Кому надо понравиться, чтобы пройти кастинг на роль ведущего. Реальные истории
На презентациях новых и обновленных проектов я регулярно слышу словосочетания вроде «длинные кастинги», «сложные тракты» и «отбор в несколько этапов». Но разобраться, что скрывается за ними и как именно устроена внутренняя кухня кастингов ведущих на наших телеканалах, у меня все как-то не получалось. Решив срочно это исправить, я обратилась к телевизионщикам с просьбой рассказать о самых интересных, сложных и необычных кастингах в производимых ими проектах. И вот что узнала:
«Ревизор». Проверить, оставшись незамеченным
Провести с претендентом реальную ревизию, не привлекая лишнего внимания – главная задача команды «Ревизора» во время поисков ведущего. Но до этого соискателям нужно пройди еще два этапа.
Первый – собеседование, которое проводят шеф-редактор Анна Жижа, креативный продюсер Мария Павличук и режиссер Данила Джепо.
– Мы изучаем резюме каждого, задаем интересующие нас вопросы, моделируем ситуации и спрашиваем, как бы претендент в них себя повел, – рассказывает Анна Жижа. – Можем даже попросить человека в этом же помещении проверить, чистый ли кондиционер. В прошлом году к нам на собеседование пришли примерно 180 человек. Из них только 40 прошли дальше.
«Дальше» – это тракты в условиях, приближенных к боевым (читай к реальной ревизии). Для этого арендуется большая квартира, где есть кухня (обязательно с холодильником!), санузел и несколько комнат. Последние играют роль номера гостиницы, а кухня – ресторана. Холодильник наполняют продуктами и наблюдают, проверяет ли претендент на роль ведущего их на свежесть и годность. Также подсылают к нему засланного «официанта», а в якобы гостиницу – якобы горничную.
– Мы-то опытные, мы знаем, что на съемках бывают разные люди, – говорит Анна Жижа. – Некоторые закрываются и не идут на контакт, другие агрессируют, третьи пытаются сбежать, четвертые – со всем безвольно соглашаются. Члены нашей команды имитируют на втором этапе ситуации из наших же съемок, чтобы проверить, как претендент справится с разными персонажами, как отреагирует и что скажет. Для меня это самый интересный период кастингов, потому что реакции претендентов – настоящие и незабываемые.
Финальный этап – реальная ревизия ресторана и гостиницы. Правда, отели снимаются скрыто.
– Потому что эта ревизия, скорее всего, не выйдет в эфир, – рассказывает директор Творческого объединения, которое создает «Ревизор», Виктория Бурдукова. – Зачем лишний раз людей нервировать? Аня Жижа укутывается в шарф, снимает очки (она до сих пор верит, что ее узнают только благодаря очкам) и молча проходит в номер, который мы сняли для ревизии. Претендент на роль ведущего делает так же. Затем частями «просачивается» и команда, спрятав камеры в рюкзаки или чемоданы. На кастингах присутствуют человек 10, так что сложно пройти незамеченными. Когда Николая Тищенко ревизировал трехзвездочный отель, персонал таки что-то заподозрил. Ночью он спустился на рецепцию попросить обогреватель. Уже не укутанный в шарф (улыбается). Не каждый день в трехзвездочном отеле встретишь Николая Тищенко.
А вот в ресторанах снимать скрыто не получается – кухню все-таки надо проверить. Схема работы здесь такая же, как на обычных ревизиях. Тем не менее, во время своего «боевого крещения» Николай Тищенко все еще сомневался, что находится на реальной проверке.
– Он был уверен, что мы все подстроили: арендовали кафе, договорились с собственником, чтобы он полез с ним в драку, – вспоминает Анна Жижа. – Мне кажется, он до сих пор не верит, что это была реальная ситуация (смеется).
Эх, Николай, если бы все было так просто...
