Кому корочку от половины миллиарда, или На какие украинские фильмы пойдут деньги Госкино?
Если вы всю прошлую неделю не прятались в тумбочке и не ездили в отпуск, то наверняка знаете, что Госкино провело питчинги девятого конкурса кинопроектов. Событие вдвойне значимое, так как подтвердились слухи о том, что украинское кинопроизводство в 2017 году получит полумиллиардную господдержку - и значит, больше проектов смогут получить свое финансирование.
Без лишних предисловий предлагаю рассмотреть, кто именно просит у государства денег, сколько просит и, конечно же, что представляют из себя проекты, презентованные Экспертной комиссии продюсерами и режиссерами.
День 1. Неигровые фильмы, национальные и копродукционные, а также неигровые тематические. Темы, напоминаю, с прошлого конкурса решили не менять - 100-летие провозглашения УНР и 100-летия боя под Крутами, а также подвиг героев во Второй мировой войне и АТО. Если ко второй теме у меня вопросов нет, то первая смущает - даже сверхбыстрый продакшен не успеет снять простенькую короткоментражку к 100-летию как провозглашения УНР, так и боя под Крутами. Зачем же все дружно притворяются, что успеют?
Первыми на суд экспертов представили фильм «Десята муза в Україні. Фільм четвертий». Режиссер - Александр Столяров, автор сценария - Сергей Трымбач, продюсер - Светлана Степаненко (ООО «Киностудия Кинематографист»). Проект любопытен еще и тем, что просит у государства 100% финансирования (бюджет - 1,7 млн). По словам режиссера, в фильме из цикла Антология украинского кино «расскажут о маленьком чуде, радости после всего пережитого» - то есть кинематографе 1945-56 годов в советской Украине.
Компания «Магика Фильм» в лице Геннадия Кофмана представила фильм Беаты Бубенец «Девушка с кинокамерой». Проект стоимостью 2,5 млн грн, из которых продюсер просит у государства меньше миллиона, - один из наиболее интересных неигровых. Беата представлялась журналистом как украинских, так и российских каналов, снимала своих героев по обе стороны фронта в зоне АТО и готова показать, кто строит «русский мир за поребриком», и кто им противостоит в Украине. К слову, Беата - гражданка РФ и выпускница школы Марины Разбежкиной, что Кофман назвал преимуществом - «так как фильм получится более независимым».
О проекте Алисы Коваленко «Домашние игры», победившем на питчинге ОМКФ, вы уже слышали. Но пропустить его я не могу: создатели прислушались к рекомендациям жюри Одесского питчинга и проект подорожал - с $32 тыс. до 1,6 млн грн, из которых почти 900 тыс. грн просит у Госкино. При этом никто в Экспертной комиссии не поинтересовался у Алисы и ее продюсера Максима Васяновича, как теперь выглядит смета и за счет чего проект подорожал почти в три раза.
Проект стал первым из множества, питчинговавшихся не в своей секции: продюсеры представили его как неигровой национальный, хотя он - неигровой копродукционный. Как вы помните, на ОМКФ его презентовал в том числе французский сопродюсер Стефан Сиохан.
Еще один проект ООО «Киностудия Кинематографист» Светланы Столяровой получил название «Имени Выговского». Это документальное исследование Конотопской битвы по сценарию Богдана Жолдака, который, по словам продюсера, недавно был существено переработан. В частности, центральным стало повествование на основе исследований историка и дипломата Юрия Щербака. Увы, неудачно снятый тизер с «говорящей головой» по центру на комиссию впечатление не произвел. Режиссер Михаил Лебедев попытался спасти ситуацию, пообещав, что в фильме сделают акцент на графику.
Еще один проект, который вы можете помнить по питчингу ОМКФ, - «История зимнего сада». Авторы этого фильма - Семен Мозговой, Александр Чепига, Тарас Босак и Артем Колюб - тоже воспользовались советом, данным в Одессе Алисе Коваленко, и увеличии свой бюджет с 11 тыс. фунтов (призового фонда конкурса The Guardian) до почти 800 тыс. грн - из которых у государства юные документалисты просят 385,5 тыс.
