Как спасти рынок украинского контента и где этому учат. Итоги первого учебного года «FILM.UA Факультет»
Один бородатый мужчина, цитировать которого с недавних пор - преступление, завещал потомкам учиться, учиться и еще раз учиться. И если остальные его наущения были, прямо скажем, на любителя, то уж это я стараюсь соблюдать неукоснительно, потому что нет ничего лучше умной и красивой женщины. Если вы - в числе моих единомышленников, то в курсе, что прекрасные феи из компании «МРМ» как раз из таких: как иначе им совместно с киностудией FILM.UA пришло бы в голову организовать целую школу для работников кино и телевидения (и не только) под названием «FILM.UA Факультет»? Причем подход у компании - комплексный и масштабный, поэтому «FILM.UA Факультет» состоит из двух частей – занятий для взрослых (Skill Bill) и детского направления (Cinema Kids).
Сегодня я расскажу вам об итогах первого года работы линейки семинаров Skill Bill. В течение девяти месяцев раз в неделю кинотеатр «Правда» превращался в учебный зал, куда сходились медийщики всех мастей: себя показать, других посмотреть, но главное - послушать умных и опытных людей. За эти 9 месяцев в рамках программы состоялось в общей сложности 33 семинара; выступили 45 экспертов (в том числе из Германии и США), а посетили занятия более 1 300 уникальных слушателей, в том числе специально приезжавших из других городов.
Впечатляет? А ведь это - далеко не все: организаторы обещают не останавливаться на достигнутом и по итогам первого года работы Skill Bill выпустят книгу, которая систематизирует все лекции курса. Кроме того, будет создана онлайн-библиотека, где можно будет найти видеозапись любого семинара. А в следующем году слушателей ожидает новый курс и новая программа.
Так вот, программа первого курса подошла к концу, остался всего один семинар («P.S. Кинофестивали, участие, пути короткого и полного метра» состоится 4 июня, спикер - Юлия Синькевич). Как это было - предлагаю узнать у тех, кто исправно посещал мероприятия.
Юлия Островская («Студия Квартал 95», директор производства):
- В общем, было очень информативно и интересно. Не все, но 70% услышанного мне понравилось. Поскольку я давно работаю на рынке, то шла, по большей части, не за новыми знаниями, а из интереса. Хотя какие-то точечные вещи были для меня открытием. Те же, кто либо вообще не работает в этой индустрии, либо только начинает это делать, могли действительно почерпнуть много новых знаний.
Я бы повторила многие темы, которые уже затрагивались на мастер-классах, но с другими спикерами. Это касается, например, кастинг-директоров или художников по костюмам. В целом же, инициатива очень полезна. Я встречала ребят, которые, не имея отношения ни к кино, ни к телевидению, целенаправленно приезжали в Киев на Skill Вill из разных городов страны - Львова, Днепропетровска. Это говорит об интересе.
Максим Данкевич (ТРК «Украина», главный продюсер кино-сериального производства):
- Я был на мастер-классе, посвященном форматам, который оказался для меня очень полезным. Для сидящих в зале это был такой культпросвет по поводу того, как устроена вселенная, в которой зарождаются, оформляются и продаются форматы. И вот было несколько вещей, которые я, казалось бы, должен знать, но впервые услышал именно на Skill Вill. Кроме того, мы на канале сейчас озадачены вопросом того, как регистрировать форматы, продавать и продвигать их, так что материалы оказались не просто полезными, но и своевременными - много информации мы учли на будущее. К слову, после мастер-класса захотелось даже проконсультироваться c экспертами, поскольку FILM.UA уже прошел путь, который нам только предстоит.
К сожалению, я по причине занятости пропустил несколько мастер-классов, на которые хотел бы попасть, поэтому, считаю, было бы мегаполезно иметь этот материал в записи, чтобы желающие могли его приобрести. В будущем я, конечно же, планирую посещать занятия, и хотелось бы видеть на них людей, чей опыт доказан на практике.
А в целом, это очень образовывает рынок, так что польза, безусловно, огромная - даже для специалистов, которые давно работают на рынке.
