164 фильма, которые хотят от Госкино денег: кто, сколько и на что именно просит
Время - деньги. Но сколько именно стоит каждая экранная минута, вы знаете?
Выяснять этот со всех сторон важный вопрос будет Госкино - главнейший для нас распорядитель бюджетных средств, один из крупнейших в медийной сфере (после Госкомтелерадио и НОТУ). В 2017 году общий бюджет Госкино впервые за современную историю составил более 500 млн грн. И большая часть его идет на создание украинского кино.
Но достаточно ли этого? (СПОЙЛЕР - нет)
Всего во втором туре, который и называется питчинг, 10-го конкурса Государственного агентства по вопросам кинематографа посоревнуются 164 фильма. Все вместе они заявляют бюджет в 3 млрд 487 млн 443 тыс. грн, из которых просят у государства - 1 млрд 467 млн 115 тыс. грн. Соответственно, еще 2 млрд 021 млн грн на руках у продюсеров уже есть, либо студии уверены в том, что их получат (СПОЙЛЕР - нет).
Для сравнения: в 9-м питчинге (втором туре девятого конкурса) участвовали 88 картин, а поддержку получили 48. В 8-м питчинге - и того меньше: конкурс прошло 35 проектов из 75-ти.
Почему фильмы на 3,5 млрд грн - это много? В украинском кинопрокате за 2016 год было продано билетов общей стоимостью около 1 млрд 700 млн грн, и это был рекордный показатель. Большую часть этой суммы собрали, естественно, не украинские, а голливудские фильмы. О том, что из бокс-офиса студия-производитель получает в лучшем случае 30%, напоминать вам, надеюсь, не надо. Как и то, что из этих 1 млрд 700 млн едва ли 100 млн грн принесли в общую копилку украинские фильмы.
Но мы не об этом, а о том, что день грядущий нам готовит. Из 164 фильмов на конкурс были поданы:
- 14 игровых полнометражных национальных фильмов (широкая зрительская аудитория). На восьмом питчинге таких проектов было 4, на девятом - 9.
- 10 игровых полнометражных копродукционных фильмов (широкая зрительская аудитория). Соответственно - 3 и 10.
- 6 игровых полнометражных национальных фильмов (авторское кино). Соответственно - 3 и 4.
- 11 игровых полнометражных копродукционных фильмов (авторское кино). Соответственно - 5 и 7.
- 8 игровых детских фильмов. Соответственно - 4 и 2.
- 42 неигровых фильма. Соответственно - 12 и 13.
- 12 неигровых копродукционных фильма. Соответственно - 4 и 3.
- 27 дебютных игровых фильмов. Соответственно - 9 и 14.
- 12 анимационных короткометражных фильмов. Соответственно - 13 и 9.
- 3 анимационных полнометражных фильма. Соответственно - 6 и 3.
- 8 игровых тематических фильмов (о героизме воинов, защищающих Украину). Соответственно - 6 и 6.
- 7 неигровых тематических фильмов (о героизме воинов, защищающих Украину). Соответственно - 2 и 5.
- 2 игровых тематических фильма (к 85 годовщине Голодомора 1932-1933 годов в Украине);
- 1 неигровой тематический фильм (к 85 годовщине Голодомора 1932-1933 годов в Украине);
- 1 игровой тематический фильм (величие украинского духа на примерах легендарных героев народного фольклора).
В денежном эквиваленте каждая категория «весит» столько:
А если визуализировать, то столько:
Что надо понимать в этом перечне: не все фильмы и не все категории конкурса одинаково равны.
В то время, как в обычных условиях фильмы могут претендовать на финансовую поддержку государства в виде суммы, не превышающей 50% от заявленного производственного бюджета, некоторые категории - как детское, анимационное, дебютное и тематическое кино - могут рассчитывать на 100% госфинансирования. И многие только на это и рассчитывают. Если присмотреться, то некоторые продакшены вовсю такими особенностями условий конкурса пользуются, а некоторые категории - превращаются в битву титанов (но об этом чуть позже).
