Гомофобия, патриотизм и Оксана Марченко. Самые громкие и яркие скандалы уходящего года
Медленно, но уверенно год близится к финалу. Это, с одной стороны, значит, что совсем скоро все мы окунемся в процесс нарезки праздничного оливье и просмотра новогодних фильмов. С другой стороны, идти вперед невозможно без оглядки назад, а после пары-тройки бокалов шампанского вам с друзьями непременно захочется обсудить, кто из медийщиков в 2018-м отличился настолько, что стоит места в хит-параде скандалов и скандальчиков.
Я, как обычно, забочусь, чтобы в своей компании вы выглядели самым подготовленным и подкованным участником, а потому накануне затяжных праздников приготовила для вас целую серию итоговых материалов о том, чем был богат почти закончившийся год. В ней, конечно же, нашлось место и для медиасрачей: чтобы мир знал своих героев, а вы могли припомнить особый случай под каждую закуску.
Зианджа против Зеленского и Плюсов
Мне до сих пор сложно в это поверить, но факт: в 2018-м году в Украине могут быть актуальны скандалы на почве гомофобии, а участвовать в них могут не только крупные медиахолдинги, но и потенциальные кандидаты в президенты. Тем не менее, стоило певице Зиандже (экс-Борис Апрель) прийти на кастинг «Голоса страны», как ее тут же спародировали в «Лиге смеха», причем сделали это довольно спорно, окрестив трансгендера словом «оно». Зианджа восприняла это как травлю и обвинила во всех грехах Плюсы и Владимира Зеленского лично. И если канал впоследствии хоть и скупо, но извинился, то глава «Квартала 95» по сей день хранит молчание как по этому поводу, так и насчет своих планов по участию в президентских выборах. Все правильно, это ж не депутатов «в сраку» отправлять.
Журналисты-расследователи против ГПУ
Не знаю, как вы, а я давно привыкла к тому, что украинские журналисты, которые занимаются расследованиями, никак не найдут общего языка с правоохранителями и спецслужбами. В принципе, даже в идеальном мире так и должно быть, но в уходящем 2018-м это противостояние обрело новые черты. Все началось с того, что ГПУ заподозрила ряд журналистов-расследователей во главе с Натальей Седлецкой в возможной причастности к разглашению гостайны главой НАБУ Артемом Сытником. Несмотря на то, что в деле они проходили как свидетели, правоохранители еще в августе в Печерском суде добились разрешения на доступ к телефону Седлецкой с целью сбора с него различных данных, в том числе и геолокации. Позже стало известно, что такая же участь постигла девайс Кристины Бердинских.
Девушкам пришлось пройти непростой путь, чтобы восстановить свое право на приватность, а последнее слово в деле сказал ЕСПЧ. В итоге, драма, длившаяся целый месяц, закончилась капитуляцией ГПУ, а журналисты по всей стране выдохнули с облегчением: свобода слова у нас все-таки существует.
Ольга Сушко против медиатусовки
Этот скандал гремел хоть и недолго, но настолько громко, что поучаствовали в нем даже те, чьи отношения с медиаиндустрией ограничиваются просмотром вечернего выпуска новостей. Если каким-то чудом вам удалось это забыть, напомню: известный в узких кругах телеграм-канал «Киев Фэшн Лавэз» опубликовал сравнение свежей редакторской колонки главы Vogue UA Ольги Сушко с письмом главреда российского Harper’s Bazaar Шахри Амирхановой от 2006 года. Читателям тут же стало понятно, что свою колонку Сушко придумала не сама, а та в ответ перекинула ответственность на неназванного фрилансера. Впрочем, от этого стало только хуже, и к обвинениям Ольги в плагиате присоединилась чуть ли не вся украинская медиатусовка, представители которой принялись от корки до корки перечитывать все колонки главреда и находить в них все новые заимствования. Хеппи-энда здесь тоже не случилось: Сушко сперва отстранили от должности, а спустя неделю уволили. Теперь главредом украинского Vogue является Филипп Власов, и, надеюсь, ошибок предшественницы он повторять не будет.