Егор Крутоголов (телеканал ICTV, креативный продюсер, актер, сценарист):
- Задумка и атмосфера очень правильные. Я вижу, что есть люди, опыт которых богат и ценен, и они хотят им делиться, и есть те, кто хочет это услышать. Как раз сейчас растут те специалисты, которые будут делать качественный украинский контент: кино, мультипликацию и все в таком духе. Очень радостно, что создалась тусовка, где можно не просто попеть и потанцевать, а действительно продвинуться в сторону создания отечественного продукта, который будет не стыдно показать миру.
Есть ряд вещей, ставших для нас открытием, но я, прежде всего, рад тому, что на этих мастер-классах мы познакомились с людьми, которых нам не хватало. Например, у нас была проблема с драматургией: как КВНщики, мы брызжем идеями, а структурировать их некому. На занятии мы задали вопрос, как с этим быть, и сразу после него к нам подошел парень, который как раз этим и занимается. Нашли друг друга (смеется). Еще мне был интересен семинар по копродукции - я себе все это представлял несколько иначе. Немного опустили меня с небес на землю и развенчали много мифов. Очень понравился мастер-класс Виктора Мирского: люблю и уважаю этого человека, мне интересно, как он работает и мыслит. Его советы, кстати, очень структурировали подход к украинскому рынку и дали понимание нашей ментальности и ситуации на рынке.
Я считаю, что люди творческих профессий в нашей стране сегодня должны объединяться ради производства качественной продукции, и подобные инициативы очень этому способствуют. Одиночные выстрелы возможны, но это не то, что нужно в нынешней ситуации.
Оксана Школоберда («Систерс продакшен», продюсер):
- Что касается информативности, то, как для человека, давно работающего на рынке, чего-то нового было мало. Тем не менее, очень приятно было посмотреть на зажженных людей, которые понимают, о чем говорят, и хотят делать то, что делают - такие люди сами по себе вдохновляют.
Буду ли ходить в дальнейшем - зависит от темы. Но, повторюсь, мне не столько интересно, что говорят спикеры, как непосредственное знакомство с ними - любопытно узнать, какие они есть. Я бы посетила встречи с режиссерами и продюсерами, занимающимися сериалами и реалити-шоу.
Как и любые мастер-классы - это хорошая площадка для знакомства. Для молодых людей это полезно: они могут оценить, нравится ли им работать в сфере кино и телевидения, задать свои вопросы. А для тех, кто давно вращается в этом - это хороший повод себя показать и других посмотреть.
Виктор Шкробот (телеканал ТЕТ, программный директор):
- Если не ошибаюсь, я был на двух занятиях и получил массу удовольствия и полезной информации. Что же касается практичных моментов, то я, как минимум, расширил свой кругозор и надеюсь, что все знания пригодятся в будущем.
Посещать занятия с сентября однозначно буду. Сама инициатива безусловно полезна для рынка, поскольку в ближайшем будущем мы будем наблюдать очередной рывок украинского производства.
Елена Вечурко (Disney channel, пиар-менеджер):
- Мне с самого начала очень понравилась программа - я хотела бы посетить все мастер-классы, но, к сожалению, не получилось из-за работы. Что меня поразило, так это то, что базовый курс Skill Вill и курс Skill Вill Pro были одинаково интересны, хотя, казалось бы, бесплатные семинары должны были быть попроще. Хорошо, что рассказывали не только о том, как достичь хорошего результата, но и о распространенных ошибках, негативных сторонах процесса.
Очень впечатлил Пилунский: он еще раз подтвердил, что оператор должен быть не только профессионалом своего дела, но и культурно подкованным человеком. Интересные вещи рассказала Полина Толмачева - я вообще этого не знала. На практике применить новые знания еще не успела, потому что не было повода, но в будущем все они пригодятся.
У нас очень молодой рынок, и я не думаю, что тем вещам, о которых рассказывали спикеры, учат в институтах. К примеру, я смотрю на молодых режиссеров, и они вроде бы что-то снимают, но не понимают, что и зачем. Так что, безусловно, от подобных мероприятий для рынка - большая польза. Еще было бы круто, если бы делали какие-то практические ворк-шопы на несколько дней. Это, конечно, должно стоить дороже, но оно того стоит.