При этом разделение на фильмы для «широкой зрительской аудитории» и «авторское кино» - условны. Это придумало Госкино на позапрошлом, 8-м конкурсе проектов, но финансовой разницы между ними нет - и те, и другие могут претендовать не более чем на 50% государственной поддержки. Впрочем, разделение на копродукционные и национальные проекты тоже достаточно условное - требования по документации и в итоге максимальные объемы финансирования проектов будут одни и те же.
Большое количество категорий создает иллюзию, что у фильма не так много конкурентов. Например, в одной секции выбирают только из 8 проектов, а в другой - из 11: много, но не катастрофа. В реальном мире во время выхода в прокат все эти «различия» оказываются совершенно неважными для зрителя. Потому я, как зритель (играющий за команду зрителя), предлагаю рассмотреть фильмы не по предложенным Госкино критериям, а по немного упрощенным - игровые фильмы, неигровые фильмы, дебюты и анимация+детские фильмы. Чем эти четыре категории отличаются друг от друга, понимает любой зритель, более того, у каждой из этих групп есть осязаемая целевая аудитория.
Прежде чем вы с головой нырнете в смакование бюджетов - несколько бенчмарков. Привожу свежие, чтобы меня потом в махинациях с валютными курсами не обвинили: бюджет фильма «Чужа молитва» - 31 млн грн. По словам Ахтема Сеитаблаева, существенная его часть - вынужденные съемки за границей в Грузии. Бюджет же комедии «Инфоголик», которая не историческая и без костюмов (зато с небольшими, но спецэффектами) - всего 4 млн грн. Это я к тому, что если заявленый на конкурсе Госкино проект требует существенно больше, всегда резонно спросить, на что.
Топ-10 проектов, которые просят больше всего денег украинского налогоплательщика:
И мне, признаться, только в половине случаев понятно, откуда такие запросы. Во второй половине - надеюсь, питчинг покажет.
Итак, начнем с категорий попроще. Например, дебютантов.
Дебютантов у нас 27. Из них 19 - короткометражки, а 8 - полный метр. Всего они хотят государственной поддержки на 104 млн 815 тыс. грн при общей сумме бюджетов 106 млн 580 тыс. грн. Дебютанты с короткометражками просят из этой суммы от государства 20 млн 557 тыс. на свои 19 фильмов.
Дебютанты же с полным метром вообще не стесняются - просят от 5 млн 478 тыс. грн до 14 млн 822 тыс. грн. А именно:
Обратите внимание на то, сколько проектов в категории у моего любимого «мейджора». Напомню, студии «Инсайтмедиа», «Инсайтмедиа» Продюссерский центр» и «Директория кино» входят в условный холдинг - все они принадлежат в приблизительно равных долях Владимиру Филиппову, Андрею Суярко и Алле Овсянниковой (и только в «Директории кино» фигурирует также Игорь Савиченко). Обратите внимание, что все проекты, на которые обратил свое внимание этот производственный центр накануне десятого конкурса Госкино, претендуют на 100% государственное финансирование. Но об этом и других «мейджорах» 10 питчинга - чуть позже.
Документальные фильмы
Сюда я включила все без исключения проекты: национальные, копродукционные и тематические. Документальное кино - оно и в Африке, как вы понимаете, неигровое. Так путем нехитрых арифметических подсчетов стало понятно, что документальных фильмов на конкурсе - 62, из которых только 3 - короткий метр, а остальные 59 - условный полный метр.
Всего эти 62 документальных проекта просят у Госкино 134 млн 728 тыс. грн финансовой поддержки. Топ-15 дорогих проектов выглядит следующим образом:
Напомню, за прошлые два питчинга один продюсерский центр - компания «ФОР-ПОСТ» - стал таким себе мини-мейджором военной документалистики. Как он себя чувствуют в новом сезоне, обсудим совсем скоро.
