает Меджлис, Ленур Ислямов и некие донорские организации, а также давила на жалось, рассказывая, что после аннексии Крыма радиостанция потеряла свои частоты и перестала вещать. Рассказывать, что на первых этапах оккупации Крыма Ислямов работал в российском правительстве, не стала. За радиостанцию ратовал Сергей Костинский, но глава регулятора вспомнил случаи пиратства на канале ATR – Нацсовет получил новые жалобы от вещателей. Также Артеменко удивило, почему две радиостанции, поддерживаемые Меджлисом, не объединяют свои усилия, а участвуют в конкурсе по отдельности. Тем не мене, лицензию «Мейдан» выдали единогласно.
Хотя новосозданный вещатель «Радио СЕС» ничего не получил на конкурсе, обсуждение его презентации заслуживает внимания. Его представил генпродюсер «Радио ЕС» Роман Давыдов, который рассказал о ноу-хау радиостанции в мобильном вещании. Источник финансирования – тот же, что и у «Радио ЕС» - наследник династии Габсбургов. Название сменились, поскольку планировали создавать локальный контент, а слово «сес» на крымскотатарском значит «голос». Впрочем, членам Нацсовета эта презентация не показалась интересной: «за» голосовала только замглавы Ульяна Фещук - и то из жалости, потому что очень давно знает Давыдова. По сведениям главы регулятора, сеть радиостанций «Радио ЕС» выставлена на продажу. Давыдов заверил, что это не так, и компания активно работает над перезапуском в осеннем сезоне.
Напомню, конкурс на пять частот – результат работы созданной осенью 2015-го группы по развитию украинского вещания в южных районах Херсонской области и на территории оккупированного Крыма. Эксперты не раз указывали Нацсовету на то, что до южной части области не доходит сигнал украинских радиостанций и телеканалов, а в Геническе и Новотроицком ловят только российские телерадиовещатели из Крыма.
Надеюсь, регулятор вместе с Мининформполитики и Концерном РРТ займутся и вопросом телевещания в регионе - я так люблю эти конкурсы красоты от Нацсовета!
Фото - 20khvylyn.com