FORMAT SHOW 2017: куда движется индустрия форматов и по пути ли ей с Украиной?
У медийщиков из разных стран мира есть старая добрая традиция: каждый год в середине сентября они бросают все дела и отправляются в Киев, чтобы поучаствовать в международном форуме KYIV MEDIA WEEK. И хотя организаторы медианедели слегка подкорректировали традиционное расписание, убрав из него приветственную пресс-конференцию, важных и интересных событий в день открытия было немало. Трудно сказать, какое из них было самым-самым, ведь мудрость на KMW подстерегает буквально за каждым углом, зато я определенно знаю, где можно было увидеть много красивого и свежего - конечно же, на конференции FORMAT SHOW.
Чтобы попасть в правильное место, достаточно идти по указателям
Как только увидите знакомую символику - вы на месте
И сразу же будьте готовы ко встрече со старыми друзьями. Эдом Воллером и его коллегой из C21 Media, например
Хотя, конечно, неплохо бы воспользоваться возможностью и завести пару-тройку новых знакомств
Или побродить по виртуальному миру с помощью очков
А если время позволяет, то и почитать что-нибудь можно, благо на KMW с этим проблем не наблюдается:
хочешь - листай журналы,
хочешь - литературу посерьезнее
Хотя я все же советовала бы брать пример с Тима Кресценти, который весь день только и делал, что общался с коллегами
Когда б еще ему выпало посидеть рядом с Анастасией Лодкиной, например?
Но медийщики на KMW ходят не только за общением, но и за новыми знаниями. Поэтому, как только пробил час, зал, отведенный под FORMAT SHOW, тут же заполнился до краев
Алексей Гончаренко уже готов слушать, внимать и мотать на ус - можно начинать
И Ирина Победоносцева неподалеку от него - такого же мнения
Кажется, что Алле Преловской и Андрею Танабашу не хватило мест, но на самом деле они просто предпочитают слушать стоя
На правах хозяйки мероприятия с традиционным приветственным словом выступила Виктория Ярмощук
Обрисовав программу на ближайшее будущее и поздоровавшись с гостями, Виктория заявила, что модератором FORMAT SHOW в этот раз будет не она, а Катерина Удут. И то верно - сколько ж можно только организовывть конференцию, пора и на сцену выйти!
Селфи-тайм
Ну а теперь можно и к основной программе переходить. Вот, Андрей Коваль уже приготовился внимать
Да и Ирина Ионова в нетерпении, чего уж скрывать
Алла Липовецкая и Марина Квасова даже успели разжиться наушниками, чтобы не пропустить ничего полезного
Что ж, в таком случае, пора переходить к началу.
Первым с докладом о самых знаковых форматах 2017 года выступил генеральный директор болгарской компании CEETV Георгий Чакаров
По его словам, наибольшего успеха добились американское шоу-викторина The Wall производства NBC, британское реалити First Dates и французское игровое шоу Guess My Age. Вместе с тем, на долгоиграющую популярность им вряд ли приходится рассчитывать, поскольку ничего сверхъестественного в этих форматах нет, и на то, чтобы стать the next big thing, ни один из них не претендует. Зато нынешний год явил нам главного лузера, и Георгий уверен, что им стало шоу Lost in Time. «Проект мог стать настоящим интерактивным прорывом, но этому помешало то, что его мало рекламировали и таргетировали на неверную аудиторию», - говорит эксперт.
Также в программе конференции была панельная дискуссия о том, как покорить индустрию и чему нам следовало бы поучиться у опытных экспортеров форматов.
Ее модератором традиционно выступил Эд Воллер, а участниками стали Саманта Фергюсон из Banijay Rights, Эрик Кафо из Talpa Global, Магдалена Гарбач из BBC Worldwide, Наталья Яковлева из студии «Квартал 95» и Катерина Вишневская из FILM.UA Group
Показав свои шоурилы и похваставшись успехами, участники панели пришли к выводу, что нужно не бояться риска, ориентироваться в первую очередь на домашнюю аудиторию, а уж затем - на остальной мир, и все время искать что-то новенькое. На том и порешили.
Еще одним спикером выступил представитель компании K7 Media - интеллектуального партнера KMW - Дэвид Чиарамелла
Он рассказал собравшимся о том, что у будущего очень знакомое лицо: телесети и каналы достают из небытия старые форматы, слегка их оживляют и снова выпускают в эфир. Мы с вами уже рассматривали этот феномен, и Дэвид только подтвердил мои догадки - то, что когда-то смотрели ваши родители, может прийтись по душе и вам, и вашим детям, нужно лишь найти правильный реанимационный подход.
Бесконечно внимать медийным премудростям, конечно, интересно, но сложно - без кофе-брейка еще не обходилась ни одна конференция.
Тем более, что и здесь можно встретить множество интересных людей. Десант «Украины», например: Елена Канишевская, Ольга Захарова, Оксана Туник
Или Анастасию Толстошееву в компании Валерия Корсунского
Кофе попили, теперь можно переходить к гвоздю программы - смотру форматов. Приготовьтесь: разговор о них будет долгим, ведь шоу со всего мира, как водится, было много и на любой вкус.