Детские и анимационные фильмы
И не надо мне доказывать, что мухи тут попали с котлетами - главная целевая аудитория у этих фильмов одна и та же. Если объединить все детские и анимационные фильмы, сразу становится неважно, например, что фильм «Котигорошко» студии «Укранімафільм» Эдуард Ахрамович зачем-то позиционирует как короткометражный, хотя он длится 117 минут. Да и прочие WTF сами собою отпадают, если вспомнить, что продюсер, снимая детские фильмы, может рисковать только бюджетом из чужого (то есть нашего с вами) кармана.
Категория, в которой можно просить у государства 100% финансирования, оказалась сильно переполнена в этом году - в нее подались абсолютно все. Хотя в ней представлено всего 23 проекта, у 13-ти из них - бюджет выше 10 млн грн, а всего они просят с Госкино 419 млн 545 тыс. грн.
Игровые фильмы
В этой категории - 52 проекта. Общее количество денег, которые им нужны от Госкино - 807 млн 125 тысяч грн. 34 фильма просят поддержки на сумму более 10 млн грн, 12 - на сумму более 20 млн грн. Их и рассмотрим:
Среди предложеных на суд экспертного жюри, обратите внимание - и сиквел фильма «Червоний», который должен выйти на экраны только в августе, но который комиссия приняла (а значит, посмотрела финальную версию монтажа) еще в начале весны. Есть здесь и повторно подающиеся на конкурс «Анна Киевская» (да-да, сценарий не специально по горячим следам скандала писался, а с прошлого года ждал своего звездного часа), и крупные международные копродукции - тут вы найдете и номинировавшуюся на «Оскар» обладательницу «Золотого глобуса» Агнешку Холланд, и голландца Рольфа де Хира, который пугает синефилов своими документалками о войне, а в Украине известен, преимущественно, как автор «Десяти каноэ».
Мейджоры и новички
Поговорим теперь о главном на конкурсе - кто все эти люди? Почему все те, кто годами зарекался, мол, ни в жизни не пойдет на конкурс Госкино - и вот вам?
Всего в Десятом конкурсе первый тур успешно прошли 78 продакшн-студий. Мне страшно представить себе, сколько их было в первом туре, и да, даже я не всегда знаю, кто эти люди.
Рассмотрим же самые любопытные - и самые заметные - случаи.
Общая сумма, которую хотят от Госкино - 76 млн 116 тыс. грн, а всего презентуют вниманию агентства 8 кинопроектов. Юрий Щербина и Юлия Чернявская только-только сдают на этой неделе Экспертной комиссии свой предыдущий крупный проект «Изи», но, возможно, фильм настолько хорош, что комиссия теперь будет к ним благосклонна?
Как обещала, недавний мейджор «ФОР-ПОСТ» представляет всего два проекта:
Но какие! ДляБюджеты фильмов продакшена, который преимущественно перемонтирует материалы Минобороны, просто потрясают воображение. Впрочем, судить рано - посмотрим, что они представят на питчинге.
Относительные новички, но далеко не промах «Ум-груп», просят у Госкино сразу 50 млн грн:
А Эдуард Ахрамович - 37 млн 220 тыс:
Совсем не дура губа у продюсеров Аллы Белой и Дмитрия Суханова из «Той Синема» - им от Госкино нужны почти 42 млн грн. Надеюсь только, что заявленный ими режиссер Эд Бол - это не родственник Уве Бола.
Несколько удивительных камбэков: грозившиеся, что никогда и ни за что к государству за деньгами не пойдут, Александр Ткаченко и прочие «Плюсы» передумали - и под лозунгом «Сокровищ нации» просят у Госкино финансирования. Правда, совсем скромно - менее двух миллионов. А вот разнервничавшийся в прошлый раз Владимир Зеленский, который с заявками «Не очень-то и хотелось» ушел делать «Слугу народа-2» самостоятельно (и забрав вместе с ним «Гулливера»), в этом году передумал:
«КиноКварталу» 20 млн поддержки не помешают. Что общего между этими проектами и фильмом Александра Ткаченко, думайте сами.