NewsOne и «112 Украина» против Нацсовета и Рады
Не сказать, чтобы это противостояние стало в 2018-м году чем-то новым и неожиданным, однако в невиданную доселе фазу оно все же вошло. До октября история развивалась более-менее предсказуемо: регулятор то и дело назначал каналам проверки и отказывал в продлении лицензий, а затем в игру вдруг вступила Верховная Рада, согласившись рассмотреть петицию о прекращении работы вещателей из-за их антиукраинской деятельности. В итоге парламент проголосовал за постановление, согласно которому должны быть аннулированы лицензии и другие разрешения, необходимые для осуществления деятельности компаний, входящих в структуры собственности «112 Украина» и NewsOne, а СНБО принял в их отношении целый ряд санкций.
Не помогло каналам и то, что в последнее время их все чаще связывают с Виктором Медведчуком. Впрочем, не исключаю, что именно это и стало причиной столь пристального внимания со стороны властей, а также беспрецедентных мер. Посмотрим, во что это выльется в 2019-м.
Елена Васильева и Плюсы против российских сценаристов
Идеи, конечно, и раньше витали в воздухе, а потом почти одновременно попадали в головы разных творцов, однако конфликтов международного уровня на этой почве еще не возникало. Так, во всяком случае, было до ноября этого года, пока российские сценаристы Валерий Любимов и Ольга Кулагина не обвинили продакшен Елены Васильевой в том, что без их ведома по их сценарию для Плюсов был снят сериал «Жизнь ради любви».
О подробностях и аргументах сторон в этой истории я рассказывала здесь, остается лишь добавить, что воз взаимного недовольства с тех пор не сдвинулся, по крайней мере, в публичной плоскости. Плюсы и Васильева тогда заявили, что готовы решать все мирным путем, так что надеюсь, авторская справедливость все же восторжествовала.
ТСН и «медіаспільнота» против Плюсов и Оксаны Марченко
Раньше казалось, что расколоть этот лагерь невозможно, но там, где появляется Оксана Марченко, «можливо все». Когда стало известно, что супруга Виктора Медведчука поучаствует в шоу Плюсов «Танцы со звездами», против такого хода восстала та часть украинской медиатусовки, которую в наших краях привыкли звать «медіаспільнота».
Передовиками сознательности выступили не кто-то там со стороны, а родные Плюсам журналисты ТСН. В своем заявлении они высказались против такого шага, а чуть позже их поддержала сама Наталья Лигачева, у которой до сих пор напряженные отношения с Александром Ткаченко и Ко. Все они призывали к бойкоту проекта в целом, и Марченко в частности, однако ни к чему существенному скандал так и не привел. Разве что к реакции Ткаченко: теперь мы знаем, что он адепт мысли, что жена за грехи мужа не отвечает.
Общественное против государства
Этот срач тоже ничего нового в нашу с вами жизнь не привнес. Как и в прошлом году, Общественное вещание и все его менеджеры не уставали повторять, чем опасно недофинансирование телекомпании, а власти то и дело ссылались на нехватку бюджетных средств для выполнения законодательства в полной мере. Любопытным был разве что поворот с детским «Евровидением»: сначала Зураб Аласания решил от него отказаться, а потом, когда десятки людей в соцсетях (чувствуете масштаб, да?) таким ходом возмутились, конкурсу все же приказали быть.
Насколько мне известно, это стало возможным благодаря личному вмешательству Владимира Гройсмана. Говорят, что когда информация добралась до премьер-министра, он распорядился найти средства, а Аласании посоветовал впредь с подобными вопросами сразу идти к нему. А вот о том, рассказал ли ему Зураб, что суть Общественного в том, чтобы такого в принципе не делать, мои источники умалчивают.
Члены Нацсовета против членов Нацсовета
Этот скандал напомнил всей прогрессивной общественности о том, что даже несмотря на дружную работу в течение четырех лет, политические разногласия вполне могут взять верх даже над коллективным разумом членов Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания.
