FORMAT SHOW 2016: чем живет мировой рынок форматов и как Украине извлечь из этого пользу
Надеюсь, вы уже успели ознакомиться со сказанным на пресс-конференции, с которой вчера утром начался международный форум KIEV MEDIA WEEK-2016. Украинские топы говорили интересно и по делу, но главным событием дня стало FORMAT SHOW - конференция, включающая скрининг форматов со всего мира.
Правда, у гостей все же было время на короткую передышку - информацию переварить да зачекиниться
А то и поработать, что наверняка делал Станислав Кимчев (Cee TV)
Брал бы лучше пример с Полины Толмачевой, которая точно знает, что в перерывах надо общаться с коллегами и улыбаться фотографам
А еще не помешает выпить чашечку-другую утреннего кофе
С булочками, а как же!
Когда потребность в хлебе удовлетворена, самое время позаботиться о зрелищах.
Анна Жижа и Виктория Бурдукова уже готовы внимать
Как и разместившаяся неподалеку Ирина Ионова
Послушать о тенденциях и трендах форматной отрасли, а заодно и увидеть, что новенького за последние полгода произвели в мире, собралось немало народу. Видите, прямо яблоку негде упасть
Среди присутствующих нашелся и Андрей Танабаш
Евгений Беланюк занял удобную позицию для поиска свежих форматов
Семейство Ногиных в этом году было представлено только Андреем. Ну и правильно, Олесе сейчас не до этого
Первой на правах хозяйки мероприятия взяла слово Виктория Ярмощук. Поприветствовав собравшихся, она задалась самым животрепещущим вопросом: дорос ли украинский рынок до полноценной индустрии, или все же нужно подождать еще пару лет? И тут же сама на него ответила:
«Еще 3-4 года назад украинские каналы пачками закупали зарубежные форматы. Но сегодня все изменилось: вещатели поняли, что нужно их аудитории, набили руку, и теперь могут генерировать контент самостоятельно. Более того, украинские форматы уже путешествуют по миру, и, надеюсь, это только начало».
С места в карьер прыгать не очень комфортно, поэтому погружать гостей мероприятия в мир телеформатов организаторы решили постепенно.
Сперва инициативу отдали шеф-редактору C21 Media Эду Воллеру, который, как истинный знаток мирового рынка, разобрал по косточкам глобальные тенденции производства контента
За точку отсчета был взят 2004 год, когда объем рынка составлял $2,4 млрд. С тех пор утекло немало воды, бюджеты выросли, и все изменилось. А способствовали этому как минимум три глобальных тренда. Во-первых, к сегодняшнему дню многие отошли от общепринятой модели лицензирования готового формата. Каналы стали заключать pre-sales-сделки с создателями формата напрямую (вместо того, чтобы заказывать производство у локальных продюсеров, как это делалось в прошлом). Во-вторых, в последнее время наблюдается бум производства локальных форматов, а спрос на американские, британские и голландские проекты постепенно падает. Сегодня на арену выходят когда-то незаметные игроки - например, Израиль, Япония и Турция. И, как заявил Воллер, у Украины вполне есть шанс тоже попасть в этот список. Ну и третий момент: платформы ОТТ и видео по запросу (как, например, любимый миллионами Netflix) наращивают объемы производства оригинальных форматов. Их присутствие во многих странах еще больше стимулирует появление адаптаций и заказ новых проектов для локальных рынков, что тоже не может не радовать.
Алла Липовецкая и Анатолий Ерема мотают премудрости на ус. А Марине Квасовой не до того - она позирует
Единственный негативный нюанс в докладе Эда заключается в том, что со времен шоу «Голос» и «Большой брат» мир пребывает в ожидании чего-то подобного, но the next big thing не рождается. С другой стороны, это подстегивает производителей контента делать больше форматов, и, возможно, когда-нибудь один из них все же выстрелит.
Выстрелит-выстрелит - как бы говорит нам Ирина Костюк
Теперь же предлагаю перейти к самой интересной части программы - скринингам форматов со всего мира. Как знать, может, именно среди них найдется то, чего так отчаянно ждет весь мир?