Еще один проект студии Геннадия Кофмана «Панорама» - о «закулисье» жизни киномеханика кинотеатра «Кинопанорама». Этот проект - развитие короткометражки режиссера Юрия Шилова, которую высоко оценили как DocudaysUA, так и KISFF. Теперь речь идет о полном метре в 70 минут. Из 1,32 млн грн бюджета продюсеры просят у государства 1,06 млн.
Проект «Разом - вместе» производства «Тремпель фільмз», - полный метр, который вырос из сайта Razom.ua. Более того, из одной документальной фотографии с этого сайта. Продюсер, режиссер и сценарист Юрий Леута вдохновился фотографией здания Госпрома в Харькове, и теперь просит у государства 1,08 млн грн (при бюджете 1,33 млн грн).
Продюсер Светлана Зиновьева представила на питчинге проект Александра Балагуры «Такої дороги немає на мапі» - заключительную часть трилогии режиссера, который сейчас живет в Италии. За 2,6 млн грн, из которых 2 млн - государственные, режиссер предлагает рассмотреть проблему «утраченного рая детства».
Фильм «Тато мамин брат» Вадима Илькова производства «Гармата фильмз» просит у Госкино полное финансирование - 820 тыс. грн. А рассказывает о киевском художнике, который взял на воспитание свою племянницу после того, как ее мать «опустилась на социальное дно». Представленные рабочие материалы ответили на большую часть вопросов экспертов, поэтому фильм бурного обсуждения не вызвал.
А вот презентация, напугавшая нескольких экспертов - главный злодей из «Поводыря» Александр Кобзарь с таким напором прочел монолог нарратора документального фильма, что жюри даже подскочило с кресел. Проект «У 777 – перемога над смертю» о роли украинцев в восстаниях ГУЛАГа компании «Три-я-да продакшн» просит у Госкино 100% финансирования - 3,7 млн грн.
«Петро-цимбалист» Елизаветы Смит - фильм о карпатском музыканте, хорошо знакомом поклонникам шоу «Україна має талант». Камера, впрочем, следила за цимбалистом не в шоу СТБ, а во время выступлений на Майдане и в освобожденном Славянске. У Экспертной комиссии возникли сомнения, что история Петра заслуживает 82 минут - уж слишком презентованый материал напоминал короткометражку. Бюджет фильма - 860 тыс. грн, из которых у государства просят 415 тыс.
Почему члены экспертной комиссии в очках виртуальной реальности вы знаете - о проекте «Чернобыль 360» я вам уже рассказывала.
Фильм «Я - Яблонская» Юлии Лазаревской - третий проект, презентованный продюсером Светланой Степаненко. На байопик о знаменитой украинской художнице продюсер просит 1,5 млн грн - 100% бюджета проекта.
В секции тематических фильмов о героях Второй мировой и АТО были представлены 5 проектов, 4 из которых - производства Международного продюсерского центра «ФОР-ПОСТ» и продюсера Александра Дриза. Это фильмы «Заміновані вірністю» Юрия Ткаченко (бюджет - 1,5 млн, у государства просят 1,3 млн), «Одесити на Донбасі» Сергея Лысенко (2 млн грн, от Госкино - 1,8 млн), «Паспортний стіл» Алеси Моргунец-Исаенко (бюджет - 1,2 млн грн, государственных из них - 1,1 млн) и «Перехрестя «Балу» Василия Рыбальченко (бюджет - 1,6 млн грн, из них государственных - 1,4 млн).
