2001

«Телетриумф»

Фото: Иванна Зубович



Появление серьезной индустриальной премии (не важно, о какой индустрии идет речь), как правило, свидетельствует, что индустрия эта сформировалась и развивается в правильном направлении. Очень показательно, что всего-то через год с условной точки отсчета «нового украинского ТВ» в стране появилась и отраслевая премия. Конечно, какие-то попытки в этой области были и до, и после «Телетриумфа». Но «официальной» индустриальной премией стала именно эта: учрежденная Нацсоветом и признанная, собственно, индустрией.

Правила «Телетриумфа» менялись каждый год – придумывали разные схемы голосования, разные принципы подбора участников, разные нормы. Неизменным оставалось одно: премия развивалась вместе с индустрией, ежегодно отмечая самые важные изменения. Когда в Украине начали производить сериалы – появились соответствующие номинации, когда активизировались региональные вещатели – их представители вошли в экспертный совет, когда мы научились адаптировать зарубежные форматы – форматные шоу отделили от придуманных здесь.

В прошлом году «Телетриумф» по понятным причинам не проводился. Но, согласитесь, несмотря на все кризисы, индустрия неумолимо развивается, не упуская мировых тенденций. Значит, и премия должна вручаться – мы ведь все тут оптимисты? Ну а как создавался «Телетриумф», рассказывает ее «отец» Николай Баграев:

– Мысль об основании телевизионной премии пришла мне в 2000 году, после формирования полноценного состава Нацсовета по телевидению и радиовещанию. Тогда перед нами стояла задача «очеловечить» Нацсовет, вдохнуть в него новую жизнь, сделать определенные шаги навстречу индустрии. Поскольку предыдущий период существования Нацсовета был достаточно спорным, нам предстояло восстановить нормальные рабочие отношения с телеиндустрией – в те годы достаточно разрозненной.

В Украине на тот момент уже существовала телепремия «Золотая Эра», организованная Александром Роднянским. Но из-за внутренних неурядиц и противоречий к 2000 году стало ясно, что продолжения у «Золотой Эры» не будет. И я, уже имея опыт проведения масштабных мероприятий (компания «Таврийские Игры» в те годы проводила по 4-5 крупных фестивалей ежегодно) и организации шоу-бизнесовой премии «Золотая Жар-птица», предложил учредить индустриальную премию. Коллеги по Нацсовету мою идею в целом поддержали. И команда «Таврийских Игр» приступила к разработке концепции.

Конечно, сделать сходу церемонию уровня «Эмми» мы не могли. Но заложить надежный фундамент как минимум должны были. Мы изначально понимали, что у премии должны быть две главные цели: отметить лучших и стимулировать развитие индустрии. Именно из этого исходили, принимая схему голосования экспертов и определяя набор номинаций. Третье условие заключалось в том, чтобы премия была не просто «междусобойчиком» профессионалов: мы хотели, чтобы вся страна могла увидеть и узнать своих героев. Судя по всему, мы все тогда сделали правильно.

Название «Телетриумф» на одно из первых рабочих совещаний принес наш тогдашний арт-директор Валентин Коваль, и оно как-то сразу прижилось. Тот же Коваль вместе с дизайнером «Таврийских Игр» Людмилой Бельцевич разработал и дизайн статуэтки. Магнитофонная пленка, превращающаяся в лавровые листья, окружающие земной шар – вот и вся символика. Вариантов было несколько, все я уже и не вспомню. Но этот оказался самым удачным. И с тех пор единственное, что меняется в статуэтке – год, за который вручается премия. Не знаю, кто изготавливает статуэтки сейчас, но в первые годы это делал Сергей Коробка, наш сосед по офису «Игр» и мастер своего дела.

Осенью 2000 года были разработаны и базовые принципы премии, и первый перечень номинаций. В декабре мы уже представили премию официально, а в апреле 2001-го провели первую церемонию награждения. Готовили мы ее методом «мозговых штурмов»: все близкие мне телевизионщики писали перечни номинаций и перечисляли известных людей индустрии, потом все это бурно обсуждалось в Нацсовете, и в итоге мы приходили к каким-то решениям.

Когда же в первый раз у нас все получилось, индустрия в наше начинание поверила и постепенно стала к процессу подключаться. После возникновения ИТК, кажется, третью церемонию, мы уже проводили совместно, и ИТК стал соучредителем премии. Я уже к тому времени покинул Нацсовет, но компания «Таврийские Игры» еще несколько лет была оператором Премии, пока Комитет не забрал на себя всю процедурную часть.

Многих интересует, почему в 2005-м церемония вручения «Телетриумфа» проводилась в Запорожье. Давайте вспомним, какой были осень 2004 и зима 2005 года: многие телекомпании пересматривали свои подходы к вещанию, в первую очередь, информационному, кто-то вообще не хотел участвовать в «Телетриумфе». Тем не менее, именно в 2005 году в премии впервые появились номинации для локальных станций, к процедуре определения победителей впервые присоединилась НАМ. В то же время возникли проблемы с финансированием самой Церемонии. Поэтому инициатива тогдашнего «губернатора» Запорожской области Юрия Артеменко – нынешнего главы Нацсовета (с февраля по ноябрь 2005-го Артеменко возглавлял Запорожскую облгосадминистрацию, - МН), поддержанная руководителем «Запорожстали» Виталием Сацким, пришлась очень кстати.

В принципе, по тому, как развивалась премия, можно следить и за развитием отечественной телеиндустрии. Если на первой церемонии «Телетриумф» вручался всего в 14 номинациях, то пару лет назад их было уже более 50 – по-моему, очень показательно.

«Таврийские Игры» перестали быть оператором премии, кажется, в 2005-м. А в 2008-м, насколько я помню, мы передали Нацсовету и ИТК все права на название и призовую статуэтку. С тех пор, как индустрия взяла судьбу премии в свои руки, все основные связанные с ней вопросы решает она. Каждый год церемонию готовят по очереди различные каналы, и у «Телетриумфа» каждый раз новое лицо. Но основные задачи остались прежними: отмечать лучших и двигать индустрию вперед.

Помню, как обсуждали церемонию-2013, которая планировалась на конец ноября 2013 года в Октябрьском дворце, как сдвигали ее сначала на две недели, потом на месяц, потом вообще решили не проводить. И как в 2014-м выбирали формат церемонии на фоне всех тех бед, которые переживала наша страна. Но ведь телевизионщики работали и продолжают работать, и определять лучших нужно в любых условиях. Будет ли это онлайн-формат, формат индустриального форума, как это было вначале, или любой другой – это лишь вопрос компромисса со временем. 

Главное – премия живет уже 14 лет! И это не может не вызывать гордость.

2001

Inter Media Group