Судя по тому, что отобрали организаторы FORMAT SHOW в этом году, сегодня миру снова интересно наблюдать, как люди бракосочетаются. При этом, в фантазии создателям свадебных форматов не откажешь. Одни, как компания Armoza Formats, берут в свои заботливые руки людей, живущих вместе, но не спешащих сделать решительный шаг к семейному счастью. Проект Marry me on берет в оборот того из потенциальных супругов, кто посмелее, помогает ему сначала совершить все приготовления, а потом шокировать партнера внезапным предложением руки и сердца.
Причем в роли инициаторов как правило выступают девушки
На этом свадебная тематика, естественно, не исчерпывается. Жанр оказался настолько богат и гибок, что при желании на его основе можно сделать кулинарный проект (как Wedding Cake Challenge, где участникам нужно приготовить самый красивый свадебный торт), или, например, реалити (как Wedlocked от NBC Universal, где приготовлениями к торжеству занимаются не молодожены, а их родственники).
Впрочем, не свадьбой единой - обычные дейтинги тоже пользуются популярностью. Новинка компании TLC - формат Single dad seeking - ищет пару для отцов-одиночек, а Сelebs go dating от Lime Pictures проделывает то же самое со знаменитостями, которые отчаялись найти любовь самостоятельно.
Но мой фаворит в этом жанре - формат The dating code от компании Еndemol.
Его суть в том, что потенциальные влюбленные должны не просто познакомиться, но и доверить друг другу все самое ценное, что у них есть: телефон (сам девайс, а не только номер), пароли от соцсетей и почт, облачные хранилища и все, к чему можно дотянуться в онлайне
Знакомиться таким образом полагается в течение 24-х часов, а потом героев ожидает еще одна очная ставка. И, поверьте, мало кто способен спокойно смотреть в глаза будущему партнеру после подобной откровенности.
Что за скрининг, да без талант-шоу? Воллер, конечно, был прав по поводу того, что до the next big thing далеко, но кое-что интересное мне увидеть удалось. Например, формат The next boy/girl band от дистрибутора Talpa, где две команды продюсеров из обычных людей пытаются собрать группу, которая в перспективе будет собирать стадионы. Мне кажется, у Константина Меладзе должны появиться вопросы к создателям этого формата. А Игорь Кондратюк может поинтересоваться, что послужило вдохновением для создания формата Sidewalk karaoke от Fremantle: если отбросить нюансы, то в проекте вполне угадывается наш «Караоке на Майдане».
Зато формат Window warriors, дистрибуцией которого занимается GSN, вообще ни на что не похож: в степени таланта здесь соревнуются люди, создающие витрины магазинов
С каждым годом я все больше убеждаюсь, что зрители никогда не устанут наблюдать за разного рода соревнованиями. Иначе чем еще можно объяснить количество форматов в этом жанре? Кто-то, как Zodiak, снова взял в оборот викторинное направление (в проекте Аll against 1, где участник должен противостоять всей стране в ответах на вопросы из категории общих знаний), а кто-то запирает людей в белоснежной комнате, полной краски, чтобы те запачкались как можно меньше (формат Spotless от ITV). А еще можно придумать кучу непонятных правил и заставить человека открывать множество дверей всего лишь пятью ключами, как это сделали создатели проекта Locked (Endemol). Ну а если добавить элемент состязательности в обычное кулинарное шоу, то получится что-то вроде формата Ox in a jar (ORF), где участникам в течение недели нужно без остатка приготовить и законсервировать целого быка.
Кстати, интересный момент: иногда форматы возвращаются даже спустя много лет, как это сделал проект Robot wars от Passion distribution. Он уже выходил в Британии в конце 90-х, но теперь за схватками роботов можно наблюдать снова
Викторины можно проводить и среди тех, кто не мыслит своей жизни без слежки за звездами. Формат Gossiper от Small World как раз об этом: людям задают вопросы о знаменитостях, и чем больше правильных ответов - тем выше шанс на победу. Думаю, я бы в таком взяла первый приз.