Камнем преткновения для них стал вопрос о продлении цифровых лицензий (по крайней мере, именно тогда конфликт стал виден невооруженным глазом), однако все очень быстро перешли на личности. Суть конфликта заключалась в разногласиях между президентской и парламентской частями регулятора, и первым в набат забил представитель последней Олег Черныш. Он начал бойкотировать заседания, а потом к нему присоединилась Ольга Герасимьюк, написавшая заявление на увольнение из органа. Затем последовали взаимные обвинения и требования извинений, а к решению конфликта даже пытались привлечь Викторию Сюмар. Чем все закончилось, вы знаете: пани Ольга пересмотрела свою позицию, а на свободное место члена Нацсовета по парламентской квоте, пустующее со времен ухода Катерины Коненко (Загорий), таки объявили конкурс. Видимо, чтобы в случае новых конфликтов все же была возможность собрать кворум.
Иван Дорн против Плюсов
Если бы звезды в тот день расположились иначе, а Иван Дорн не был бы злопамятным, возможно, эта история могла бы стать примером примирения, а не очередным скандалом. Но у судьбы свои законы, а у Ивана - свое понимание возмездия, поэтому когда Плюсы пригласили его выступить на очередном эфире «Танцев со звездами», он решил припомнить вещателю все брошенные в свой огород камни.
Начало этой истории следует искать еще в 2017-м, когда Дорн дал то самое интервью Юрию Дудю. Потом журналисты Плюсов безуспешно гонялись за певцом на заправках в надежде получить комментарий, а когда это не удалось, выпустили в эфир не очень приятный для Ивана сюжет. В течение целого года после этого обе стороны хранили молчание, а потом вещатель, следуя трендам, позвал Дорна к себе в эфир. Надеюсь, результат и песню Ивана «Опомнись» вы помните до сих пор.
Провайдеры против медиагрупп
Скандалы и скандальчики в телеком-отрасли не утихают никогда. И в уходящем году они были на любой вкус: то провайдеры отказывались включать в свои пакеты каналы различных телегрупп (здесь вам и трудности коммуникации житомирской «Телесети» с Плюсами, и бесконечная история противостояния «Информационных технологий» со всеми и вся, которая, впрочем, закончилась хорошо), то подавали на них жалобы в Антимонопольный комитет, то не могли смириться с новым Порядком адаптации иностранных телеканалов...
Учитывая накал страстей, а также то, что все возникавшие вопросы решались не фундаментально, а ситуационно и в ручном режиме, у меня есть все основания полагать, что споров на этом поприще еще будет немало. Но это уже будут истории для следующего года.
Виктор Медведчук против фильма о Василии Стусе
Раз уж я напомнила вам о скандалах с участием Оксаны Марченко, то и историю противостояния ее супруга Виктора Медведчука и украинской общественности тоже не могу обойти стороной. Началась она, напомню, с того, что Геннадий Попенко объявил, что Медведчук, то ли сам, то ли руками своих адвокатов, надавил на авторов картины о Василии Стусе с тем, чтобы его персонажа не было в фильме.
Дальше - больше. Несколько дней вопрос обсуждали абсолютно все, а продюсеры фильма объявили, что Медведчук здесь не очень-то при делах, поскольку убрать его персонажа попросил сын Стуса Дмитрий. Попиариться здесь решил и Владимир Гройсман, поручивший Минкульту и Госкино сделать все, чтобы история была передана «максимально честно, правдиво, полностью и без перекручиваний». Чем все закончится - узнаем в 2019-м, когда картина «Стус» доберется до экранов, а пока просто запомните, что ее авторы пообещали таки доснять сцену с Медведчуком.
ЧМ-2018 в России против всех
Обычно любой спорт для украинцев - это праздник, однако то, что ЧМ-2018 по футболу, который проходил в России, станет, скорее, источником проблем, а не радости, стало понятно еще в 2017-м. Тогда Зураб Аласания заявил, что Общественное транслировать мундиаль не будет, а уже в феврале от контактов с мероприятием на территории страны-агрессора открестилась и Федерация футбола Украины.