«Инспектор. Города». В поисках «своего парня»
Замену Ольге Фреймут искали в два этапа, если не считать собеседование. Его, кстати, проводила вся команда департамента главного продюсера развлекательных программ «1+1». На знакомстве с претендентом присутствовал психолог - чтобы понять, насколько потенциальный ведущий эмпатичен, обаятелен и вообще «свой парень», объясняет главный продюсер развлекательных проектов «1+1» Ольга Слисаренко.
После собеседований 30 претендентов (среди которых – и ведущие других каналов, и просто журналисты) проходили кастинг в специально снятой для этого студии. Там для участника кастинга моделировали ситуацию, чтобы проанализировать, как претендент умеет общаться с разными людьми, как ведет себя в экстремальных случаях, насколько располагает к себе.
– Для нас очень важный критерий – неравнодушие ко всему происходящему, – говорит Ольга Слисаренко. – У Владимира Остапчука это очень хорошо проявлялось.
Затем – финальный этап. У Владимира в нем было четыре конкурента. Команда арендует часть ресторана (заранее предупредив персонал), и снимает непосредственно тракты.
«Контролер». Найти подход к чиновникам
Еще один проект о проверках - и еще один особенный кастинг ведущего.
– Идея тракта состояла в том, чтобы ведущий общался с реальными героями, узнавал об их проблеме и выяснял у чиновников причины, по которым проблема героев не решается, – рассказывает креативный продюсер Оксана Калитюк. – На первом этапе отбора реальные ситуации для ведущих имитировали, а на втором – они уже работали в реальных условиях. Важно было понимать, как люди реагируют на ведущего, симпатизируют ли они ему, готовы ли быть искренними.
Кроме того, оценивался уровень компетентности ведущего в различных темах. А это можно было проверить, только поместив претендента в условия реальной программы и дав ему возможность пообщаться с чиновниками разного уровня на разные темы. Ничего более конкретного на «Украине» мне не сообщили – видимо, производственная тайна.
«Орел и Решка». Что ни день, то кастинг
Кастинги ведущих для команды «Орел и Решка», по словам продюсера Марины Гранкиной, - больная тема. А все потому, что в последнее время проект ищет новые лица практически каждый месяц. И не из-за текучки старых кадров, а потому, что появляются новые спецпроекты.
Основных требований к претенденту всего два – харизма и чувство юмора. Этого не лишен ни один ведущий «Орла и Решки». А таких людей, по словам Марины, один на пять сотен.
– При недолгом общении с человеком можно выяснить, есть у него харизма и чувство юмора или нет, – говорит продюсер. – Я обычно ориентируюсь на то, интересно мне разговаривать с претендентом или нет. И даже не столь важны внешние данные – мы закроем на это глаза, если человек может с первой минуты увлечь разговором. Мы все-таки снимаем целыми днями, а потому важно, чтобы даже уставший ведущий мог интересно рассказывать о происходящем.
Кастинги здесь двух видов - открытый и закрытый. На открытый приглашают всех желающих, а в таковых у нас дефицита нет. И большинство из них – желающие путешествовать, но при этом не совсем объективно себя оценивающие. А потому такие - масштабные - кастинги проводятся крайне редко.
На них продюсерская группа по одному выбирает претендентов, затем задает вопросы. Для начала банальные – о семье, друзьях, работе. Аргументирует это Марина тем, что тут-то и можно заметить, есть у человека чувство юмора или нет. Затем его расспрашивают о любимых странах, и их достопримечательностях. Дальше человека просят, например, представить, что он сейчас в Париже, за ним – Эйфелева башня. Как о ней можно интересно рассказать?
– Или, например, мы просили представить, что претендент сейчас где-то на трассе в Чили, у него пробито колесо, он ни слова не знает по-испански, – вспоминает Марина. – Навстречу ему идет пастух, единственный, кто может помочь. Какие действия?
Пока вы сами себе отвечаете на этот вопрос и тестируете, прошли бы в проект «Орел и решка», расскажу о непубличных кастингах. Они, кстати, ведутся круглые сутки, а заключаются в следующем. Всей продюсерской группе регулярно приходят тысячи заявок от желающих поработать в проекте. И Марина признается, что каждую честно просматривает. Однако те, которые начинаются «меня зовут так-то, я хочу быть у вас ведущей, вот мое резюме и фото», сразу закрывает.