Как обычно, особой популярностью среди форматчиков пользуется жанр factual, а каждая конференция FORMAT SHOW доказывает, что границ у фантазии создателей нет. Компания BBC Worldwide, к примеру, предлагает миру шоу Tribal bootcamp, в котором два комика путешествуют по миру, время от времени ночуя с разными сообществами. Интриги добавляют ведущие проекта, один из которых обожает спорт, фитнес и прочую йогу, а другой отчаянно любят поесть. В проекте Taxi of mum and dad от Endemol, напротив, никакой интриги нет, зато есть семейные поездки в такси и съемка в стиле Carpool Karaoke. А формат компании FremantleMedia International под названием The Week the Landlords Moved In и вовсе предлагает по-новому посмотреть на такую, казалось бы, обыденную вещь, как аренда жилья - всего-то и нужно, что поменять местами арендатора и домовладельца (полагаю, в одном лишь Киеве колоритных персонажей для такого формата - на 20 сезонов вперед). Ну а если вы думаете, что наставления на путь истинный в плане питания, шопинга и образа жизни в целом может быть скучным, то обязательно обратите внимание на формат Eat, Shop, Save (ITV), ведущая которого, совмещая умения повара, фитнес-консультанта, мастера экономии и еще бог знает кого, берется обучить всему, что знает, представителей восьми семейств.
Как думаете, к какому формату так внимательно присматривается Анатолий Максимов?
Кому больше по вкусу развлекательный жанр, советую обратить внимание на формат Experts versus experts от Small World IFT. Суть его в том, что эксперты разных отраслей едут в чужую страну, чтобы посмотреть, как с поставленными задачами справляются их заграничные коллеги, а затем возвращаются домой и применяют полученный опыт на практике. Также определенный интерес (впрочем, явно не для наших реалий) вызывает проект от Viceland под названием Most Expensivest, в котором ведущий ищет самые странные предметы роскоши (например, попкорн стоимостью 5 баксов за штучку), пробует их и определяет, стоят ли они таких денег. Не чуждо форматчикам и использование новых технологий, а грамотное их использование порой может вылиться во что-нибудь интересное. Например, в шоу Vlogglebox от all3media - быстрый еженедельный обзор самых популярных роликов с YouTube.
The Spouse House
Традиционной любовью как зрителей, так и создателей шоу пользуются дейтинги. В этот раз миру предлагаются странные, но симпатичные новинки, как, к примеру, формат Dress to Impress (ITV), участники которого пытаются выбрать себе спутника жизни по их предпочтениям в одежде, или The Spouse House (Red Arrow International), в котором 14 одиночек заселяют в один большой дом и выжидают, пока как минимум между двумя из них не возникнет большое и светлое чувство. Тему романтики эксплуатирует и формат A question of love (A+E Networks International), но он сосредоточен на уже сложившихся парах, созревших для серьезного шага: перед объединением под одной крышей влюбленным предлагают ответить на несколько каверзных вопросов от экспертов - готовы ли они жить с алкоголиком, как видят свое общение с родителями партнера и т.д.
На любви завязан и единственный представленный на FORMAT SHOW мейк-овер My Hotter Half (Naked Entertainment). Здесь все сделано с юмором: участники (естественно, пары) показывают свои фото незнакомцам, те определяют, кто из них красивее, но счастливчиком в итоге оказывается менее симпатичный человек - ему светит чудесное перевоплощение.
The Opposition
Кстати, о юморе. В этот раз в рамках медианедели показали довольно много комедийных форматов из разных уголков земного шара. Немцы из HPR предлагают миру Meine heile Welt, в сатирической форме обыгрывающий хобби жителей Германии и стереотипы о них; американцы из Comedy Central настаивают, что круче их шоу The Opposition, где ведущий выступает против всего мейнстримного, нет ничего. А если хочется чего-нибудь поэкзотичнее, обратите внимание на австралийский формат True Story with Hamish & Andy (Radio Karate). Это гибрид сторителлинга и актерской игры, где случайный гость студии сперва рассказывает историю из своей жизни, а затем актеры проекта ее воссоздают.
Андрей Оленич, кажется, оценил все. Кстати, Андрей, если вы и в этот раз захотите забрать фото себе на аватарку, то мой логотип на нем можно и оставить - сделаете Няне приятно
Ниша игрового контента тоже не страдает однообразием. Small World IFT предлагает миру викторину Win your country, участникам которой нужно соревноваться в знаниях о достижениях своей страны. Этот же quiz-подход использует шоу Len Goodman’s partners in rhyme (all3media), но его изюминка состоит в том, что людям нужно проявлять таланты в рифмовании слов и фраз. А вот проект Celebrity school (Banijay Rights) напомнил мне формат Are You Smarter Than A 5-Grader? с той лишь разницей, что на вопросы из школьной программы звезды отвечают, соревнуясь со школьниками, а выигрыш перечисляется на счет школы победителя.
