Блеск и нищета украинской журналистики. Голосуем за отличившихся
В этом году украинская журналистика в 21-й раз собирается отмечать свой профессиональный праздник, оформленный с легкой руки первого президента Леонида Макаровича. До 1994 года каждый день, полагаю, можно было считать Днем журналиста, а оттого и организованности никакой в праздновании не наблюдалось. Поскольку 21 год - возраст солидный, и во всех странах мира дает право отмечать с помощью алкогольных напитков разной степени крепости, я решила помочь коллегам отпраздновать заранее.
В журналистской тусовке, как и в любой другой профессиональной среде, все вроде бы равны, но некоторые, особенно в отдельно взятые годы, чуть равнее остальных. Но если лучших репортеров, корреспондентов, главредов и даже дебютантов отметить берутся и без меня, то есть незаслуженно забытые номинации, которые обошли стороной грядущие журналистские премии.
В общем, предлагаю отметить тех, кого в 6 июня, скорее всего, не отметят. Поехали!
«Закрытие года»
2014-й порадовал нас десятками новых проектов (в основном, конечно, диджитал и нишевых, но все же). Но закон сохранения энергии утверждает, что не на пустом месте они возникли, а пришли заполнять зияющие черные дыры, оставшиеся после коллапса предыдущих. И самые громкие закрытия за прошедший календарный год (или чуть раньше), предлагаю выбрать вам.
Издательский дом «Деловая пресса Украины» попрощалась сразу с двумя своими флагманами - «Капиталом» и «Взглядом». Оба вначале ушли из принта, а потом свернули и активную диджитал-деятельность, обновляясь понемногу без особого рвения и инвестиций. Впрочем, точку в этой истории я бы пока не ставила.
А вот издательский дом Sanoma Ukraine свернул проекты по чисто экономическим соображениям. Лицензии журналов Esquire, National Geographic, Harper's Bazaar, Men's Health и «Домашний очаг» в добрые руки пристроить не удалось - зацепиться в Украине смог только Cosmopolitan. Я вот, знаете ли, любила полистать свежий NatGeo в комнате уединения. А какой глянец для вас стал главной потерей года?
Ну и куда без одного из самых стабильных еженедельников страны? Казалось, совсем недавно одноименный издательский дом строил наполеоновские планы, покупал лицензии аналитического глянца и всячески демонстрировал жизнеспособность, но пережить мясорубку 2014 года «Газете 2000», увы, не удалось.
«На кого-о-о ж ты нас покинул(-а)»*
2014-й не прошел бесследно и для журналистов, сделавших бренд из собственного имени. Некоторые использовали медиатренды и закрепились на новых платформах, некоторые ушли далеко вперед (и это мы еще обсудим), а вот некоторые оставили нас сиротинушками, и переметнулись с поля украинской журналистики на более хлебное.
Аленушка Березовская, в связи с событиями 2014 года разочаровавшись в чести профессии в родной стране, отправилась в Москву. Но не рассчитала: во-первых, там и своих старателей достаточно, а во-вторых, «блондинка Януковича» вне Украины звучит далеко не так интригующе, как хотелось бы.
Александр Чаленко, судя по всему, ни чуточки не изменился - размещает свои опусы на свободной основе по разным ресурсам. Только вот после эмиграции в Россию и платформы изменились, и масштаб, кажется, не вырос. А пока Александр осваивает российскую целину, украинские журналисты участся жить без его троллинга и бесценных вбросов.
Юрий Кот, вот беда-печаль, тоже свернул после событий Майдана активную шоуменскую и журналистскую деятельность - тексты Кота можно почитать в Facebook, но и не более того. Украинская журналистика скорбит по его тонкой аналитике и изысканному слогу.
«Текучка года»
Любое корыто рано или поздно может оказаться с дырявым дном, любое судно иногда дает течь. Но есть особые флагманы, на которых кадры текут с такой скоростью, что я, прищнаться, не успеваю фиксировать и запоминать.
Если вам интересно, что происходит за последним рубежом свободы - уточните у любого из экс-сотрудников телеканала TVi. Впрочем, наверное, вам неинтересно - все украинские журналисты либо сами там когда-то работали, либо знают кого-то, кто с канала уволился. Потому что жадность и война за собственность до добра не доводят.
Кстати о собственниках. Пока заявленный собственник телеканала «112 Украина» Андрей Подщипков просит в Брюсселе защиты, сотрудники все приходят и уходят, приходят и уходят. И что им не сидится, зарплату-то платят (почти)?
Даже престижный бренд и впечатляющая строчка в резюме не могут спасти отечественный Forbes от бесконечной череды новых сотрудников. Вот как с лета 2013 года начали увольняться, так и не смогли закончить этот процесс. То ли понравилось, то ли привыкли.
«Возвращение года»
При всех своих турбулентностях, прошедший год оказался не самым грустным для украинской журналистики. Случались и светлые моменты триумфального возвращения уже, казалось, бывших коллег на стезю профессии. Некоторые выныривали из небытия, некоторые - из других публичных полей. Но журналистика всех приняла с распростертыми объятиями.