Кстати, о звездах. Форматчики всего мира по-прежнему не стесняются использовать их в качестве источника вдохновения, причем порой фантазия поистине безгранична. Самый яркий пример - проект The story of my life (Talpa).
На первый взгляд, это обычное ток-шоу, где пара знаменитостей приходит в студию и общается с ведущим. Но, как говорится, есть одно «но»: с помощью пластического грима каждого гостя состаривают вначале на 30 лет, а потом еще на 30 лет. Результат, скажу прямо, удручающий
Формат Оne night only от ELK куда проще: здесь знаменитостям нужно просто отправиться в другую страну, отыграть там концерт, а потом побродить по городу. А еще звезд можно заставить читать рэп, как это сделала компания CBS в проекте Drop the mic. Добавьте в конце рэп-баттл с Джеймсом Корденом и удовольствие зрителя гарантировано!
Главным событием в этом жанре на FORMAT SHOW-2016 стала премьера трейлера формата Drive this! Именно он, если помните, позапрошлной весной победил в конкурсе SMALL WORLD. BIG IDEAS, а уже сегодня имеет все шансы покорить американский рынок
Не падает и популярность форматов в жанре observation. Причем наблюдать, как показывает практика, можно абсолютно за всеми: за объектами фокусов глазами профессионального иллюзиониста (Invisible от Dori media), за обычными людьми, оказавшимися на улице после полуночи (Сan I follow you home? от Small World), за беременной женщиной в течение 9 месяцев (9 meses con samanta от Вoca Вoca) и даже за детьми в крупнейшей детской больнице Британии (Inside Birmingham children’s hospital от Еndemol).
Мало? Тогда вот вам еще реальные люди, проходящие реальные собеседования на реальные работы в проекте Тhe job interview (ITV). Не слишком ли много реальности?
А вот чего в этом году было отчаянно мало, так это котиков и собачек. Точнее, котиков не было вовсе, а собачки были представлены лишь одним форматом - My dog, your dog от ITV.
В нем владельцы двух абсолютно непохожих друг на друга псов проводят вместе несколько дней, наблюдая за методами воспитания питомцев, а после - делятся впечатлениями. В общем, негусто... Верните котиков!
Ну и не могу не упомянуть формат, который лично меня покорил с первых же кадров. Речь о шоу You can’t ask that австралийского вещателя ABC. Проект уже успел наделать шума на родине, а все потому, что в нем затронута очень важная социальная проблема: как нормально (и корректно!) общаться с людьми с ограниченными возможностями.
Представьте, что у карлика спросили, как его следует правильно называть - коротышка, гном или кроха? Его нормальной реакцией было бы обидеться, однако в этом проекте зрители получают ответы на самые неожиданные вопросы к таким людям. Даже на то, можно ли их подбрасывать
Скрининги традиционно стали гвоздем программы первого дня медианедели, однако только ими дело не ограничилось. В течение дня у гостей FORMAT SHOW была возможность узнать много полезной и крайне интересной информации, которая так или иначе касается производства форматов.
Например, поговорить о том, как рождаются тенденции в этой отрасли, собрались настоящие лидеры индустрии. За один стол организаторы усадили Анну Кирсипуу из Fremantle Media, Николу Зюдерлунда из Eccho Rights, Тима Кресценти из Small World IFT, Брианну Бонни из Red Arrow и Люси Робертс из all3media. Ну а Эду Воллеру, который буквально за час до беседы обозначил эти самые тенденции, выпало ее модерировать
Для начала спикерам предложили разъяснить, как их компании взаимодействуют с украинским рынком. Оказалось, что работы хватает каждому, поскольку наша индустрия переживает настоящий бум как чужих адаптаций, так и местного производства.