Ольга Балабан («Новый канал», директор департамента промо и пиар):
- Я хотела посетить несколько семинаров, но удалось попасть только на Ирину Костюк. Но даже благодаря этому единственному мастер-классу я стала умнее - например, узнала, что такое шоураннер. Более того, если меня спросят, я теперь могу назвать наших украинских шоураннеров (смеется)!
Я однозначно уверена, что эта затея - прикольная и здоровская. Если честно, когда мне приходят анонсы мероприятий, я даже отправляю их своим друзьям, работающим в сфере кино и телевидения. Мастер-классы полезны молодым специалистам по определению, но и людям с опытом они нужны: когда ты приходишь на подобного рода семинары, то у тебя в голове, как минимум, все систематизируется. Да, мы все знаем, все понимаем, но вечно не хватает времени разложить это по полочкам в собственной голове.
Алексей Комаровский (ideaFilms, продюсер):
- Это круто, на высоком уровне, и альтернативы у нас нет. Кроме очевидной пользы в виде знаний, эти мастер-классы - интересная профессиональная тусовка, на которой можно познакомиться с массой интересных людей. А самое главное - это дает результат, а не просто «посидели-послушали». Все лекторы, которых я слушал - профессионалы своего дела, которые могут дать конкретные ответы.
Очень запомнились Ольга Захарова, Роман Балаян и Ирина Костюк. Последняя была мне особенно интересна: я смог получить ответы на многие вопросы. Один из ее советов я как раз сейчас воплощаю в жизнь - снимаю пилот проекта под спонсора.
С сентября планирую снова посещать мастер-классы, и было бы здорово в их рамках услышать какой-то референс от украинских телеканалов: что конкретно им нужно, с чем приходить молодым продакшенам. Инициатива полезна для развития индустрии сама по себе, но в паре с таким интерактивом было бы еще круче.
Сергей Зленко («1+1 Медиа», юрист):
- Я посетил почти все мастер-классы. Хочу отметить очень качественную методическую подготовку, идеальное соотношение лекции и части вопросы-ответы, оптимальное использование презентационных материалов, трейлеров. Кроме того, идеальная загрузка: одно занятие в неделю не очень отвлекает от обычного распорядка.
Сама инициатива очень позитивная. Несмотря на то, что внешне обычный съемочный день выглядит очень медленно, темп жизни у киношников очень высокий. А кинофакультет является той платформой, которая одним дает возможность сделать паузу, высказаться и поделиться опытом, а другим - узнать, чем же занимается его партнер по съемочной площадке. Я заметил, что сами спикеры с удовольствием приходят на следующие мастер-классы своих коллег.
Изначально я шел на факультет для расширения кругозора - работаю юристом по поддержке производства фильмов и сериалов в «1+1 Медиа», так что для моей работы важно как можно лучше понимать суть процессов, которые мы регулируем в договорах. Но по итогам учебного года появилось вдохновение попробовать себя и вне рамок юридической профессии. В этом году я подал идею сериала на питчинг The Next Big Thing-2015. На кинофакультете удалось познакомиться с людьми, которые помогли реализовать оформление заявки, и на данный момент результат поражает.
Поэтому вопрос, посещать ли мастер-классы в следующем году, даже не стоит. В сентябре обязательно возьму годичный абонемент. Тема кино неисчерпаема, а украинских талантов, которым есть, что рассказать благодарным коллегам, становится больше с каждым днем.
Марина Ермакова (ТРК «Украина», начальник отдела развития бренда, бренд-менеджер каналов «Футбол 1» и «Футбол 2»):
- Я посещаю мастер-классы не только для получения новой информации, но и для общения с коллегами, для вдохновения. Во время мастер-классов с получением новой информации, вовлекаясь в дискуссию, получается взглянуть на свои проекты со стороны, и всегда приходят или новые идеи или инсайты.