Pitch Battle
Удивительно, но интерес производителей к разномастным талант-шоу, похоже, сходит на нет. Во всяком случае, на нынешнем FORMAT SHOW представителей этого жанра я насчитала всего два: Pitch Battle от BBC Worldwide и Undercover Celebrity от all3media. В первом меряться умениями предлагают группам и коллективам разных жанров, а второе предполагает, что знаменитости будут путешествовать по стране в поисках талантливых людей в разных сферах, а затем воплощать в жизнь их мечты.
Мартина Макеева явно не в восторге, и я ее понимаю
Jack Whitehall: Travels with My Father
Кстати, тревел-шоу тоже немного: я могу вам рассказать только о формате Jack Whitehall: Travels with My Father от Netflix, в котором, как вы понимаете, главный герой путешествует по миру в компании своего отца.
Around the world with 80-years-olds
Вместе с тем, есть в мире и некоторые весьма интересные тренды. Так, сохраняется спрос на проекты с участием пожилых людей: в шоу Around the world with 80-years-olds (Talpa Global) они ездят по миру, в 100 year old driving school (RDF Television) учатся водить автомобиль, а в Old people’s home for 4 years olds (Red Arrow) весело и непринужденно проводят время с четырехлетками, чтобы доказать, что общение с детьми благоприятно сказывается на старичках. Еще один интересный пример подобных форматов - Mind the Age Gap от Silverlining Rights. В нем под одной крышей селятся 12 человек - представителей разных поколений. В общем доме им предстоит обсуждать вопросы нетрадиционной ориентации, развития технологий, расовой терпимости, и при этом постараться не поубивать друг друга.
Оксана Панасивская определенно задумалась, что из этого прижилось бы у нас
Программный директор СТБ Екатерина Шевелюк тоже присматривается
Lego Masters
Раз уж речь зашла о тенденциях, то нелишним будет отметить вот какой поворот. Теперь форматчики не видят ничего зазорного в том, чтобы предлагать миру проекты, которые по сути являются рекламой, но в очень красивой обертке. Так, у Tuesday’s Child есть шоу Lego Masters, где люди разных возрастов и профессий соревнуются в собирании из конструкторов лего всего, на что хватит их фантазии. А пока дети будут смотреть это, взрослым наверняка будет интересен формат #yourBrewery от Sandrats, где пивовары делают что? Правильно, варят пиво. Но настоящий шедевр грамотного продакт-плейсмента - Domestics от IRIS agency. Это своего рода сериал с очень короткими эпизодами, в которых семья постоянно попадает в дурацкие ситуации, спасти от которых может только техника одного известного бренда.
Astronauts: do you have what it takes
С понятными форматами разобрались, теперь время странного - благо, FORMAT SHOW собрало такие форматы со всего мира в достаточном количестве. Компания Sky Vision, к примеру, рекомендует к просмотру и адаптациям проект Life behind bars: visiting hours, о том, что делают люди, пришедшие на свидание в тюрьму к своим близким; Astronauts: do you have what it takes от BBC Worldwide настаивает, что за тренировками людей к космическим полетам наблюдать не менее интересно, чем за «Домом 2»; а 999: On the frontline от того же производителя пытается провернуть тот же фокус, но с командой парамедиков.
Undercover high
Еще один пример странного, но интересного - проект Undercover high (A+E), в котором взрослые люди прикидываются подростками и снова отправляются в школу.
No more boys and girls: can our kids go gender free
А вот вымпел самого бессмысленного и беспощадного я, пожалуй, отдам формату No more boys and girls:can our kids go gender free от DRG. Его ведущий зачем-то ходит по школам и настаивает, что в мире больше нет места для мальчиков и девочек - все дети, мол, должны быть воспитаны без предрассудков, розового и голубого цветов, а также машинок и кукол. Кому должны, интересно?
Видите, Анна Жижа и Виктория Бурдукова тоже в замешательстве
А вот Дмитрию Кицаю нравится
Ну и напоследок я приберегла для вас самое интересное. В этом году на FORMAT SHOW было презентовано целых три украинских проекта - «Заробітчани» и «Тайный агент» от «Нового канала» и #StaRRRide от UA Formats. В последнем, кстати, кроме развлекательной, есть еще и социальная составляющая: звезды, веселя народ, демонстрируют на собственном примере, как нужно ездить по городу без нарушений ПДД.
Такое обилие «наших» очень радует, но я, пользуясь случаем, хотела бы их немного пожурить. Раз уж вы, коллеги, отправляете свои форматы на скрининги, то потрудитесь сопроводить их не шокирующим, а понятными роликами. Не будучи знакомой с, например, «Тайный агентом», я бы не поняла, в чем там соль и кого может заинтересовать этот (весьма, к слову, неплохой) формат.
Что же касается скрининга скриптед-форматов, то я вам ничего нового не расскажу - львиную долю сериалов мы с вами уже рассмотрели здесь и здесь, а о том, что не попало в прошлые обзоры, обязательно поговорим в ближайшем будущем.
Как бы там ни было, первый день KMW определенно удался. А пока вы перевариваете полученную информацию, я бегу на продолжение медианедели, чтобы собрать для вас еще больше умных мыслей, полезных рецептов и лайф-хаков. Не переключайтесь!
Фото - Кирилл Авраменко, Андрей Полищук, пресс-служба KMW