– Это большая ошибка – вот так себя подавать, – говорит Марина. – Надо присылать сразу видеовизитку, или же ролик в стиле «решки». Так мы сразу понимаем, есть ли с чем работать. Мы все посоветуем, скажем, как лучше снять, расскажем, что сделать. Например, мы часто просим претендента снять свой завтрак, рассказать, что в него входит и вкусно ли это. Если съемка в ресторане – описать интерьер. У нас много таких проб было проведено в ресторане у офиса – мы там и обедаем, и ведущих трактуем (смеется).
Дополнительный кастинг – это уже непосредственно тракты. До них доходят претенденты, преодолевшие этап «предутверждения». Потенциальных ведущих ставят в приближенные к реальности условия. К примеру, претендентов на роль ведущих «Орел и Решка. Шоппинг» снимали в торговых центрах Киева. Также их часто просили провести «экскурсию» по городу.
Дальше дело за ТВ. Претендентов, которых отобрала продюсерская группа, предлагают телеканалам, которые показывают шоу «Орел и Решка». За ними – решающее слово. Затем счастливчики с места в карьер приступают к работе.
«Хто зверху?». Найти ровню Притуле
Кастинг на ведущую проекта «Хто зверху?» телеканал проводили дважды. И найти ее было не так просто, особенно после ухода Ольги Фреймут. Руководитель ТО, которое производит проект, Елена Маторина, даже призналась мне, что «Хто зверху?» тогда был на грани закрытия. Еще бы: попробуй найти соведущую Сергею Притуле, с его-то уровнем интеллекта и чувством юмора. Однако ТО Елены Маториной это удалось.
Сначала вся команда, в том числе Сергей Притула (не забывайте, что он еще и креативный продюсер шоу), набросала список качеств, которыми должна обладать идеальная ведущая. Конечно же, там было и чувство юмора, и образованность, и умение импровизировать – все то, что есть и у Притулы, чтобы уметь достойно ему парировать. Но главный критерий – она должна быть совершенно другой, нежели ее предшественница.
Затем составлялся список претенденток. Благо, в украинском шоу-бизнесе команда ориентируется хорошо – сколько звездных участников через ее проекты прошло! Дальше список просматривало руководство канала, и часть претенденток отсеивалась.
Интересный факт – изначально команда искала ведущую исключительно среди украинских селебрити. Екатерину Варнаву предложил сам Сергей Притула, так как ранее был знаком со звездой Comedy woman.
Далее - непосредственно тракты, где претендентка входила в кадр с Сергеем Притулой, и пробовала свои силы пусть не в реальной студии «Хто зверху?», но в условиях, приближенных к реальным. Ведущие разыгрывали сценки, читали подводки, а Сергей Притула, пытаясь проверить участниц на умение импровизировать и справляться со стрессовыми ситуациями, провоцировал претенденток и ставил в неудобное положение.
Затем тракты монтировались, показывались руководству, и, собственно, Владимир Локотко говорил решающее слово. С учетом мнения команды, конечно же. Так в проекте появилась Катя Варнава, в которую еще на трактах влюбилось все ТО, а потом и зрители.
В случае же с Лесей Никитюк все было гораздо проще. Проект искал в первую очередь украиноязычную ведущую, так как в действие уже начали вступать квоты. И нужна была кардинально не похожая на предшественницу. Из списка претенденток наиболее подходящей на эту роль оказалась Леся Никитюк, появляющаяся ранее в «Хто зверху?» в качестве участницы. А потому в трактах необходимости не было – команда знала, чего от нее ожидать. Да и сроки поджимали. Договор с Лесей был подписан за две недели до начала съемок.
«Зважені та щасливі». Задача – понравиться «толстякам»
История кастинга Аниты Луценко на проекте передается из уст в уста. Когда искали тренеров на первый сезон, приходило много экспертов из разных фитнес-клубов. На место Аниты претендовали самые опытные тренеры страны. Смотрели многих, были разные типажи, но всем чего-то не хватало. В один прекрасный день к Алексею Гладушевскому в кабинет зашла Анита. И это была любовь с первого взгляда – тогдашний руководитель ТО утвердил ее сразу.