На «FILM.UA Факультет» всегда интересные темы мастер-классов, достойные гости, активные слушатели и доступная стоимость. Было бы время, посещала бы каждый!
Как вы знаете, спикеры на мастер-классах были самые разные - от технических специалистов до экспертов по продвижению, а учебная программа предполагала освещение всех этапов производства контента. А потому многие докладчики не ограничивались посещением только своего семинара, но и коллег послушать ходили. Почему - спросим у них. Итак, слово экпертам, выступившим в рамках программы.
Олеся Лукьяненко (креативный продюсер, FILM.UA Group):
- Признаюсь, я давно освободила в своем графике вечера вторника и четверга – настолько меня захватила линейка мастер-классов. На мой взгляд, организаторы правильно выстроили программу, предложив курс лекций, затрагивающий разные этапы кинопроизводства: от утверждения сценарной заявки до дистрибуции – кинопрокат, рынки, фестивали. Особенно, мне кажется, это ценно для продюсеров – для тех профессионалов, кому необходимо понимать комплекс процессов рождения фильма. Чтобы, грубо говоря, потом не удивляться, почему утвердили одну заявку, а по итогу получили какое-то другое кино, и телеканал, на поддержку которого рассчитывали, отказывается его покупать.
Здорово, что были приглашены профессионалы различных сфер, которые смогли поделиться своим опытом. Мне было очень интересно слушать своих коллег – спикеров FILM.UA Group. Казалось бы, мы хорошо знаем друг друга, много общаемся внутри компании – но некоторые мастер-классы стали настоящим открытием. Находясь в зале, среди аудитории, совсем по-другому воспринимаешь работу коллег. Это еще очень здорово мотивирует. Каждый мастер-класс оказался ценным, поскольку организаторы мотивировали спикеров давать конкретные знания – цифры, примеры работ, кейсы успешных и не очень (а это тоже опыт – даже еще более полезный) проектов...
Кого бы мне хотелось увидеть в следующем сезоне? Конечно же, практиков-профессионалов, за плечами которых опыт работ, пусть и не всегда успешный. Поскольку в этом году мы плотно познакомились с украинскими профессионалами, теперь хотелось бы разобраться, как те же процессы происходят в других странах.
Полина Толмачева (маркетинг-директор, FILM.UA Group):
- Все мастер-классы, на которых я была, мне очень понравились, потому что это, в первую очередь, живое общение с людьми, которые чего-то достигли в нашей индустрии. На мой взгляд, это правильное, разумное и хорошее начинание. Мне, конечно, трудно быть объективной, поскольку я имею отношение и к «FILM.UA Факультет», и к киностудии, но зато я могу сказать, что горжусь тем, что мы это делаем.
На семинары коллег я ходила по разным причинам. Большинство спикеров мне хорошо знакомы – это и коллеги, и друзья. Иногда ты приходишь, чтобы увидеть человека, с которым работаешь, немножко с другой стороны, иногда – чтобы узнать что-то новое и практическое. Конечно, чтобы получить образование, одного мастер-класса мало, но он помогает ответить на какие-то вопросы. Иногда ты действительно приходишь ради общения: как правило, люди высокого уровня не любят давать интервью, и даже в процессе работы с ними разговоры случаются исключительно по делу. Здесь же они раскрываются с новых сторон, говорят о более личных вещах, не только об удачах, но и об ошибках. Это особенно важно, потому что истинный опыт зарабатывается на неудачах, и лучше учиться на чужих. Плюс – очень интересная публика, которая хочет знать и делать, и мне было любопытно посмотреть на нашу будущую смену.
Эта инициатива не просто полезна, она необходима. Если говорить о глубочайшем кризисе, в котором оказалась и страна, и наша отрасль, то именно такие поддерживающие и вдохновляющие мероприятия важны. В первую очередь, для того, чтобы народ не разбежался по углам – мыть полы или продавать шаурму, например. Второй момент: пришло время систематизировать и анализировать тот опыт, который наработала отечественная индустрия за время ее существования, и «FILM.UA Факультет» – первая ступенька в этом. Ну и третий момент – признание того, что на нашем рынке есть профессионалы, которые уже могут чему-то научить. Очень надеюсь, что инициатива и дальше будет развиваться.