К 100-летию боя под Крутами и провозглашения УНР продюсеры предложили 4 неигровых проекта. Три из них - перекочевавшие из восьмого питчинга «Omnia revertutur, або Усе повертається», «Крути. Історія перемоги» и «Михайло Грушевський. Вірю в Україну». Возможно, в питчинговом пакете Экспертной комиссии показали, как именно исправились не прошедшие строгий суд проекты, но по питчам существенных изменений заметно не было. Новым конкурентом этих фильмов стала картина об известной волонтерше по кличке Кроха «Півтора метра люті», над которой работает Татьяна Сучкова. Бюджет проекта - 840 тыс. грн, команда просит у Госкино 100% финансирования.
День 2. Основные подробности второго дня - питчинга анимационных проектов - я вам уже рассказала. Впрочем, не анимацией единой: после обеда продюсеры представили несколько тематических проектов, как о героях Второй мировой воны и АТО, так и к 100-летию провозглашения УНР и боя под Крутами.
Об экранизации книги Сергея Лойко «Аэропорт» я вам также успела рассказать в подробностях, а теперь поговорим о конкурентах проекта.
Денис Иванов предложил вниманию экспертов фильм «Повестка» Марии Кондаковой - 20-минутный эксперимент стоимостью 1,7 млн грн (у государства команда просит 900 тыс.).
«Позывной «Бандерас» компании «Три-я-да продакшн» представлял другую крайность - целых 108 минут хронометража. И презентовался главным «секс-символом» нынешнего питчинга Анатолием Пашининым, снимать которого предлагали создатели каждого второго проекта (сравнимой популярностью пользовались только актер Алексей Горбунов и оператор Сергей Михальчук, которые, судя по всему, открыли секрет телепортации, астральной проекции и/или клонирования). На этот проект режиссер Александр Богданенко просит 20 млн грн (при общем бюджете в почти 40 млн).
Другие игровые проекты об АТО и Второй мировой: «Серце» производства «Даймонд Філм Україна», продюсером которого стал кинокритик Андрей Алферов (просит 15 млн грн из 30 млн бюджета), «Задзеркалля» ООО «Инсайтмедиа», вызвавшее замешательство у всех слушателей питчингов неофициальным логлайном «войну на Востоке Украины развязали украинские журналисты» (и за это Андрей Суярко просит 18 млн грн из 36 млн бюджета), а также проект «Черкасы» «MKK фільм сервіс», претендующий на 17 млн грн из 40 млн бюджета.
Что касается тематических фильмов о Крутах и провозглашении УНР, то и здесь новинок немного: уже знакомые вам по прошлому питчу проекты «Крути 1918. Захист» и «Роман з Крутами» снова попытали удачи, усовершенствовав, по словам экспертов, сценарии. Кроме того, Виктория Забулонская презентовала в этой секции свой проект «Залишинець. Чорний ворон».
День 3 был посвящен копродукционным проектам и дебютам. Особенно хочется отметить, что секция дебютных работ в этом году приятно удивила своей подготовленностью - почти все начинающие режиссеры выгодно отличались от своих предшественников (и даже некоторых более опытных коллег) качественными питчами и продуманными презентациями. Впрочем, на полный метр замахнулись только три проекта: «Ивасюк» Mamas Production, о котором вы уже слышали; «Фіксація пріоритетів» (просили 10 млн грн из 12 млн бюджета), рассказывающий о полуразрушенном здании в центре Киева, по сценарию известной украинской писательницы Люко Дашвар (то есть Ирины Черновой) и «Червоний будинок» Анатолия Максимюка о нелегальной рабочей силе.
Печально выглядела секция детского полнометражного игрового кино, в которой экспертам представили только два проекта: мюзикл «Гидке каченя» Fresh Production стоимостью 38 млн грн (28 из которых просят у государства), без представления собственно музыкальной части, и «Джури козака Швайка» Star Media стоимостью 35 млн грн (у государства просят те же 28 млн), еще одну экранизацию произведения Владимира Рутковского, автора «Сторожевой заставы». Даже если оба проекта получат государственную поддержку, детское кино в Украине назвать активно развивающимся будет сложно.
