В 2012 году четверо смелых – Егор Олесов, Игорь Гоцуляк, Дмитрий Колесник и Дмитрий Овчаренко – стояли плечом к плечу с авторами специальных эффектов в сериалах «Падающие небеса», «Грань», «Планета Динозавр», «Терра Нова» и ничуть не тушевались. Потому что сериал «Баллада о Бомбере», точнее, использованные в ней VFX, признали мировым классом на самом престижном индустриальном форуме мира. И самым прозрачным образом, потому что голосование на премии VES – Visual Effects Society – самое экспертное и профессиональное. И уж тем более беспристрастное.
О том, как силами небольшой украинской постпродакшн-студии получилось завоевать международное признание и вдохновить на подвиги всю индустрию, рассказывает Юрий Прилипко, СЕО компании POSTMODERN:
- Работая над «Балладой о Бомбере», специалисты по VFX, продюсеры, студия и клиент в какой-то момент совместно решили провести чистой воды эксперимент – проверить, получится ли сделать постпродакшен принципиально другого уровня. Никто, делая «Бомбера», не метил на «Оскар» и его VFX-аналог, нам это и в голову не приходило. Скорее, принципиально было провести некий тест-драйв собственных ресурсов, понять, насколько и как именно работают наши ноу-хау – как собственные, так и международные, применимо к реалиям отечественного рынка. Это была копродукция, поэтому на эксперимент решались непросто, так как в процесс было вовлечено несколько сторон.
Когда возникла идея проекта «Баллада о Бомбере» и мы захотели попробовать сделать все по-другому, POSTMODERN создал превизуализацию и показал ее режиссеру. Ему понравилось, и от этого планировали съемки: специально под VFX часть сцен, особенно самолетных, снимали внутри, чтобы впоследствии все было красиво и фотореалистично. «Балладу о Бомбере» нельзя назвать первым опытом превизуализации в Украине, но именно в этом проекте сложились, наконец, пазлы разных техник и методологий, которые в сумме дали принципиально новый для индустрии результат, первый опыт успешного использования всех инструментов VFX, целая цепочка взаимосвязанных действий.
Когда мы разрабатывали каждый шот, была использована не просто превизуализация и планирование съемок под ее спецификации. Мы не просто показали режиссеру, как может выглядеть кадр после постпродакшена: мы планировали картинку, исходя из превиза, непосредственно для того, чтобы потом на съемке иметь ее в виду. Наше новшество состояло в том, что превизуализация рулила всем процессом, а не наоборот, когда она постоянно подстраивается под съемочную необходимость.
Но хвалить только превиз нельзя: успехом мы обязаны нормальному бюджету проекта, тому, что продакшен согласился потратить деньги на хорошие сцены, толковое производство и пост-истории, на которую ушло много усилий, времени и человеческого ресурса. Но, увидев результат, мы поняли, что картинка реально классная! Что все эти шаги были правильными и принесли свои плоды.
В это время Егор Олесов как раз стал первым украинцем-членом Visual Effects Society. И увидел, что там ежегодно проводится награждение за лучшие FX в индустрии, и что номинации международные. Мы решили подготовить материалы и превидео – не столько ради номинации, сколько для того, чтобы показать остальным. Реакция на нашу заявку удивительная – мы попали в шорт-лист. То есть комментариев от коллег мы не знаем (на VES нет возможности увидеть комментарии, там можно только голосовать), но когда ставят знак равенства между тобой, «Терра Новой» и «Гранью», это говорит о многом.
Отечественный рынок не сильно на это отреагировал – мало кто до конца понимает, что это вообще такое, шорт-лист на VES. Это все же некая Голливудская награда, которая касается только VFX. Знающие, что это, понимали, как это круто, но тех, кто знал – мало, это же не «Эмми» или «Золотой глобус» (хотя разница только в том, что последние две награды широко известны). Все наши VFX-еры были в восторге: для них это – признание, но сложно сказать, что рынок внезапно взорвался.
При этом интерес к работе такого уровня родился, и тут как раз нелогичным для экономики путем наличие предложения сформировало определенный спрос на высококачественный и высокотехнический постпродакшен. С готовой картинкой «Бомбера» больше не надо было на пальцах объяснять, что может VFX в Украине. Это позволило в первую очередь нам самим, как VFX-хаусу, понять, что мы можем, и двигаться вперед. Ведь следующим нашим шагом стали «Мотыльки», которые получили сразу две номинации на VES. Там мы создали целую среду – воссоздали Чернобыльскую АЭС и 25-километровую зону вокруг нее. Это было беспрецедентно для рынка. Потом мы сделали ролик War Thunder, чего в Украине до этого тоже никто не делал.
Именно благодаря этим работам другие VFX-художники Украины поняли, что можно работать в Украине и строить environment, разработать технологию собственного производства, которая ни в чем не уступает, а в чем-то и превосходит мировой стандарт. Это позволило Украине создать определенный имидж и привлечь клиентов.
Было бы глупо говорить, что в индустрии все цветет и пахнет – в Украине сейчас мало бюджетов и мало рынка, а многие VFX-хаусы закрываются: если не из-за сокращения рынка или кризиса, то из-за того, что существовали на пиратском софте. Но благодаря номинации «Бомбера» на VES, собственно VFX-художники увидели, что можно работать здесь, в реалиях украинского рынка, и производить хорошие вещи, что не обязательно для этого эмигрировать в Голливуд и маяться там на переполненном рынке труда. Думаю, почти ежегодное участие украинских проектов в VES поднимает планку украинского VFX до уровня мирового телевидения, и за качеством обязательно последует количество, раз уж предложение родило спрос.