Компания «Т.Т.М.» просит у Госкино аж 55 млн грн, как будто фильмы «Экс» и ждущая своего звездного часа еще с 5-гопитчинга «Франко-украинская революция» уже готовы и сданы.
Сергею Лавренюку, похоже, попался-таки где-то вирус артхауса - человека, ранее открещивавшийся от всего, кроме зрительского кино, поддержал «Кроткую» Сергея Лозницы, а теперь вот продюсирует еще один фильм с явным замахом на Каннский кинофестиваль:
Так же и Андрей Ермак: видимо, после дебюта «Межи» на Карловарском кинофестивале заразился фестивальной лихорадкой и просит у Госкино 55 млн грн на прекрасное:
А это что за, скажите на милость, новости - совместный продакшен Ирины Костюк, Анны Елисеевой и... Юрия Горбунова?
Или почему Star Media отдельно, а Юрий Минзянов - отдельно? (кстати, сценарий фильма «Секс и ничего личного» Сергей Притула не писал, а адаптировал - это вариация на тему канадского формата. Но те, что читал, говорят, адаптация Сергея лучше оригинала):
Очень скромничает в этот раз Киностудия им. Довженко, хотя вроде бы все задолженности перед Госкино закрыла:
Маленькие, да удаленькие студии «2016» и «МКК Фильм Сервис» предлагают Госкино намного менее скромные проекты:
Серьезен в вопросе питчингования и Владимир Яценко (хотя проект «Ворошиловград» еще далек от сдачи) - на свои проекты просит у Госкино почти 55 млн грн:
48 млн грн нужны для триумфального возвращения и Елене Фетисовой с ее «Интерфильмом»: тут вам и проект старого друга Романа Ширмана, и новый фильм Романа Балаяна, и даже режиссерская работа самой Елены. Все так вкусно, глаза разбегаются:
Почти 68 млн грн просят у ведомства авторы «Незламной» - студия «Кинороб». Из презентуемых проектов, правда, один экспертам уже хорошо знаком - это «Анна Киевская». Другое дело, что в свете последних событий актуальность исторической драмы о бабушке всех европейских монархий и дочери Ярослава Мудрого возросла сразу на несколько порядков.
Один, но какой проект презентует «Казка» - ценой в 47 млн грн.
Олиасу Барко снимать в Украине, похоже, понравилось. Но я бы, конечно, предпочла вначале посмотреть «Полину».
Но это все баловство, скажете вы.
Как там «мейджоры», спросите вы.
Как там «Инсайтмедиа», например. Владимир Филиппов на две компании просит у Госкино 113 млн 871 тыс. грн:
А «Директория кино», с ними связанная - еще 74 млн 562 тыс. грн:
А вот и главный «мейджор» питчинга - «Пронто Фильм» Максима Асадчего. Всего студия хочет от Госкино 221 млн 385 тыс. грн:
Напомню, раньше Максим Асадчий уже утверждал, что у меня с математикой нелады и я все неправильно считаю. Так что не верьте мне на слово - возьмите калькулятор и сложите сами. Или станьте Лобачевским и предложите мне другую область допустимых значений. Я подожду.
А пока вы считаете, сообщу вам, что на съемочной площадке одного из проектов «Пронто Фильм» в качестве продюсера появилась Катерина Копылова - экс-глава Госкино, о деятельности которой в должности главы ведомства ходили такие слухи, что даже президент Украины Петр Порошенко, подписывая Закон о государственной поддержке кинематографа, на них ссылался. А вот ведь.
Напоминаю вам, питчинги стартуют 19 июня в одном из кинозалов кинотеатра «Жовтень». С этой шпаргалкой вы к ним чуть более подготовлены. Но не переживайте - транслировать происходящее из зала я планирую все пять дней конкурса. Там проекты и обсудим.
Фото - wings1295.blogspot.com