– Я увидела, что на СТБ на проект «Зважені та щасливі» набирают толстяков, – вспоминает экс-тренер. – Сразу возникла мысль: «А кто будет тренером? Если не я, то кто?» И написала в какой-то социальной сети Алексею Гладушевскому, что я – тот тренер, который им нужен.
Что было дальше, вы знаете: несколько сезонов спустя Анита еще и стала ведущей.
Выбрать тренера-мужчину было сложнее. Но когда команда увидела Игоря Обуховского, поняла – вот же он, полная противоположность Аните. Его методы работы – мягкие, но не менее результативные.
Этапов отбора было всего два: личный разговор директора ТО телеканала СТБ и руководителя проекта с потенциальным кандидатом, и непосредственно тракт с камерами.
– Общаемся долго, узнаем как можно больше, – рассказывает директор ТО Евгений Туник. – Сначала должна проявиться харизма человека. Если ее не хватает, то общение заканчивается достаточно быстро. Таких претендентов через нас прошло очень много – больше 100 экспертов. Самое важное выясняется в ходе беседы. Команда проекта пробовала разные методы поиска. Журналисты ездили по городам Украины и искали тренеров везде. Такой метод особо не дает результатов. Были интересные, даже фриковатые тренеры, но сказать, что они готовы сразу заходить в кадр и тренировать 10 человек – нет.
Вячеслав Узелков в проекте появился на этапе перезагрузки – его присмотрели еще на «Україна має талант» и устроили несложную пробу: записали элементарный тракт со съемочной группой даже без моделирования ситуации. И утвердили.
А вот Марину Узелкову «кастинговали» достаточно долго: это для зрителя она появилась в шестом сезоне, а для команды – еще в четвертом. Но была за кадром. Вячеслав не скрывал, что и в 4-м, и 5-м сезоне жена могла его подменить. Проект видел, как она работает с участниками, но тогда в шоу еще были Игорь и Анита, которых никто не собирался менять. Перед 6-м сезоном менялся тренерский состав, и на Марину посмотрели уже совсем другими глазами. С ней было записано много проб и интервью.
– Пробы в 6-м сезоне заключались в следующем: приглашается тренер, ему дают задание – придумать тренировку, – вспоминает Евгений Туник. – На эту тренировку приходят несколько незнакомых толстяков, которых кастинг-менеджеры приглашают через анкеты на сайте. Толстяки не знают, кто их будет тренировать. Все, что мы делаем дальше – наблюдаем. Как тренер знакомится, как раскрывает их характер, и, самое главное, как тренирует, какие комплексы упражнений дает. Потом мы смотрим на отзывы толстяков – какое у них впечатление от тренера. Если отзывы положительные, тогда нужно задуматься, чтобы брать этого тренера в проект.
Судя по всему, у Марины отзывы были ну очень положительные.
«Свобода слова». Заменить незаменимого
Вопрос о поиске нового ведущего для «Свободы слова» возник еще в 2013-м – когда Андрей Куликов первый раз сказал руководству, что хочет уйти из программы. Но этот год для страны стал поворотным, и Андрей принял решение остаться. Спустя три года, весной 2016-го, ведущий по-честному предупредил, что работает до конца сезона, и ему стали искать замену.
– Активные поиски длились несколько месяцев, – вспоминает генеральный продюсер телеканала ICTV Михаил Павлов. – Мы сразу решили, что нам нужен украиноязычный и категорически не заграничный вариант. К нам приходили люди с неукраинским гражданством, которые хотели поучаствовать в проекте, таким мы отказывали. Также мы понимали, что нам нужен человек, который ориентируется в политическом пространстве и, более того, имеет опыт работы в прямом эфире. Это сузило выбор. Вообще, как такового кастинга не было. Точнее, мы проводили его по вторичным материалам – эфирным.