Среди копродукционных проектов (авторских) особое внимание Экспертной комиссии вызвали «Ворошиловград» (но вы о нем уже слышали), «Ефір» Кшиштофа Занусси (продюсер - Елена Фестисова) и «Дауншифтинг» Виктории Трофименко (продюсер - Елена Ершова). В первом случае сомнения вызвала кандидатура режиссера: Занусси не участвовал в питчах лично, а обратился к экспертам с помощью видео, в котором подчеркнул, как гордится предыдущим опытом работы с Госкино. Напомню, речь о скандальном фильме «Сердце на ладони» с Богданом Ступкой, который так и не вышел в украинский прокат - во многом из-за нежелания польских продюсеров. Решится ли Госкино повторить эксперимент - неясно. Ну а проект Виктории Трофименко вызвал настоящую бурю возмущений по причине того, что режиссер планирует снимать в Индии преимущественно неукраинских актеров. Часть экспертов посчитала такую инициативу вливания в мировой кинематограф позитивной, часть - абсурдным распылением государственных средств. Проект Трофименко просит у Госкино 28 млн (при бюджете 95 млн), общий бюджет фильма Кшиштофа Занусси скромнее - 61 млн грн, из которых продюсеры просят у Госкино 17 млн. Последние обязуются снимать значительную часть фильма в Украине и задействовать украинских актеров.
А вот что не вызвало вопросов у членов комиссии, так это фильм «Антон» Зазы Урушадзе. Грузинский режиссер (который уже известен проектом «Мандарины») приехал на питчинг и рассказал о проект сам: это экранизации романа канадского историка Дейла Эйслера, действие которого происходит в Одесской области (там же и планируют снимать). Бюджет - 62,5 млн грн, из которых украинские продюсеры («Инсайтмедиа») просят у Госкино чуть больше 20 млн.
День 4 был посвящен игровым полнометражным проектам, преимущественно для широкого зрителя (но без авторского кино не обошлось, как и без конфузов).
Компания «МКК фильм сервис» предложила вниманию Госкино проект «13-й автобус» Александра Безручко. Жюри оценило предложение продюсеров задействовать в главных ролях Нину Матвиенко и Ахтема Сеитаблаева (еще одного «секс-символа» девятого конкурса), но засомневалось, что проект, снимаемый в одной локации (на автобусной остановке) и с ограниченным количеством действующих лиц, действительно стоит 18 млн грн (из которых продюсеры просят у государства почти 9 млн).
Валентин Васянович уже презентовал свой проект «Атлантида» на ОМКФ - с тех пор его детали сильно не изменились. Валентин просит у Госкино 21 млн грн из 42 млн общего бюджета, чтобы снять «судороги индустриального Донбасса» в Мариуполе. Васянович по-прежнему работает без сценария, но подчеркнул, что планирует снимать сцену аварии на литейном заводе - отсюда и сумма в бюджете.
Аплодисменты и первый за много дней смех в зале вызвал проект Антонины Ноябревой «Герой моего времени» - расширенная версия ее же короткометражки «День независимости». Сама короткометражка и пробный материал показались слушателям питчей по-настоящему смешными, а вот жюри смутило, что Тоня «занимается пропагандой гопничества». Ноябрева возмутилась: ее герой - простой человек, но не уголовник, так что не следует путать. Бюджет фильма - 16 млн грн, из которых Антонина просит у Госкино 8 млн.
А вот проект Одесской киностудии «Память солнца» вызвал у Экспертной комиссии настоящее возмущение. Фильм, явно рассчитанный на массового зрителя, подали в секцию авторского кино, и директор киностудии Андрей Зверев не смог ответить, кто допустил такую ошибку, и не была ли она злым умыслом, как прочие промахи по номинациям. Зверев подчеркнул, что Одесская киностудия подавала на питчи уже 17 проектов, и требует, чтобы Госкино поступило «по совести», поддержав государственную компанию. На фильм об основании Одессы продюсеры просили 14 млн грн из 28 млн общего бюджета.