У Анны, например, немаленький опыт, поскольку именно благодаря Fremantle у наших зрителей появилась возможность смотреть «Х-Фактор» и «Україна має талант». Компания all3media от коллег не отстает: Люси напомнила, как привезла в Украину формат, ставший проектом «Киев днем и ночью». И, кстати, сделка по покупке формата сериала Step Dave, адаптацией которого сейчас занимается FILM.UA, тоже не обошлась без них. Брианна решила быть скромнее, просто указав, что Red Arrow возлагает на рынок СНГ большие надежды
Николе (которого, как он признался, в Киеве все называют Коляном) еще раз выпала возможность похвастать свежими успехами: дистрибуцией «Слуги народа», который вот-вот отправится покорять американский рынок, занимается именно Eccho Rights. Не отстает и Тим: Small World IFT уже несколько лет тесно сотрудничает с компанией MRM, благодаря чему форматы, участвующие в конкурсе SMALL WORLD. BIG IDEAS, имеют шанс добраться до зрителей всего мира
Разобравшись с заслугами и успехами каждого, спикеры попытались ответить на поставленный в теме панели вопрос - следует ли Украина мировым тенденциям или создает свои собственные? Так вот, послушав умных людей, могу вам передать, что у нас происходит все и сразу. Во-первых, сказывается запрет российского продукта: продюсеры просто вынуждены генерировать идеи, которые можно воплотить в жизнь здесь, обходясь при этом небольшими бюджетами. С другой стороны, многие вещатели не хотят рисковать, и поэтому отдают предпочтение проверенным зрителями других стран форматам.
В то же время, на рынке не происходит ничего сенсационного. Все это - естественные процессы, которые так или иначе близки многим странам мира. Главный вывод: не бояться идти вперед, разумно рисковать, генерировать побольше собственного продукта и не стесняться предлагать его миру. А там, глядишь, и мечта стать трендсеттером глобального производства форматов станет явью - чем черт не шутит?
Это на панели Тим с Николой дискутируют, а в перерыве у них - согласие и гармония
Вы же знаете, что интеллектуальным партнером KMW-2016 стала компания K7 Media? Так вот, на правах такового, она поделилась своим видением перемен в мире телевидения, вызванных появлением и распространением новейших технологий.
Доносить истину до слушателей вызвался менеджер по коммуникации компании Дэвид Чиарамелла
Если вы внимательно читаете Няню, то со всем, о чем говорил спикер, так или иначе знакомы, так что не буду повторяться. Если же нет, знайте: новые технологии шагают по планете семимильными шагами, и игнорировать их очень глупо. Лучший способ быть современным - грамотно внедрять все, что предлагает современность, в свои форматы, и будет вам счастье. Ну и рейтинги, разумеется.
Организаторы KIEV MEDIA WEEK известны еще и тем, что не устают искать для Украины новых друзей по всему миру. В этом году мост товарищества и сотрудничества был заброшен аж в Южную Корею, и на протяжении целой недели представители этой далекой страны будут налаживать контакты и связи с нашими соотечественниками. Ну а в рамках FORMAT SHOW состоялась презентация того, чем богата Корея в области телевизионного контента.
Представительница организации КОССА Алекс Чой рассказала, как ее компания уже много лет занимается поддержкой и продвижением отечественной культуры - и внутри Кореи, и за ее пределами
Ее коллеги и соотечественники тем временем внимательно слушали
А некоторые еще и позировать успевали
Пересказывать содержание доклада я вам не буду, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать:
И, конечно, не обошлось без демонстрации местных сокровищ. Не знаю, кому как, а мне больше всего понравился формат, в котором девушкам, пережившим пару-тройку пластических операций, возвращают первоначальный вид. Ох уж эти корейцы, чего только не придумают!
Присутствующие в зале со мной согласны
Да, чуть не забыла! В течение всего дня стараниями компании Verum Visum велась съемка на все 360 градусов
А те, кто еще не пробовал, мог примерить очки виртуальной реальности. Очень рекомендую
И уже на выходе мне встретился Евгений Драчев, страшно занятый беседой о дистрибуции. К Ukrainian Content Market готовился небось
На этом обзор первого дня медианедели объявляю оконченным и бегу на KIEV CoProduction Meetings. А вы пока запоминайте советы умных людей: не бойтесь придумывать, идти вперед, и тогда мир обязательно услышит об украинских форматах!
Фото - Кирилл Авраменко