Да, я знаю, Юрий Макаров никогда никуда не исчезал. Но до своего триумфального возвращения на «Первый национальный» много лет был где-то в смежных сферах - в документальных спецпроектах, в культурных и цивилизационных контекстах. Я очень рада такому повороту событий: в конце концов, кто же еще сможет разобраться в тонкостях войны и мира?
Сергей Тихий, вернувшись из Крыма, перед возвращением в медиа взял заслуженную паузу. Впрочем, совсем уж без дела главред не сидел, а параллельно - обдумывал детали и нюансы своего нового детища. Его интернет-проект уже запущен и набрает обороты.
Внушительный отпуск взяла себе и Людмила Троицкая - экс-главред «Дуси». Кто-то наверняка ожидал от нее нового проекта о медиа, но оказалось, Людмиле интереснее возвышенные женские темы, с которыми тоже, знаете ли, не каждый управится.
«Взлет года»
А некоторым, чтобы попасть в заголовки профильных (и не только) изданий, и уходить не понадобилось - достаточно было совершить стремительный кульбит.
Вот Зураб Аласания, например. Во-первых, поправляйтесь и не пугайте меня больше. А во вторых, неожиданный апгрейд от редактора харьковского портала «Медиапорт» до начальника пускай не Камчатки, но самого НТКУ - самый результативный (пока что) из всех апгрейдов минувшего года.
Еще один квантовый скачок совершил Святослав Цеголко, назначенный руководить не какой-то захудалой пресс-службой, а сразу пресс-секретариатом Президента Украины. В адрес экс-журналиста «5 канала» за это время слышалось разное - от «гнать в шею» до «пока справляется». А вы как считаете?
Хрупкая и маленькая Севгиль Мусаева - не по годам цепкий и решительный журналист. Вот правда, кому, как не раскрывшей тайну Сергея Курченко журналистке, унаследовать титул Алены Притулы?
«Ой, все!»
Дауншифтинг - это такой тренд, которого ни одна профессия не избежала. Тем более такая нервная, как журналистика. Но есть среди дауншифтеров особенно расслабленные и умиротворенные, глядя на которых хочется только в отпуск.
Юлия МакГаффи наверняка до сих пор иногда просыпается в холодном поту, вспоминая годы главредства. Но выдыхает и идет шутить на радио. Жизнь прекрасна.
Думаю, не менее хороша она и для Татьяны Яицкой, несколько лет рулившей «Теленеделей». Пока другие кадры, выпестованные Борисом Ложкиным, осваивают политическое поприще, Татьяна занимается сексом и другими, не менее приятными вещами. Должна отметить, весьма успешно.
Владимир Денисенко, жертва развала «Взгляда», тоже, похоже, в долгосрочном отпуске. Но мы-то уже знаем, что после таких как раз очень триумфально возвращаются, так что ждем от Владимира внезапного и дерзкого нового проекта (но от бутеров, ежели что, тоже не откажемся).
«Медиасрач года»
Ну а тут, коллеги, вы не оставили мне выбора - не могла я пройти мимо столь говорящей номинации, которую вы сами же и придумали.
Влащенко v. Кутепов
Эфир Hard Talk и лишняя доза алкоголя довели Богдана Кутепова до... впрочем, тут лучше отослать вас к первоисточнику. Но не могу не отметить, что Богдан хотя бы извинился.
Черновол v. Укрправда
А вот совсем не извинился он в другой раз, когда затесался в конфликт Татьяны Черновол с «Украинской правдой». Но тут и вопрос был не столь личный - все же днище украинской журналистики обсуждали. Никто не хочет, конечно, им оказаться, но ведь оно есть.
Скрыпин v. Найем
Роман Скрыпин, столько лет не осознававший, кто такой Мустафа Найем, вдруг прозрел. И все бы ничего было в мужских разборках, если бы не привлек Роман к срачу коллегу по Hromadske Татьяну Даниленко. Да еще и в ее день рождения. И за что только Роман так не любит женщин?
«Вырвиглаз года»
А вот и номинация, которая говорит сама за себя. Тут можно лишь смотреть и наслаждаться полетом фантазии бильд-редактора и навыками обтравки объектов дизайнера.
«Тайны звезд»
«Цветы, коты и ты»
#POSH
Голосуйте, коллеги, и все свободны - можем идти отмечать. С профессиональным праздником!
*исполняется истошно, с заламыванием рук и закатыванием глаз
Фото - Кирилл Авраменко, Иванна Зубович, Ян Солнечный, Сергей Ковалев,
gazeta.ru, vz.ua, forbes.ua, 15minut.org, patrioty.org.ua, facebook.com, lovefp.com,
jetsetter.ua, podrobnosti.mk.ua, aif.ua, uapress.info, bit.ua, news-front.info