Подробности проекта «Эгрегор» Любомира Левицкого вы также уже знаете - фильм презентовался в рамках питчингов ОМКФ, и с тех пор мало что изменилось. Разве что на питче Госкино лично присутствовал американский продюсер Эндрю Монахан. Кстати, почему «Эгрегор» назвали фильмом национальным, если он достаточно давно копродукционный, создатели тоже ответить не смогли - впрочем, в этом случае эксперты не слишком активно призывали авторов к ответу.
Как обычно, студия «Гагаринмедиа» на презентации своих проектов показала довольно приблизительный sozzle-reel из референсов. Почему «Гуцулка Ксения» Елены Демьяненко стоимостью 48 млн грн (из которых 24 млн просят у государства) может претендовать на широкую зрительскую аудиторию, осталось за кадром, поскольку презентация намекала, что проект будет авторским.
Продюсер Юрий Прилипко презентовал проект «Захар Беркут» и объяснил, почему Ахтем Сеитаблаев заменит Ивана Сауткина в роли режиссера. Подробности можно прочесть здесь.
А Сергей Алешечкин (не тот Алешечкин, который «Синевир», но родной брат) презентовал фильм «Морена». В целом, судя по трейлеру, мало чем отличающийся от «Синевира». Бюджет фильма ужасов - 39 млн грн, из которых у Госкино авторы просят более 19 млн.
Проект Национальной киностудии им. Довженко «Сколько стоят миллионеры» смутил экспертов несколько странной старомодной съемкой. Олесь Янчук на реализацию проекта просил почти 13 млн грн (половину общего бюджета в 26 млн).
Самым авторским из предложенных «для широкого зрителя» проектов стал фильм «Сладкая иллюзия жизни» Александра Жовна - об интернате для страдающих аутизмом и когнитивными расстройствами детей. Если продюсер Валерий Калмыков не получит запрашиваемой поддержки (3,7 млн грн из 7 млн бюджета), рекомендую ему попробовать переподать проект на 10-й питчинг в правильную секцию - судя по реакции Экспертной комиссии, проект им был симпатичен.
Претензий по поводу «широкого зрителя» не предъявили и Дмитрию Томашпольскому с проектом «Посторонний», хотя его эротический хоррор об аквафобии явно напоминает проект для фестивалей и элитарного зрителя - собственно, именно фестивальный прокат продюсеры и задумали. Дмитрий просит у Госкино 10 млн грн - половину 20 млн общего бюджета.
А вот и единственный на девятом конкурсе ремейк. Команда Геннадия Богука, Игоря Забары, Дмитрия Наумова и Тараса Боровко задумала современную версию фильма «Шляхетнi волоцюги», который был воплощен польской киностудией в первой половине ХХ века. Картина должна рассказать о Львове, а если точнее - об одной особенной львовской субкультуре. На реализацию проекта создателям требуется 37 млн грн, 18,5 из которых просят у государства.
Оксана Мельничук презентовала проект «Анна Киевская», подробности которого можно прочесть здесь.
А режиссер Юхим Гальперин шокировал экспертов, вначале прислав из Нью-Йорка видеообращение (режиссер живет и работает в Израиле), а затем появившись лично. Юхим предложил свой сценарий «Аномалия», который в свое время поддержали Фонд кино Израиля и Минкульт Украины - проблема в том, что Гальперин захотел начать снимать в 2008 году. Сейчас режиссер просит у Госкино около 15,5 млн грн - половину бюджета (31 млн). Посмотрев на сумму, вы наверняка будете удивлены новостью, что в одной из главных ролей Гальперин обещает снять Дастина Хоффмана.
Еще одна копродукция «Инсайтмедиа» с Италией (страна так полюбилась продакшену, что закрадывается подозрение, не собираются ли Владимир Филиппов и Андрей Суярко туда эмигрировать?). Проект «Другой путь» приехал презентовать режиссер Алессандро Гарилли, он же - автор сценария. Судя по представленному материалу, фильм не очень рассчитан на массовую аудиторию - будет рефлексивным и фестивальным. Бюджет - 42 млн грн, у Госкино просят меньше 9 млн. Экспертов смутило, что в числе стран-сопродюсеров значится Россия, но Владимир Филиппов заверил: никакой России не будет. Также представители «Инсайтмедиа» напомнили, что не стали участвовать в фестивале ММКФ, а снялись с конкурса (зачем было изначально подаваться на российский фестиваль, не уточнили).