Сергей Буковский (режиссер-документалист):
- По-моему, это хорошая идея, и замечательно, что эта инициатива существует. Я, к сожалению, не был ни на одном мастер-классе, кроме нашего с Викторией Бондарь, поскольку мы сейчас в проекте, занимаемся финальным монтажом фильма об «Океане Эльзы», но в будущем надеюсь это наверстать.
Мне очень понравилась аудитория: доброжелательная, заинтересованная, задающая хорошие вопросы. Это прекрасная альтернатива тому образованию, которое на сегодняшний день дается в вузах - то, что происходит там, для меня вообще больная тема. Все хотят учиться где-нибудь, но не в государственных заведениях, и «FILM.UA Факультет» дает такую возможность.
Я думаю, что это принесет пользу не только рынку, но и кинематографу в целом. Более того, это способствует повышению образованности общества, а за просвещенным обществом - будущее.
Игорь Сторчак (директор FILM.UA Distribution):
- Идея хорошая. В целом, любое общение, обучение и образование несут пользу. Все знают, что ученье - свет, а неученье - тьма. Поэтому бороться с этой тьмой всегда полезно. Я не ходил на мастер-классы коллег только затем, чтобы не занимать мест тех людей, у которых меньше опыта, знаний и возможностей послушать экспертов индустрии. Впрочем, не исключаю, что в будущем буду их посещать.
Ярослав Пилунский (оператор):
- У меня остались только самые радостные впечатления: много хороших людей, интересные вопросы. Больше всего мне, конечно, запомнились люди. Инициативу я считаю полезной и важной для культурной среды, поскольку обмен опытом между профессионалами - это всегда нужно.
Евгения Дербал (юрист, FILM.UA Group):
- Мастер-классы, на которых я присутствовала, были организованы очень профессионально, темы были актуальными, спикеры делились конкретными примерами и случаями из практики. Наш мастер-класс, посвященный юридическим вопросам, объединил ведущих профессионалов отрасли. Нам удалось сделать из встречи площадку для обмена мнениями. Мы очень ценим наших коллег, и их участие сделало мероприятие всесторонним и очень живым.
Поскольку я юрист, мне необходимо понимать индустрию, в которой работаю, чтобы сделать юридическое обеспечение и защиту бизнеса максимально эффективной. У нас в группе есть понятие внутреннего клиента, и чтобы узнать его получше, наши юристы ходят на мастер-классы продюсеров, дистрибуторов, специалистов в сфере маркетинга и визуальных эффектов и так далее.
Однозначно, инициатива полезна для рынка. Это честное и открытое пространство для обмена мнениями, ведь здесь все высказываются свободно даже по самым сенсетивным вопросам.
На сегодняшний день учебный год практически подошел к концу - осталось лишь одно факультативное занятие. О некоторых мастер-классах я вам рассказывала, о других вы могли почитать в Фейсбуке своих друзей, теперь же пришло время подвести промежуточные итоги. Почему промежуточные? Ну вы же не думаете, что раздразнив рынок, «МРМ» свернет свою бурную деятельность?
Кто, как не создатели, знают о собственном детище лучше всех? С такими мыслями я и направилась в «МРМ», где на мои вопросы согласились отвечать сразу две представительницы компании - Виктория Ярмощук (директор компании) и Алла Преловская (главный куратор направления образовательных проектов «МРМ»).
- Подведите краткие итоги сезона «FILM.UA Факультет».
Виктория Ярмощук: Рынок, как показала практика, очень положительно воспринял эту инициативу - на каждом мастер-классе был полный зал, а это ведь Троещина и вечер. То есть, люди хотят учиться. Начиная курс, мы видели его особенность в том, что даем не академические знания, а знания от профессионалов, которые сегодня делают проекты и, так или иначе, успешны. Это и был главный критерий отбора спикеров - у нас не было ни одного «чистого» теоретика. Мы убеждены, что рынку сейчас необходимы прикладные практические знания из первых уст. Ну а то, что люди к нам шли, несмотря ни на что, только подтвердило наши стремления.