В конечном списке осталось 5-7 претендентов. С некоторыми команда успела пообщаться, другие наверняка даже не подозревали, что они рассматривались как кандидаты. Но из всех до трактов дошел только Вадим Карпьяк.
– Как человек, который впервые должен был вести программу стоя – до этого я сидел за столом, – я чувствовал себя довольно скованным в движениях, – вспоминает ведущий. – Одно дело поясной план – ты можешь быть хоть в шортах, лишь бы сверху был костюмчик и галстук. А тут мне нужно ходить. В общем, захожу в студию и понимаю, что по сравнению с моими предыдущими, это не студия, а просто футбольное поле. Начинаю ходить между экспертами, что-то им говорить – никаких замечаний. А после тракта мне культурно сказали: «Ну, студия, конечно, большая, но камеры все фиксируют. В случае чего ты можешь подойти к эксперту, но не забывай что это все-таки прямой эфир. Постарайся не ходить туда-сюда перед камерами и не портить планы. Твое поле для хождения ограничено примерно одним квадратным метром».
Кстати, уже на съемках трактов (это пробные эфиры без зрителей, но с реальными экспертами) стало ясно – на экране Вадим очень похож на Андрея Куликова. После первой программы даже посыпались обвинения с претензиями, что канал специально искал «дублера». Однако на канале уверяют, что это не так. В пользу Вадима сыграл, прежде всего, его опыт работы в прямом эфире.
А вы как считаете - ведущие действительно похожи?
«Сніданок з 1+1». Танцуй, шути, готовь!
В прошлом году к команде «Сніданок з 1+1» присоединились двое новых ведущих – Егор Гордеев и Неля Шовкопляс. Искали кандидатов, в первую очередь обладающих природным обаянием и готовностью к экспериментам.
– Всегда говорю своим студентам в «Высшей школе Media&Production»: «Если вы побываете в шкуре ведущего «Сніданку з 1+1», то сможете потом работать практически в любом жанре – от общественно-политических, социальных программ до юмористических шоу», – рассказывает Юлия Жмакина, директор департамента утреннего вещания «1+1». – Каждый день наши ведущие узнают и осваивают что-то новое – сейчас они в студии говорят об изменениях в субсидиях или медицинской реформе, через 5 минут учатся крутить пиццу вместе с пиццайолами, а еще через 5 – напевают новую песню с популярной музыкальной группой. Безусловно, проверить все таланты и навыки на кастинге невозможно, да и не имеет смысла – наши ведущие учатся вместе со зрителями. Вот не тестировали Егора Гордеева на предмет танцевальных навыков – и к лучшему. Теперь вся страна знает, что «танцуй, будто никто не видит» – работающий психологический трюк.
Ключевое требование, которым команда руководствуется на пробах – владение сторителлингом. Этим летом, когда искали новых ведущих, все кандидаты должны были записать на телефон видео, рассказать любую историю, способную зацепить команду. После этого лучших приглашали в студию на тракты и смотрели, как претендент взаимодействует с другими ведущими, насколько органично выглядит в «ансамбле». Кстати, перед Нелей Шовкопляс на кастинге стояла задача увлечь рассказом троих уже искушенных и опытных ведущих – Людмилу Барбир, Руслана Сеничкина и Егора Гордеева. И она не только заставила их слушать, но и рассмешила всех сходу.
Кстати
Мало кто знает, что звездные тренеры проектов «Голос.Діти» и «Голос країни» перед тем, как сесть в заветное красное кресло, проходят кастинг, как и участники шоу. На пробы приглашаются вокалисты, которые поют для претендентов на место наставника в проекте. В это время артисты сидят спиной к участникам и, если им нравится голос вокалиста, поворачиваются и комментируют выступление. Интересно, а Вакарчука и Кароль тоже так кастинговали?
Теперь новички, отправляясь на ТВ за славой, будут знать чуть больше о подводных камнях кастингов. Надеюсь, эти бесплатные лайфхаки по их успешному прохождению вам однажды пригодятся.
Фото - Кирилл Авраменко, пресс-службы телеканалов