2005

«Вечерний Квартал»

Фото: пресс-служба Студии "Квартал 95"



Этот год был богат для Украины, прежде всего, на политические события: накануне свершилась Оранжевая революция, в стране сменилась власть, у многих появилась надежда на светлое будущее. Переломным 2005-й стал и для студии «Квартал 95», основанной двумя годами ранее на базе команды КВН «95 Квартал». Запустив на «Интере» юмористический проект «Вечерний Квартал», команда комиков очень быстро стала всенародными любимчиками, а со временем полностью заняла юмористическую нишу на отечественном телевидении, вытеснив некогда популярный КВН и породив немало последователей.

Юмористические и игровые телепроекты, адаптации крупных зарубежных форматов и продажа собственных форматов в разные страны, полнометражное кино – как студия «Квартал 95» стала одним из самых успешных продакшенов страны, рассказывает бессменный лидер компании Владимир Зеленский:

- Сначала все школьники мечтают играть в КВН, а когда чего-то в нем добиваются, начинают думать: что же после? Мы об этом задумались в 2001 году – переломное для команды время, когда были и победы, и награды, и кубки. С одной стороны, нас узнавали на рынках, но с другой – чтобы семечки тебе продали дешевле, все еще приходилось торговаться. То есть, мы получали огромное моральное удовлетворение, но с финансовой точки зрения эта слава ничего не приносила. Мы смотрели на тех, кому удалось добиться большего, и понимали, что тоже хотим быть не одной из трехсот команд, а полноценной творческой единицей, которая, занимаясь любимым делом, потом еще и машину себе сможет купить.

На телевидении все происходило в несколько этапов. В 2003 году мы сделали свой первый концерт для «1+1». Знаете поговорку, что все мы – дети, пока у нас не родились свои дети? Так вот, для нас это было своего рода рождением ребенка, потому что пришла ответственность, в первую очередь – финансовая. Для создания того концерта нам понадобилась просто астрономическая по тем временам сумма в $40 тысяч (для сравнения – одна игра в Высшей лиге КВН обходилась в среднем в $2 тысячи). Я до сих пор помню, как мы искали спонсоров: сидели с огромной книгой «Желтые страницы Киева» и обзванивали буквально всех. Кроме того, были договоренности с Александром Роднянским о том, что канал заплатит нам почти половину требуемого бюджета - $18 тысяч (если, конечно, все получится). Я эти цифры запомнил надолго, потому что это было очень больно. Но, слава богу, все получилось.

Потом было еще пару концертов для Плюсов и переход на «Интер», где и появилось название «Вечерний Квартал». Связано это было с тем, что у нас начались проблемы с арендой Октябрьского дворца, и канал «1+1» не отвечал на мои неоднократные обращения помочь в этом вопросе. Была, правда, возможность записываться в ДК «КПИ», но это был бы шаг назад, а мы хотели двигаться только вперед. И Влад Ряшин дал нам такую возможность: в нашем распоряжении оказался целый Дворец «Украина». Более того, Влад взял на себя затраты по подготовкам концертов, и у нас больше не было чувства, что мы все время кому-то должны.

Новый формат выступлений давал больше творческих возможностей. Дело в том, что к концу наших игр в КВН мы были не совсем в его формате: там нужно в течение нескольких минут выдать максимальное количество максимально смешных реприз, потому что за каждую шутку тебе ставят плюсик. А мы – я, Сергей и Борис – не умели писать короткие шутки, у нас получались увесистые пятиминутные номера. Так что с созданием «Вечернего Квартала» я вздохнул с облегчением: наконец-то не надо себя ограничивать! Более того, на телевидении нам никто не ставил никаких условий. И я даже знаю, почему: звездами мы стали во времена Оранжевой революции, когда каналам было не до «Квартала». Для нас это стало одной из самых больших удач, а для всего политикума – одним из самых больших упущений: когда нас стали цитировать, любить, ждать новых выпусков, то остановить все это было невозможно. Хотя мы никогда не ставили себе цель шутить о политике, наши сценарии состоят из нее всего-то процентов на 30, а сначала было и того меньше – процентов 10. Просто так сложилось, что наши политики – звезды, они интересны людям, а значит, и юмор о них будет популярным.

Если говорить о проектах, определяющих наш путь, то началось все действительно с «Вечернего Квартала». Позже из него выросли «Вечерний Киев» и «Рассмеши комика». Первый появился потому, что накопилось очень много материала, который в «Вечернем Квартале» был просто неуместен, а показать его очень хотелось. Второй же мы придумали, когда почувствовали, что просто-напросто истощены. К слову, «Рассмеши комика» стал для нас еще и стартом продаж форматов за границу, причем не только в ближайшие страны, но и в Европу, Казахстан, Китай, Вьетнам. Смотря китайскую адаптацию, я очень удивлялся – один из комиков там оказался лысым, как наш Женя Кошевой. Говорю: «Ну надо же, какое совпадение!» А они мне: «Мы думали, это форматное условие, поэтому специально его побрили».

Важнейшей вехой для «Квартала» стал сериал «Сваты», родивший у нас сериальное направление. Честно говоря, еще со времен КВН у нас была большая заветная мечта – создать кино, которое прогремит на весь мир. Собственно, «Сваты» стали в этом отношении первой ласточкой. Потом, конечно, были полнометражные фильмы, которые мы делаем в сотрудничестве с Марюсом Вайсбергом.

Еще один этап – проект «Танцы со звездами». Лично я именно после него осознал, что стал очень популярным телеведущим. Представьте: раньше мне нужно было написать сценарии к десяти выпускам проекта за те же деньги, что после «Танцев» зарабатывались в течение вечера.

Появление «Вечернего Квартала», безусловно, повлияло на сегмент юмора на украинском телевидении. Появилось много юмористических проектов, и, не буду скрывать: те, кто сегодня создает юмор в стране, так или иначе у нас работали. Конечно, останавливаться на достигнутом мы не намерены. Моя мечта – однажды запустить телеканал, на котором работали бы только свои. Надеюсь, когда-нибудь вы о нем услышите.

2005

Свобода слова