Впрочем, столь принципиальными оказались далеко не все. О том, что транслировать ЧМ-2018 будут каналы группы «Интер», сначала говорили на уровне слухов, а потом и официально, а Верховная Рада очень кстати не успела рассмотреть запрет подобных эфиров. Ну и, конечно, не могу не вспомнить о цифрах, которые собрал российский футбольный праздник в наших широтах: судя по ним, не любить соседей подавляющее большинство украинцев готовы только до тех пор, пока в дело не вмешивается футбол.
Богдан Батрух против АМКУ
Можно сколько угодно кулуарно обвинять Богдана Батруха и его компанию B&H в оккупации рынка отечественного кинопроката, а можно обратиться в Антимонопольный комитет и наконец официально расставить все точки над «i». Долгие годы отечественные кинематографисты, дистрибуторы и кинотеатры ходили по кругу, используя первый способ, но в этом году воз, кажется сдвинулся с места. А началось все с премьеры фильма «Киборги», точнее, с письма прокатчикам, в котором Госкино просило их если не помочь картине Ахтема Сеитаблаева в прокате, то хотя бы не мешать. Батрух усмотрел в этом давление, и заверте…
Официально точка в деле B&H в контексте монополизации рынка отечественного проката (в том числе, из-за заокеанской сделки Disney и Fox) пока не поставлена, так что ждем очередного витка этой истории. Впрочем, одно то, что ее начали обсуждать, да еще и публично, уже само по себе достижение.
Представители киноиндустрии против представителей киноиндустрии
Порой медийные скандалы бывают настолько запутанными и изощренными, что без 100 граммов в них не разобраться. Споры и ссоры отечественных кинематографистов, разгоревшиеся из-за распределения «патриотичных» денег на производство фильмов, - как раз из таких, однако не вспомнить их сегодня я не могу по понятным причинам.
Я бы рада сказать, что начались они еще до соответствующих питчингов, но это не так: заявления о том, что госденьги по программе поддержки патриотичного кино выделяются как-то не так, начали звучать уже после их распределения. В принципе, можно было бы все свернуть на неумение отдельных продюсеров проигрывать, но и Минкульт, отвечавший за процесс, проявил себя не ахти как: ведомство то путалось в показаниях и подсчетах, то срывало сроки, а это, сами понимаете, ситуации не помогло.
Facebook, Yahoo и Google против приватности пользователей
Обычно, перечисляя скандалы прошлого, я концентрирую внимание на украинских реалиях, но в этот раз нашелся один международный кейс, который повлиял на весь мир без исключения. После череды различных скандалов, пользователи всей планеты наконец осознали, что ни одна транснациональная корпорация, работающая с личными данными пользователей, за них, по большому счету, не отвечает.
Главным злодеем года в этом отношении стал, конечно же, Марк Цукерберг, которого злой рок преследует еще со времен утечки, связанной с Cambridge Analytica. Сначала Марк потерял $5 млрд на акциях компании, затем был вынужден сходить на ковер в Конгресс США, а после его детище штрафовали абсолютно все, у кого на то были хоть малейшие причины. Не менее ярко сияла звезда компании Google, которая даже вынуждена была закрыть соцсеть Google+, и тоже из-за утечек пользовательских данных. Да что там: даже традиционный аутсайдер Yahoo оказался вполне в тренде, и был вынужден заплатить $50 млн за утечку данных 200 млн пользователей еще в 2013 году. Очень надеюсь, что никто из моих читателей при этом не пострадал ни морально, ни материально.
Таким был бурный 2018-й с точки зрения склок. Если вы не попали в список скандалистов, то в новогоднюю ночь не стесняйтесь пить шампанское и налегать на оливье - хорошее поведение требует поощрения. И советую далеко не уходить: итогов еще будет много, и Няня вспомнит каждого, о ком нужно вспомнить.
Фото - peremogi.livejournal.com, hochu.ua, investigator.org.ua, 1tv.com.ua, kp.ua,
censor.net.ua, depo.ua, unn.com.ua, facebook.co, facebook.com, beztabu.net,
video.detector.media, glavcom.ua, edinaya-odessa.org, Андрей Полищук, absurdu.net,
bbc.com, movieweb.com, facebook.com, skelet-info.or, daily.rbc.ua, 5.ua, facebook.com,
versiya.info, bbc.com, blognews.am, fredzone.org