Проект Питера Бебьяка «Межа» вам тоже должен быть знаком по восьмому питчингу. Правда, в этот раз режиссер просит 7 млн грн (из 37 млн бюджета) - уже с другим продюсером. Украинскую сторону теперь представляет «Гарнет интернешнл медиа груп».
Как можно догадаться из названия проекта, «Необычные греческие похороны в Карпатах» совмещают греков и Карпаты, так что в «Инсайтмедиа» любят не только не Италию. При этом в проект закрался и грузин Заза Буадзе - на сай раз в качестве сценариста, а финансирование продюсеры ищут не в миноритарной доле - государству предлагают поддержать 32-миллионный проект на 14,5 млн грн.
Проект «Крашеная птичка» Вацлава Маргоула, один из самых дорогих среди предложенных на суд Госкино, просит миноритарного участия Украины - всего 9 млн из 127 млн грн бюджета. Впрочем, судя по словам Ивана Савиченко из «Директории кино», участие Украины в проекте будет таким же миноритарным: украинцев в творческой и актерской команде я не нашла.
Проект ООО «ТОУ» под названием «Республика Пилигрим», рассказывающий о системе реабилитации наркоманов, вызвал у экспертов массу вопросов. Режиссер Алексей Мамедов задумал показать церковь, обладающую всеми признаками секты, но как бы не получилось, что в итоге фильм станет пропагандой этой самой секты. Экспертной комиссии стоит серьезно подумать, прежде чем давать 14 млн грн на реализацию такого сценария.
Засомневались эксперты и в проекте Star Media «Одиночество в сети» - проекте, который завтра будет презентоваться в рамках питчинга Kiev CoProduction Meetings. А Андрей Халпахчи, один из экспертов, вообще посчитал книгу «неэкранизируемой». Естественно, продюсеры картины в лице Галины Балан с мнением эксперта категорически не согласны: по их словам, автор романа Януш Вишневский сценарий Алины Семеряковой одобрил, а значит снимать нужно. Бюджет проекта - 47 млн грн, 23,5 млн из которых просят у Госкино.
Проект «Терещенко - последний олигарх» компании «Ганзафильм» эксперты одобрили, но только при условии, что авторы согласятся изменить название, вызвавшее у всех крайне негативные ассоциации. Авторы тут же согласились - разумеется, если Госкино предоставит запрошенные 20,5 млн грн (бюджет - 41 млн).
Ну и последним проектом (по списку, не по значению) стало предложение Игоря Савиченко («Директория кино») «Чтобы черту стало тошно». Здесь у экспертов негативных ассоциаций не возникло. Продюсеры грозятся масштабными спецэффектами, причем преимущественно компьютерными, но глобальный VFX воздушных боев, а также 120 минут экранного времени обещают реализовать всего за 29 млн грн, 19 из которых просят у Госкино. Лично я, приблизительно представляя себе расценки на компьютерную анимацию воздушных боев, в бюджет не верю: либо графики будет совсем немного, либо она выйдет не очень...
Засим эксперты выдохнули...
Госкино - задумалось
Зрители питчингов отправились писать посты в соцсети
А член Экспертной комиссии увековечил в народе новый мем - «питання Войтенко»
Напоминаю, результаты питчингов будут известны совсем скоро - 22 сентября Госкино расскажет, кто из продюсеров прошел испытание водой, огнем и Экспертной комиссией, и получет свою корочку от полумиллиардного пирога. А я обязательно расскажу вам, что почем, так что держите под рукой эту шпаргалку.
Фото - Кирилл Авраменко, youtube.com