Курс был вводным и поэтому относительно поверхностным, потому что за час-полтора мастер-класса очень сложно рассказать много практических вещей, наши спикеры, скорее, давали общее представление о том, чем именно занимается тот или иной человек и/или отдел в цикле производства продукта. Аудитория собралась не совсем та, на которую мы рассчитывали. Мы ожидали, что будет больше студентов, которые только хотят начать свой профессиональный путь, но 80% слушателей составили уже существующие работники телеканалов и продакшенов. Это стало для нас дополнительным вызовом, но в конечном итоге пошло только на пользу наполнению лекций.
Алла Преловская: С другой стороны, это облегчило задачу, потому что люди с опытом знают, какие вопросы задавать, на что обращать внимание. Спикеры в таких случаях могли приводить живые примеры из собственного опыта, опираясь на конкретные кейсы. Хотя, конечно, я мечтаю о том, чтобы студентов было больше.
В.Я.: Кстати, те слушатели, которые уже работают в медиа, как правило, не занимаются непосредственно производством контента, но мы поняли, что это их интересует. Из этого можно сделать вывод, что контент, несмотря ни на что, остается главной составляющей медиаиндустрии.
- Я встречала мнение, что, кроме образовательной пользы, это еще и хорошая тусовка - люди приходят, чтобы пообщаться, познакомиться, обменяться контактами…
А.П.: Такое действительно случалось часто - иногда люди находили друг друга прямо во время мастер-классов. Кто-то напрашивался на практику, кто-то обменивался телефонами. В принципе, это ожидаемо: когда ты приводишь человека с опытом и огромным багажом знаний, понятно, что найдутся те, кто заинтересован не только его послушать, но и поработать с ним.
В.Я.: Получился такое приятный побочный эффект, мы не ставили себе целью создание платформы для общения. Но, поскольку семинары были интересными и на них приходило много людей, площадка организовалась сама собой, и мы этому рады. Одной из главных наших целей было помочь рынку сплотиться. Сейчас очень непростое время, и единственный способ выкарабкаться - объединяться, заниматься копродакшеном внутри страны, между холдингами, и именно такие вещи, как общение, этому способствуют.
- Удалось ли вам в полной мере реализовать то, что изначально было задумано?
В.Я.: План, который мы себе ставили на год - показать путь от зарождения идеи до дистрибьюции готового продукта - полностью выполнен. Мы не углублялись в процессы, но прошлись по сути каждого из них, стараясь не упустить самые важные моменты.
А.П.: Да, мы реализовали программу целиком. Честно говоря, даже немного не хватило времени - пришлось кое от чего отказаться.
- Как на вашу инициативу отреагировал рынок? Успели получить какой-то фидбэк?
В.Я.: Для нас ответ рынка заключается в том, кто приходит на наши семинары. Например, мастер-класс Полины Толмачевой посетили маркетинг-директоры большинства телеканалов. Вряд ли они знают меньше нее, но, тем не менее, приходят - за общением, обменом опытом.
А.П.: Или посмотрите на юридический мастер-класс, который Женя Дербал давала - там тоже была отличная компания: представители всех телеканалов, конкурирующих между собой, работали очень слажено.
В.Я.: Вот это и есть для нас таким косвенным ответом рынка: люди знают о существовании «Факультета» и, когда видят мастер-класс по своей профессии, то приходят к нам, даже самые опытные представители отрасли. К слову, «Факультет» ведь состоит не только из профессиональных семинаров, но и из детского направления. И если раньше наша юная аудитория была разношерстной, то после мастер-классов в ней все больше детей, чьи родители работают в медиаиндустрии. Тоже своеобразный фидбэк, я считаю: нам доверяют подрастающее поколение.
- Какие были ожидания и оправдались ли они?
А.П.: Мы с энтузиазмом взялись за это, поскольку видели большой интерес. Для меня лично это не только работа, но и огромный кусок образования: пока готовишь тему, разговариваешь со спикером, все проверяешь, то и сам достаточно глубоко вникаешь в нее.
