«Нюхач» - первый украинский сериал, ставший международным форматом
В конце 2013 года на телевизионные экраны Украины вышел сериал «Нюхач» – нетипичный для отечественного телерынка проект о детективе с уникальным обонянием, созданный компанией FILM.UA. Идея, главный герой, графика, локации – по всем составляющим проект кардинально отличался от большинства отечественных сериалов. Производители сознательно приближали его к западным стандартам, делая ставку на международный потенциал. Задумка удалась: через год с небольшим (за это время сериал разошелся по странам Европы, Азии, Америки, завоевал несколько наград престижных международных фестивалей) формат сериала «Нюхач» был продан для адаптации на крупные мировые рынки.
Чтобы превратить хорошую идею в успешный продукт, а затем и в международный формат, понадобились годы кропотливой работы всех участников процесса – от автора идеи до дистрибьюторов. Как создавался один из важнейших прецедентов в истории отечественного телепроизводства, рассказывает продюсер «Нюхача», Генеральный продюсер FILM.UA Group Виктор Мирский:
- Все началось, если не ошибаюсь, в 2010 году. Артем Литвиненко (автор идеи, соавтор сценария и режиссер «Нюхача») был режиссером нескольких наших телевизионных программ, и мы обсуждали возможность его участия в каком-то сериальном проекте. На тот момент как режиссер-постановщик Артем сделал только один телевизионный фильм – «Папа напрокат», который и попросил меня посмотреть.
Скажу откровенно, я и свои-то собственные телевизионные фильмы к тому времени смотрел с трудом, а уж заставить себя посмотреть что-то подобное, созданное на другой студии, было за пределами моих сил. В общем, я, как мог, откладывал этот просмотр. Шли месяцы… Я продолжал обещать. На каком-то этапе я стал избегать встреч с Артемом, мне было стыдно признаться, что я опять не посмотрел. В один прекрасный день осознал, что веду себя, мягко говоря, некрасиво. Вечером поставил диск в компьютер, план был простой: посмотреть на быстрой перемотке минут за 20, уловить суть, и таким образом очистить совесть. Я включил диск и без всякой перемотки посмотрел весь фильм. Это была действительно хорошая работа. Мне стало легче. Не только потому, что я наконец-то снял с себя груз обещаний, но и, главное, абсолютно четко увидел потенциал режиссера.
Я сказал Артему, что мне фильм понравился, и мы договорились встретиться в ближайшее время, чтобы обсудить ряд его идей. Одной из них была история о детективе с феноменальным обонянием. На ней мы и решили остановиться.
К тому времени вышло несколько громких американских проектов («Обмани меня», «Доктор Хаус», «Менталист», «Монк» и другие), герои которых обладали, скажем так, особой харизмой и талантами. Мы тоже хотели найти интересного героя. И детектив-нюхач показался вполне свежей идеей. Решили попробовать. Артем в соавторстве с Андреем Бабиком написали несколько серий, ну и, скажем так, закрутилось.
Что было дальше, я уже много раз рассказывал. На каналах мне говорили, что идея классная, задумки в сценарии неплохие, но остро стоял один простой вопрос: «Как вы планируете все это визуализировать?» Никто не хотел рисковать, поэтому рискнуть пришлось самим. Мы с партнерами на FILM.UA приняли решение снимать пилот своими силами. На то время (да и сейчас тоже) это были большие деньги. И неудача ударила бы очень больно. Мы только оправились от кризиса 2008 года, и любой финансовой провал был бы для нас крайне болезненным.
Не могу сказать, что все прошло как по маслу. Были свои сложности – особенно, как и ожидалось, с графикой. Получилось не сразу. Меняли подрядчиков, тратили деньги. В общем, провозились прилично, но дальше было чуть легче. Каналы увидели пилот, мы получили заказ, достаточно четко понимали, что хотим получить в финале – в общем, пошло веселее. Больше года готовились, снимали, монтировали. В эфир первый сезон вышел в конце 2013 года. Был успех.
Конечно, мы мечтали об успехе на своей территории. И были очень рады результатам! Но была у нас с Артемом еще одна, скажем так, «сокровенная» мысль. К тому времени на рынке уже активно покупались западные форматы, и мы тихонько мечтали о том, что придет время, когда мы будем не только покупать, но и продавать идеи. И надеялись, что «Нюхач», возможно, станет на этом пути первооткрывателем. Мы действительно в это верили. Другой вопрос, что заставляли себя не зацикливаться: получится – хорошо, нет – значит, в другой раз.
По состоянию на сегодня у нас уже есть два контракта с большими территориями. Об одном из них – с французами – уже известно, о втором мы объявим в ближайшее время, но договор уже подписан. И мы, конечно же, очень надеемся, что уже в следующем году на телевизионных экранах появится еще как минимум два новых «Нюхача». Впрочем, сам факт подписания договоров – уже серьезный прецедент. Для обеих стран это первый опыт приобретения сериального формата на постсоветском пространстве.
Конечно, мы мечтаем и о том, что «Нюхач» появится в США – на главном и самом конкурентном телерынке мира. Благодаря «Нюхачу» мы уже получили неоценимый опыт работы с крупнейшими американскими агентствами. У нас были очень серьезные встречи с «большими» ребятами, чьи имена открывают любую дверь в Голливуде. Поверьте, эти парни не встречаются по пустякам. Если они нашли время для встречи с нами – это уже большой результат. И серьезный шаг вперед. Но мы верим, что на этом дело не закончится, процесс идет.
Успех «Нюхача» дает силы для новых свершений и идей. И я сейчас говорю не только о FILM.UA, который причастен к этому проекту, но об отечественном телерынке в целом. Ведь если получилось один раз, значит, может получиться и второй, и третий. Кроме того, лично меня вполне вдохновляют на этом пути примеры Скандинавии, Израиля, Южной Кореи. Если у этих ребят получается, то чем же мы хуже? Они смогли, и мы сможем. «Нюхач» тому первый, но, уверен, далеко не последний пример.