В.Я.: Изначально мы ориентировались на то, что основная часть докладчиков будет из FILM.UA Group, поскольку здесь осуществляется полный цикл производства контента - собственно, то, чему и был посвящен курс. Я лично немного опасалась того, как мы покроем такое огромное количество тем своими спикерами. Но в итоге мы даже не всех успели использовать. Кстати, в процессе я была удивлена тем, что люди открылись с совершенно новых сторон: казалось бы, ты знаешь человека, работаешь с ним, а оказывается, он может так интересно рассказать о своем деле!
- Как реагировали спикеры на предложение прочитать мастер-класс - не приходилось ли их уговаривать, может, кто-то отказался?
В.Я.: Всякое было. Как правило, люди хотят выступить, но боятся: страх публичных выступлений - второй после страха смерти (улыбается). Основная проблема в том, что все наши спикеры - практики. Из-за этого приходится подстраиваться под графики, ловить между рынками, как это было с дистрибьюцией.
А.П.: Иногда человек - профи в своем деле, но ему очень сложно говорить.
В.Я.: Да, поэтому мы задействовали разные способы: кому-то готовили презентации, кому-то помогал модератор. Но из тех, кого мы звали, не отказался никто.
- Почему вы выбрали для старта «FILM.UA Факультет» и мастер-классов Skill Bill столь непростое время?
А.П.: Потому что надо же как-то спасаться, а то так и будем барахтаться в болоте, пока не объединимся.
В.Я.: Именно поэтому и выбрали - время тяжелое. Более того, еще до того, как настало нынешнее тяжелое время, было непросто: ощущалась нехватка знаний и практики. Сейчас же все поняли, что старые схемы и партнерства больше не работают, а нам, как группе (FILM.UA), есть что сказать - мы знаем, куда идти, и надеемся, что как можно больше людей на рынке будут разделять наши убеждения. Еще один мотив не такой индустриальный: сегодня, как никогда, важно задавать людям вектор движения, просто потому, что они расстроены и растеряны.
В целом «FILM.UA Факультет» - это одна из социальных рыночных инициатив группы FILM.UA, которая таким образом инвестирует в развитие индустрии. Мы, конечно, надеемся, что когда-нибудь сможем зарабатывать на своих знаниях, но пока мы все еще готовы делиться ими практически бесплатно.
- Чего ждать в следующем сезоне?
В.Я.: Во-первых, «FILM.UA Факультет» в целом и линейка семинаров Skill Bill в частности в следующем году будет обязательно, и это будет не повторение программы нынешнего года. Скорее всего, мы будем делать короткие курсы по более узким специальностям несколько раз в год. То есть, это будет не девять месяцев, а, скажем, два, но сосредоточенные на чем-то одном.
А.П.: Еще есть вариант оставить нынешнюю программу, поменяв спикеров и немного сместив акценты. Если честно, мы пока в процессе принятия решения, и хотели бы узнать, чего хотят сами люди - в конечном итоге, это ведь делается для них.
Ну вот, теперь все, что вы хотели бы узнать об инициативе «FILM.UA Факультет», вам известно. Напоследок еще поделюсь с вами секретным секретом, который мне удалось услышать, бродя по коридорам «МРМ». Если вы собираетесь на международную конференцию «Кинобизнес» в рамках KIEV MEDIA WEEK, и при этом были хотя бы на одном мастер-классе Skill Вill Pro, вас ждет приятный сюрприз: посетить ее можно будет о скидкой в 25%. Тем же, кто по каким-то причинам прогулял все семинары, советую поторопиться - еще есть шанс наверстать упущенное 4 июня на мастер-классе по кинофестивалям. И не забывайте: если у вас есть предложения и пожелания на следующий год - не стесняйтесь, вам будут только рады!
P.S. Кстати, пока взрослые семинары уходят в отпуск, «FILM.UA Факультет» продолжает работать для детей и приглашает всех на киноканикулы.
Фото - Кирилл Авраменко, Иванна Зубович, facebook.com, invictory.com